Напоминание

Программа внеурочной деятельности "КЛУБ ПОЧЕМУЧЕК" общеинтеллектуального направления для 4 класса


Автор: Васильева Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Алеховщинская СОШ"
Населённый пункт: село Алёховщина Ленинградской области
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности "КЛУБ ПОЧЕМУЧЕК" общеинтеллектуального направления для 4 класса
Тема: Программа внеурочной деятельности "КЛУБ ПОЧЕМУЧЕК" общеинтеллектуального направления для 4 класса
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального

общего образования второго поколения.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы

приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями

современной жизни.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности

человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде

человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты

деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому

интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами

представляют собой особые виды деятельности.

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное

время.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны

желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, развивать

подвижность и гибкость мышления, учиться рассуждать, мыслить, развивать

познавательные и творческие способности и разработана настоящая программа.

Актуальность : необходимость развития способностей детей с учётом их

индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Особенности программы:

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на

фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и

запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала

учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают:

разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных

интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать,

конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти,

внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Программа предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у

игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться

диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества,

взаимного доверия и уважения.

Основные виды деятельности:

- решение логических задач по разным отраслям знаний

- работа с различными источниками информации

- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

- интеллектуальная игра

- викторины,конкурсы

Направление программы: общеинтеллектуальное

-1-

Срок реализации программы: один год

35 часов в год ( по одному учебному часу в неделю ).

Участники программы : учащиеся 4 класса

Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности,

интеллектуальной одарённости учащихся.

Задачи программы:

- способствовать расширению кругозора

- развивать мотивацию к познанию и творчеству

- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся

- обучать младших школьников работе с различными источниками информации

- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

- развитие интереса к изучаемым предметам

- воспитание толерантности ,этической культуры

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а

также находить средства ее осуществления.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их

выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок.

- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач.

Метапредметные результаты :

Формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе

продуктивных заданий)

-2-

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная

информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной

задачи.

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных

учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе,интернете.-

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные

выводы.

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и

поведения в процессе интеллектуальной игры и в жизни.

Формы учета оценки планируемых результатов:

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Тестирование

4. Анкетирование учащихся

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

В ходе реализации программы формируются ключевые компетенции учащихся, что в

условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С

позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить

обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать

необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения

поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою

деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Школьники учатся работать в

команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при

этом, не стесняясь высказывать свое мнение.

Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует

множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической

защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к

эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно

сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их

поведении на экзаменах.

-3-

Занятия

проводятся

блоками.

В

конце

каждого

блока

в

качестве

подведения

итога

поводится интеллектуальная игра.

1 блок

Такие разные загадки.

Определение загадки. Изучение видов загадок. Подробное знакомство с каждым из

видов.

Составление

загадок

по

алгоритму.

Выполнение

развивающих

заданий,

тестовых

и

творческих

работ

с

загадками

разных

видов.

Итогом

блока

является

интеллектуальная игра «Умники и умницы»

2блок

В царстве математики

Знакомство с великими именами в математике. Решение задач на логику, смекалку,

задач повышенной сложности, математических головоломок, логических цепочек,

олимпиадных заданий. Работа с волшебными квадратами и треугольниками. Игры с

числами. Применение математических знаний на практике. В качестве подведения

итогов блока проводится интеллектуальная игра «Звёздный час».

3 блок

В царстве природы.

Знакомство с царством природы. Работа с энциклопедиями. Раскрываем секреты живой

и неживой природы, растений и животных. Правила безопасного поведения в лесу ,на

водоёме. Создание плаката в защиту природы. Экологическая тропа(проект).Итогом

блока является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

4 блок

В царстве русского языка и литературы.

Работа с пословицами и поговорками, крылатыми ,выражениями. Игры со словами.

Работа с энциклопедиями и словарями. Литературный марафон по сказкам А.С

Пушкина. Работа с русской народной загадкой. Самостоятельное составление загадки.

В качестве итога проводится интеллектуальная игра «Слабое звено»

5 блок

Умные игры.

Знакомство с умными играми. Страницы истории игр. Великие шахматисты.

Шашечный турнир. Шахматный турнир.

Календарно-тематическое планирование

Данное планирование направлено на развитие логического мышления обучающихся,

формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков,

решение задач повышенной трудности, расширение кругозора учащихся, умения

анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, а так же быть активным

участником интеллектуальных игр.

-4-

№ п/п

Тема занятия

Дата

теор.ч

пр.ч.

1

Вводное занятие.

06.09

1

2

Такие разные загадки.

13.09

1

3

Стихотворные загадки.

20.09

1

4

Логические загадки.

27.09

1

5

Загадки с подвохом.

04.10

1

6

Ребусы.

11.10

1

7

Шарады.

18.10

1

8

Логогрифы и метаграммы.

25.10

1

9

Игра «Умники и умницы».

08.11

1

10

В царстве математики. Из истории науки.

15.11

1

11

Логические задачи.

22.11

1

12

Математические головоломки.

29.11

1

13

Задачи на смекалку.

06.12

1

14

Думай, считай, отгадывай.

13.12

1

15

Магия чисел .Игры с числами.

20.12

1

16

Волшебные квадраты и треугольники.

27.12

1

17

Игра «Звёздный час».

17.01

1

18

В царстве природы.

24.01

1

19

Секреты растений.

31.01

1

20

Секреты животных.

07.02

1

21

В лес за чудесами.

14.02

1

22

Экологическая тропа.

21.02

1

23

Водная феерия.

28.02

1

24

Игра «Что? Где? Когда?».

07.03

1

25

В царстве русского языка и литературы.

14.03

1

26

Всякая пословица не мимо молвится.

21.03

1

27

Крылатые выражения.

04.04

1

28

Я-мастер загадок.

11.04

1

29

Игры со словами.

18.04

1

30

Литературный марафон.

25.04

1

31

Игра «Слабое звено».

05.05

1

32

Умные игры.

12.05

1

33

Шашки. Шашечный турнир.

16.05

1

34

Шахматы. Шахматный турнир.

23.05

1

35

Итоговое занятие. Награждение детей.

30.05

1

итого:

35ч.

11ч.

24ч.

Материально-техническое обеспечение:

-раздаточный материал к занятиям по темам

-развивающие игры

-художественная и методическая литература, словари, энциклопедии.

-интернет

-5-

Список литературы:

Для педагога :

Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон

Санкт-Петербург, 2001

З. Н. Альхов «Внеклассные занятия по предметам» М, Лицей 2007г.

М.Басова « Познавательные игры для школьников» Ярославль, 2006

Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2009

В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 2006

В.Волина « Праздник числа» М, 19953

Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1999

Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1999

«Речевые секреты» под редакцией Т. Ладыженской, М, 2003

«Старинные вятские загадки» Киров, 2000

Интернет-порталы образовательной направленности.

Для учащихся:

В.П. Аникин «Русские пословицы и поговорки» Худож. литература 2006

Ю. Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 2005

Интернет-порталы образовательной направленности

Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»М Эксмо 2004

-6-



В раздел образования