Напоминание

"Мой край"


Автор: Чебыкина Лариса Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ АГО "Уфимская СОШ" – филиал "Каргинская ООШ"
Населённый пункт: с. Карги
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Мой край"
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ачитского городского округа

«Нижнеарийская основная общеобразовательная школа»

Приложение №1 к Основной

образовательной программе

основного общего образования

утв. приказом № 271

от 20 июня 2018 г.

.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мой край»

Составитель: Чебыкина Л.М.

учитель истории и обществознания,

I кв. к.

2018г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 класса

в

соответствии

с

новыми

требованиями

ФГОС

ООО.

Актуальность

программы

заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство

гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства,

уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным

краем:

с

историко-культурными,

национальными,

географическими,

природными

особенностями.

Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена на основе примерных

программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеев и др., Москва

Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта « Разработка, апробации

и

внедрение

Федеральных

государственных

стандартов

общего

образования

второго

поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства

образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного

общего

образования

уточняется,

что

под

«проектом»

понимается

комплекс

взаимосвязанных

действий,

предпринимаемых

для

достижения

определенной

цели

в

течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом

предваряется

необходимым

этапом

работой

над

темой,

в

процессе

которой

детям

предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся

сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос.

Программа

внеурочной

деятельности

по

общеинтеллектуальному

направлению

«Мой

край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в

общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу

содержания программы составляет история Свердловской области, герои Ачитской земли

в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства

гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства,

уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии

односельчан, ребята сохраняют историю мало родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает

конкретность

и

наглядность

восприятия

обучающимися

исторического

процесса

т

оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для

развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только

расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и

настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской

и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким

образом,

данная

программа

призвана

развивать

личность

ребенка

путем

активизации

познавательных

способностей

учащихся

и

реализации

их

устойчивого

интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности – изучения истории родного края.

Цели программы:

Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

Расширить и углубить знания учащихся в родном крае;

Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления

исследовательских работ;

Воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых

подвигах земляков;

Овладение начальными навыками исследовательской работы;

Овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Росси и своему

краю;

Воспитание учащийся на примере жизни и деятельности земляков, понимания

ценности и значимости каждого человеческой жизни;

Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих

способностей;

Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его

людях, интереса учащихся к краеведению.

Программы предусматривает теоретические и практические занятия:

1)

Теоретические( беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);

2)

Практические(экскурсии,

встречи,

практикумы

в

библиотеке,

работа

с

документами,

СМИ,

работа

с

компьютером,

другими

информационными

носителями).

Программа предназначена для учащихся 5 классов.

Основные

принципы

реализации

программы

научность,

доступность,

добровольность,

субъектность,

деятельностный

и

личностный

подходы,

преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю. Всего: 34часа.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работа детей в группах,

парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятие проводятся в 1

раз неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная

деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад,

викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и

т.д.

Проектная

деятельность

предусматривает

поиск

необходимой

недостающей

информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на

электронных носителях, в

Интернете,

СМИ

и

т.д.

Источником

нужной

информации

могут

быть

взрослые:

представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

групповая работа;

экскурсия;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы;

трудовые дела.

Теоретическое

и

практические

занятия

способствуют

развитию

устной

коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе

которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При

этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека

может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действия:

1.

Знакомство класса с темой.

2.

Выбор подтем (области знания).

3.

Сбор информации.

4.

Выбор проектов.

5.

Работа над проектами.

6.

Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора

темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-

либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и

подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из

школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы

на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и

беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во

время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные

экскурсии

это

экскурсии

либо

в

музеи,

либо

нп

действующие

предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот

факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми,

какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения

темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура,

игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета,

книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция,

электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.

Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он

должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять

участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все

этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего

класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка

ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом

детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них

получилось,

и

услышать

похвалу

в

свой

адрес.

Хорошо,

если

на

представлении

результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнениях. При прохождении тем

важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В

процессе

прохождения

курса

формируются

умения

и

навыки

самостоятельной

исследовательской

деятельности;

умения

формулировать

проблему

исследования,

выдвигать

гипотезу;

навыки

овладения

методикой

сбора

и

оформления

найденного

материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой

провориться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей

работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы –

опыт

научного

учебного

исследования

по

предметной

тематике,

выступление,

демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов

работы.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации

программы:

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,

составление доклада, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать

определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-

уметь

работать

в

группе,

прислушиваться

к

мнению

членов

группы,

отстаивать

собственную точку зрения;

- владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты обучения

• Изучение истории Самары.

• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной

войны.

• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции

в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающие должны научиться

▪видеть проблемы;

▪ставить вопросы;

В

ходе

решения

системы

проектных

задач

у

школьников

могут

быть

сформированы следующие способности:

▪выдвигать гипотезы;

▪давать определение понятиям;

▪классифицировать;

▪наблюдать;

▪проводить эксперименты;

▪делать умозаключения и выводы;

▪структурировать материал;

▪готовить тексты собственных докладов;

▪объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Рефлексировать

(видеть

проблемы;

анализировать

сделанное

почему

получилось,

почему

не

получилось,

видеть трудности, ошибки);

Целеполагать

(ставить

и

удерживать

цели);

Планировать

(составлять

план

своей

деятельности);

Моделировать

(представлять

способ

действия в виде модели-схемы, выделяя

все существенное и главное);

Проявлять

инициативу

при

поиске

способа (способов) решения задачи;

Вступать

в

коммуникационную

(взаимодействовать при решении задачи,

отстаивать

свою

позицию,

принимать

или

аргументировано

отклонять

точки

зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:

• альбом;

• газета;

• плакат;

• серия иллюстраций;

• справочник;

• стенгазета;

• сценарий праздника;

• фотоальбом.

Личностные и метапредметные результаты

результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

• формирование у детей

мотивации к обучению, о

п о м о щ и

и м

в

с а м о о р г а н и з а ц и и

и

саморазвитии.

р а з в и т и е

познавательных

навыков

у ч а щ и х с я ,

у м е н и й

самостоятельно

конструировать

с во и

знания,

ориентироваться

в

и н ф о р м а ц и о н н о м

пространстве,

развитие

к р и т и ч е с к о г о

и

творческого мышления.

организация

на

занятии

п а р н о -

групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

учитывать

выделенные

учителем ориентиры действия

в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в

в

сотрудничестве

с

учителем

ставить новые учебные задачи;

преобразовывать

практическую

задачу в познавательную;

проявлять

познавательную

соответствии

с

поставленной

задачей

и

с

условиями

ее

реализации,

в

том

числе

во

внутреннем плане;

осуществлять

итоговый

и

пошаговый

конт роль

п о

результату.

и н и ц и а т и в у

в

у ч е б н о м

сотрудничестве.

познавательные

умения

учиться:

навыках

решения

творческих

задач

и

навыках

поиска,

анализа

и

интерпретации информации;

добывать

необходимые

знания

с

их

помощью

проделывать

конк ре т ную

работу;

о с у щ е с т в л я т ь

п о и с к

необходимой информации для

выполнения учебных заданий

с

использованием

учебной

литературы;

• основам смыслового чтения

х у д о ж е с т в е н н ы х

и

познавательных

т е кс т о в ,

выделять

с у щ е с т в е н н у ю

информацию

из

т е к с т о в

разных видов;

о с у щ е с т в л я т ь

а н а л и з

о бъ е кто в

с

в ы д е л е н и е м

с у щ е с т в е н н ы х

и

несущественных признаков.

осуществлять

расширенный

п о и с к

и н ф о р м а ц и и

с

и с п о л ь з о в а н и е м

р е с у р с о в

библиотек и Интернета.

коммуникативные

у ч и т ь с я

в ы п о л н я т ь

различные

роли

в

группе

( л и д е р а ,

и с п о л н и т е л я ,

критика);

• умение координировать свои

усилия с усилиями других;

• формулировать собственное

мнение и позицию;

• договариваться и приходить

к

о б щ е м у

р е ш е н и ю

в

совместной

деятельности,

в

т о м

ч и с л е

в

с и т у а ц и и

столкновения интересов;

• задавать вопросы;

допускать

возможно сть

суще ствования

у

л юд е й

различных точек зрения, в том

числе не совпадающих с его

с о б с т в е н н о й ,

и

ориентироваться

на

позицию

п а р т н е р а

в

о б щ е н и и

и

взаимодействии;

учитывать

разные

мнения

и

и н т е р е с ы

и

о б о с н о в ы в а т ь

собственную позицию;

понимать

отно сительно сть

мнений

и

подходов

к

решению

проблемы;

• аргументировать свою позицию и

координировать

ее

с

позициями

партнеров

в

сотрудничестве

при

выработке

общего

решения

в

совместной деятельности;

п р о д у к т и в н о

р а з р е ш а т ь

конфликты

на

основе

уч е т а

интересов

и

позиций

всех

его

участников;

с

учетом

целей

коммуникации

д о с т а т о ч н о

т о ч н о ,

п о с л е д о в а т е л ь н о

и

п о л н о

передавать партнеру необходимую

информацию

как

ориентир

для

построения действия.

• учитывать разные мнения и

стремиться

к

координации

р а з л и ч н ы х

п о з и ц и й

в

сотрудничестве.

2. Содержание учебного предмета.

Раздел І. Введение в ИКТ. (10 часов)

Содержание

и

задачи

работы

внеурочного

занятия

на

предстоящий

год.

Организация

занятий,

формы

и

методы

исследовательской

работы.

Правила

ТБ

при

работе

с

ПК.

Программа

текстовый

редактор Word.

Программа PowerPoint.

Работа

с

интернетом,

знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки,

необходимые

и

исследовательской

работе.

Обсуждение

и

выбор

тем

исследования,

актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для

исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Раздел ІІ. История Свердловской области и города области. (10 часов).

