Напоминание

"ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ. ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ"


Автор: Гуща Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №75 , Кировского района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема: "ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ. ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ"
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙСАД № 75 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА

»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ. ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ»

Составила: Воспитатель Гуща Е. Ю.

первая квалификационная категория

Волгоград 2018

2

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция

образовательных

областей:

Познавательное

развитие,

физическое

развитие, речевое

развитие,

социально

коммуникативное

развитие.

Форма: интегрированное.

Тема: «ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ, ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ»

Цель: закрепить знание детей о русских народных праздниках и традициях.

Задачи:

Образовательные.

Продолжать знакомить детей

со способами работы с солёным

тестом, закреплять приемы лепки.

Закрепить знания детей о русских обычаях встречи весны;

Развивающие.

Развивать умение формировать изделия, применять инструменты и

приспособления.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать познавательную активность и интерес.

Развивать эстетическое представление о русском фольклоре.

Воспитательные.

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обычаям,

прививать бережное отношение к родной природе.

Вызвать эмоционально-положительный отклик к результатам своей

работы.

Предварительная

работа.

Б е с е д ы

о

в е с е н н и х

р у с с к и х

н а р о д н ы х

т р а д и ц и я х ,

(рассматривание

иллюстраций

с

изображением

народных

гуляний

весной,

людей

в

народных

костюмах,

прослушивание

народной

музыки).

Заучивание

песен,

закличек,

поговорок,

народных

игр.

Проведение

развлечения

проводы

зимы

«Масленица».

Оборудование: обрядовое дерево украшенное ленточками, бумажными

птицами, печка, мультимедийный проектор, презентация - звуки природы

(голоса

птиц);

русская

народная

музыка.

3

.

Раздаточный

материал: шарики соленого теста для лепки, карточки

с

алгоритмом

лепки

«жаворонка

с

крылышком»

и

«жаворонка

узелком»

для

каждого

ребенка,

стеки, различный материл для декора;

Методы: проблемный, поисковый, вопросно- ответная беседа, рассказ, игра,

показ презентации, использование загадок, произведений устного народного

творчества.

Ход занятия.

I часть. Вводная.

Слайд № 1(титульный) Звучит русская народная музыка.

Дети с воспитателем заходят в зал под народную музыку. Здороваются с

гостями, становятся в круг.

Воспитатель. Ребята, вы слышите музыку?

Ответы детей. Да.

Воспитатель. Какая это музыка?

Ответы детей. Это русская народная музыка.

Воспитатель (играет русская народная музыка - свистулька, гусли) А какой

инструмент вы слышите? А что вам напоминает звук этого инструмента?

Ответы детей. Пение птиц…

Воспитатель. В давние, придавние времена звучала эта музыка?

Воспитатель. А хотите узнать, как это было?

Ответы детей. Да!

Воспитатель. К путешествию в старину приглашаю, о народных обычаях и

традициях узнаем.

Воспитатель. Но вот вопрос? Как мы туда попадем?

Ответы детей. На лошади, на лодке, на карете…

Воспитатель. Хорошо! Но у меня есть старинный платок, он - то нам и

поможет! Пусть старинный наш платок отнесет нас, где исток! (воспитатель с

ребенком поднимает платок за уголки и все дети прячутся под ним. Звучит

колокольчик)

II часть. Основная.

Слайд № 2 Ключи. (звучит музыка)

Воспитатель убирает платок с детей, накидывает его себе на голову

Воспитатель (преобразившись) обращается к детям: Проходите мои дорогие!

Я здешняя бабушка – Сказительница, да ключей хранительница.

Ключей не простых, от волшебного сундучка!

В нем история хранится, были да небылицы живут. Хотите узнать, какие?

Ответ детей. Да хотим!

Сказительница. Вы замочек отомкнёте, если скажите, в какой стране живете?

Ответ детей. Мы живем в России!

4

Слайд № 3 (со звуком.) Замок отмыкается.

Сказительница. Верно, знаете! Молодцы! И замок отомкнули!

Другой вопрос! Чем испокон веков славилась наша Россия?

Ответ детей. Народными песнями, хороводами, плясками, потешками,

народными праздниками …

Сказительница. Правильно! Гуляньями, праздниками, хороводами!

Сайд № 4. (со звуком). Иллюстрации хороводы, гулянья.

Сказительница. А давайте и мы с вами вместе заведем хороводную игру

«Золотые ворота». Вы знаете, как играть в нее?

