Автор: Котелевская Елена Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 10 "Тополек"
Населённый пункт: г.Красный Сулин,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией"
Раздел: дошкольное образование
Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией.
Хореография - искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит ежедневно
отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к
миру Прекрасного.
Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на
мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов,
посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно
и важно.
Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая
деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески
осмысливающим происходящее.
По статистике ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на
тысячу. Если в больших городах есть возможность сделать жесткий отбор и выбрать
"звездочек", то у нас такой возможности нет. Мы работаем практически со всеми детьми.
Что же получается? Те, кто не имеет хороших хореографических данных, не должны
заниматься танцами? Нет, я так не считаю. Искусство танца многогранно и безгранично,
станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. В этом
безграничном море место найдется каждому. Полностью бездарных детей нет: у кого-то
лучше получается, кто-то лучше справляется с другим. Нужно выявить эти характерные
особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но
больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям. То есть вступает в
силу второй принцип - индивидуальный подход.
Как добиться яркости и выразительности? Как же развить артистизм у детей?
Артистизм - как важный элемент в исполнении танцев
Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но
и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности
исполнения.
Как добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике
исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.
Прочитав специальную литературу, я обратила внимание на то, что в свое время один из
величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от
филигранной, отточенной, но холодной техники взамен яркой образности и артистичности
и этим произвел революцию в балете. Это в Мариинском театре, ну а нам сам бог велел.
Как же развить артистизм у детей? Главным и основным показателем артистизма является
лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и
мышечной тканью. Ну а для развития любым мышц необходим тренаж. Для чего?
Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем
мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо -
улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Но свойство
всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы
удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и
соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас
окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для
зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть
ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство грима. Ярким,
красивым выражением лица детей нужно научить - это опять тренировка. Значит,
логически мы подошли к выводу, что необходим тренинг лица.