Автор: Васильева Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Алеховщинская СОШ"
Населённый пункт: село Алёховщина Ленинградской области
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности "КЛУБ ПОЧЕМУЧЕК" общеинтеллектуального направления для 4 класса
Тема: Программа внеурочной деятельности "КЛУБ ПОЧЕМУЧЕК" общеинтеллектуального направления для 4 класса
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального
общего образования второго поколения.
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы
приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями
современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности
человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде
человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты
деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому
интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами
представляют собой особые виды деятельности.
Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное
время.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны
желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, развивать
подвижность и гибкость мышления, учиться рассуждать, мыслить, развивать
познавательные и творческие способности и разработана настоящая программа.
Актуальность : необходимость развития способностей детей с учётом их
индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Особенности программы:
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на
фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и
запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала
учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают:
разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных
интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать,
конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти,
внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Программа предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у
игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться
диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества,
взаимного доверия и уважения.
Основные виды деятельности:
- решение логических задач по разным отраслям знаний
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
- интеллектуальная игра
- викторины,конкурсы
Направление программы: общеинтеллектуальное
-1-
Срок реализации программы: один год
35 часов в год ( по одному учебному часу в неделю ).
Участники программы : учащиеся 4 класса
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности,
интеллектуальной одарённости учащихся.
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
- развитие интереса к изучаемым предметам
- воспитание толерантности ,этической культуры
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок.
- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач.
Метапредметные результаты :
Формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий)
-2-
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
-Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных
учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе,интернете.-
-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в процессе интеллектуальной игры и в жизни.
Формы учета оценки планируемых результатов:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Тестирование
4. Анкетирование учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
В ходе реализации программы формируются ключевые компетенции учащихся, что в
условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С
позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить
обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать
необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения
поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою
деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Школьники учатся работать в
команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при
этом, не стесняясь высказывать свое мнение.
Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует
множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической
защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к
эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно
сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их
поведении на экзаменах.
-3-
Занятия
проводятся
блоками.
В
конце
каждого
блока
в
качестве
подведения
итога
поводится интеллектуальная игра.
1 блок
Такие разные загадки.
Определение загадки. Изучение видов загадок. Подробное знакомство с каждым из
видов.
Составление
загадок
по
алгоритму.
Выполнение
развивающих
заданий,
тестовых
и
творческих
работ
с
загадками
разных
видов.
Итогом
блока
является
интеллектуальная игра «Умники и умницы»
2блок
В царстве математики
Знакомство с великими именами в математике. Решение задач на логику, смекалку,
задач повышенной сложности, математических головоломок, логических цепочек,
олимпиадных заданий. Работа с волшебными квадратами и треугольниками. Игры с
числами. Применение математических знаний на практике. В качестве подведения
итогов блока проводится интеллектуальная игра «Звёздный час».
3 блок
В царстве природы.
Знакомство с царством природы. Работа с энциклопедиями. Раскрываем секреты живой
и неживой природы, растений и животных. Правила безопасного поведения в лесу ,на
водоёме. Создание плаката в защиту природы. Экологическая тропа(проект).Итогом
блока является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
4 блок
В царстве русского языка и литературы.
Работа с пословицами и поговорками, крылатыми ,выражениями. Игры со словами.
Работа с энциклопедиями и словарями. Литературный марафон по сказкам А.С
Пушкина. Работа с русской народной загадкой. Самостоятельное составление загадки.
В качестве итога проводится интеллектуальная игра «Слабое звено»
5 блок
Умные игры.
Знакомство с умными играми. Страницы истории игр. Великие шахматисты.
Шашечный турнир. Шахматный турнир.
Календарно-тематическое планирование
Данное планирование направлено на развитие логического мышления обучающихся,
формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков,
решение задач повышенной трудности, расширение кругозора учащихся, умения
анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, а так же быть активным
участником интеллектуальных игр.
-4-
№ п/п
Тема занятия
Дата
теор.ч
пр.ч.
1
Вводное занятие.
06.09
1
2
Такие разные загадки.
13.09
1
3
Стихотворные загадки.
20.09
1
4
Логические загадки.
27.09
1
5
Загадки с подвохом.
04.10
1
6
Ребусы.
11.10
1
7
Шарады.
18.10
1
8
Логогрифы и метаграммы.
25.10
1
9
Игра «Умники и умницы».
08.11
1
10
В царстве математики. Из истории науки.
15.11
1
11
Логические задачи.
22.11
1
12
Математические головоломки.
29.11
1
13
Задачи на смекалку.
06.12
1
14
Думай, считай, отгадывай.
13.12
1
15
Магия чисел .Игры с числами.
20.12
1
16
Волшебные квадраты и треугольники.
27.12
1
17
Игра «Звёздный час».
17.01
1
18
В царстве природы.
24.01
1
19
Секреты растений.
31.01
1
20
Секреты животных.
07.02
1
21
В лес за чудесами.
14.02
1
22
Экологическая тропа.
21.02
1
23
Водная феерия.
28.02
1
24
Игра «Что? Где? Когда?».
07.03
1
25
В царстве русского языка и литературы.
14.03
1
26
Всякая пословица не мимо молвится.
21.03
1
27
Крылатые выражения.
04.04
1
28
Я-мастер загадок.
11.04
1
29
Игры со словами.
18.04
1
30
Литературный марафон.
25.04
1
31
Игра «Слабое звено».
05.05
1
32
Умные игры.
12.05
1
33
Шашки. Шашечный турнир.
16.05
1
34
Шахматы. Шахматный турнир.
23.05
1
35
Итоговое занятие. Награждение детей.
30.05
1
итого:
35ч.
11ч.
24ч.
Материально-техническое обеспечение:
-раздаточный материал к занятиям по темам
-развивающие игры
-художественная и методическая литература, словари, энциклопедии.
-интернет
-5-
Список литературы:
Для педагога :
Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон
Санкт-Петербург, 2001
З. Н. Альхов «Внеклассные занятия по предметам» М, Лицей 2007г.
М.Басова « Познавательные игры для школьников» Ярославль, 2006
Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2009
В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 2006
В.Волина « Праздник числа» М, 19953
Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1999
Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1999
«Речевые секреты» под редакцией Т. Ладыженской, М, 2003
«Старинные вятские загадки» Киров, 2000
Интернет-порталы образовательной направленности.
Для учащихся:
В.П. Аникин «Русские пословицы и поговорки» Худож. литература 2006
Ю. Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 2005
Интернет-порталы образовательной направленности
Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»М Эксмо 2004
-6-