Раздел

посвящен

истории

родного

края.

История

Свердловской

области.

Символика

Свердловской

области.

Известные

люди

родного

края.

Достопримечательности

Свердловской области. Музеи Свердловской области.

Раздел ІІІ. Свердловская область в годы Великой Отечественной войны. (6 часов).

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода

Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей

жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского

Союза. Вклад каргинцев в победу над врагом. Знакомство с книгой Памяти.

Раздел ІV. Ратные и трудовые подвиги земляков. (5 часов).

Сбор материала о трудовиках.

Раздел V. Итоговое занятие. (3 часа).

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы.

Выставки фотографий. Открытое мероприятие.

Всего: 34 часа.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

Тема

Количест

во часов

Дата

проведен

ия

занятия

Форма

проведен

ия

Дополнительная деятельность,

содержание занятий

Раздел І.

Введение в ИКТ (10 часов)

1

Содержани

е и задачи

работы

внеурочных

занятий.

Организаци

я занятий.

1

Беседа

(теория).

Правила ТБ при работе с ПК. Знания,

умения и навыки, необходимые в

исследовательской работе.

2

Программа

текстовый

редактор

Word.

3

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Работа с компьютером.

3

Программа

PowerPoint.

2

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Работа с компьютером.

4

Работа с

интернетом,

знакомство с

сайтом

википедия.

2

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Работа с интернетом.

5

Формы и

методы

исследовател

ьской

работы.

1

Лекция.

Обсуждение и выбор тем исследования,

актуализация проблемы. Работа над

актуальностью выбранной проблемы.

6

Исследовате

льский

проект.

Разработка

исследовател

ьских

проектов.

1

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Подбор интересующей темы

исследования из большого разнообразия

тем.

Раздел ІІ.

История Свердловской области (10 часов)

7

История

становления

Свердловской

области.

История

появления

города

Екатеринбурга

1

Лекция.

8

Географическое

расположение.

Топонимика

родного края.

2

Практичес

кое

занятие,

групповая

работа.

Коллективно-творческая работа с

картой Свердловской области.

9

Символика

Свердловской

области. Флаг,

герб, гимн.

2

Лекция,

викторина.

Сбор информации для презентации.

Работа в интернете

10

Известные люди

Свердловской

области.

2

Лекция,

экскурсия.

Практикумы в библиотеке, работа с

документами.

11

Достопримечате

льности

Свердловской

2

Беседа

(теория),

экскурсия.

Экскурсия по достопримечательным

местам области.

области.

12

Музеи

Свердловской

области.

1

Экскурсия

.

Экскурсия в краеведческий музей.

Раздел ІІІ.

Свердловская область в годы Великой Отечественной войны. (6 часов).

13

Начало Великой

Отечественной

войны.

Перестройка

всей жизни на

военный лад.

1

Лекция.

Просмотр документального фильма

о ВОВ.

14

Героизм

свердловчан на

фронтах войны.

2

Практичес

кое

занятие,

групповая

работа.

Практикумы в библиотеке, работа с

архивными документами. Экскурсия

в городской архив.

15

Земляки – Герои

Советского

Союза.

1

Беседа

(теория),

экскурсия.

Заочная экскурсия к памятникам

героев Свердловской области.

16

свердловчане –

фронту.

1

Практичес

кое

занятие,

групповая

работа.

Знакомство с альбомом про

Екатеринбург, встречи с ветеранами

войны и тыла. Сбор информации.

17

Вклад

свердловчан в

победу над

врагом.

1

Практичес

кое

занятие,

групповая

работа.

Отчет о проделанной работе групп

по ІІІ разделу. Знакомство собранной

информацией.

Раздел ІV.

Ратные и трудовые подвиги земляков (5 часов)

18

История войны

на страницах

газет.

2

Практиче

ское

занятие,

группова

я работа.

Экскурсия в библиотеку. Работа с

картотекой. Выбор литературы.

19

Встречи с

жителями села

Карги,

ветеранами

войны и

тружениками

тыла с целью

сбора

материала.

1

Практиче

ское

занятие,

группова

я работа.

Посещение семей ветеранов войны,

работавших в нашей школе. Сбор

информации для оформления Книги

Памяти.

20

Изучение

семейных

архивов:

фотографий,

трудовых

книжек,

1

Практиче

ское

занятие,

группова

я работа.

Практикумы в библиотеке, работа с

документами.

военных

билетов,

наградных

документов и

др.

21

Анализ и

обработка

информации.

1

Практиче

ское

занятие,

группова

я работа.

Знакомство с Книгой Памяти.

Раздел V.

Итоговое занятие (3 часа).

22

Оформление

Книги Памяти

«Ветераны

войны,

работавшие в

нашей школе».

1

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Творческая работа, оформление

альбома.

23

Оформление и

защита

творческих

работ.

1

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Выставка работ, фотографий.

24

Отчет о работе.

1

Практиче

ское

занятие,

групповая

работа.

Проведение открытого мероприятия

для учащихся школы «Мой родной

край – село Карги».



В раздел образования