Ответ детей. Двое ребят берутся за руки, высоко поднимая их, делают ворота.

Все становятся в хоровод и проходят со словами в ворота. Ворота закрываются

со словами «Не пропустим вас»! Кто остался, тот встает в ворота.

Сказительница с ребенком делает ворота.

Хороводная – игра «Золотые ворота» Дети берутся за руки, а двое делают

ворота. Все идут через ворота по кругу со словами:

«Золотые ворота, пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Сказительница. Усаживайтесь поудобней. У меня для вас есть старинная

забава загадки!

Сайд №5 (со звуком)

Сказительница. Слушайте внимательно!

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает!

Ответы детей. Солнце.

Сказительница. Молодцы.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года?

Ответы детей: - весна.

Сайд № 6 (со звуком колокольчика) Сундук открывается, вылетает картинка

«Весна».

Сказительница. Правильно! Молодцы!

Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы.

В давние времена календарный год начинался с весны. Весна была такая

долгожданная гостья, что звали ее несколько раз. Наши предки считали –

чтобы весна пришла, её нужно было выкликнуть, позвать, попросить прийти.

Отсюда и народное название – «Заклички».

Сайд №7 Проводы зимы - «Масленица».

Сказительница. Первый раз весну закликали в конце февраля или в начале

5

марта, устраивали гулянья, хороводы, игры, ходили в гости. Всю неделю пекли

блины. Как этот праздник называется?

Ответ детей. Масленица.

Сказительница. Правильно!

Сайд №8 Обрядовое дерево.

Во второй раз встречают весну в конце марта праздником «Сороки». В день

весеннего равноденствия. Праздник проводили у обрядового деревца, которое

украшали лентами, бумажными цветами, птичками. Это дерево носили по селу,

чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда,

где весну кликают.

Сказительница. А из вас кто знает заклички? Давайте и мы хороводом

встанем поводим вокруг дерева, позакликаем весну!

Подготовленные дети читают заклички:

1. Весна, весна красная,

Весна, весна ясная,

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

2. С солнцем горячим,

С дождем обильным.

Принеси урожай .

В наш родной край!

Дети садятся на места.

Сказительница. А теперь еще загадка!

Я раннею весной

Родился под сосной

И к Маме-Речке я бегу

Тропинку вытаив в снегу.

Сайд № 9 Ручей.

Сказительница. Так и бежит весной ручеёк. И вместе с ним птицы на своих

крыльях приближают весну. Так считали наши предки.

Сказительница. А вы хорошо знаете перелетных птиц?

Ответ детей. Да, хорошо.

Сказительница. Тогда птиц встречайте, имена их называйте!

Дети называют хором птиц.

Сайд № 10 Картинки перелетные птички (со звуком).

Сайд № 11 «Игра « Кто лишний?» Вылетают картинки птиц. (грач, скворец,

трясогузка, щегол, ласточка, жаворонок, синичка)

Сказительница. А теперь давайте проверим, кто внимательнее!

Дидактическая игра «Кто лишний» - дети называют птиц и находят лишнюю

6

картинку, объясняя почему (синица, скворец, грач, дятел, щегол, жаворонок,

ласточка) .

Сказительница. А какую птицу называют первым вестником весны?

Ответ детей. Жаворонок.

Сказительница. Молодцы! Знаете птиц! Но русский народ умел не только

веселиться, но и хорошо трудиться. К встрече весны было принято выпекать

специальные булочки, печенья в форме птичек с распахнутыми крылышками,

глазками-изюминками, обсыпанные сахаром. Назывались они по-разному:

«грачами», «птюшками», «чувильками», «куликами», но чаще –

«жаворонками».

Сайд № 12 Печенье жаворонки.

Сказительница. А вы хотите сделать птичек, которые на своих крыльях

принесут весну с теплом?

Ответ детей. Да! Хотим!

Сказительница. Давайте подготовим, разомнем пальчики! (предлагает

сделать пальчиковую гимнастику)

«Пой-ка, подпевай-ка!», И. Токмакова

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка

Черненькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!»

Практическая часть.

Краткий инструктаж по технике безопасности.

Сказительница: Мы подготовили свои пальцы к работе, а теперь давайте

уточним простые правила пользования материалами и инструментами.

Соленое тесто – хороший материал для лепки, но что нельзя с ним делать?

Ответ детей. Его ненужно брать в рот, нельзя им бросать на пол, в

окружающих.

Сказительница. Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может

стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению.

Ответ детей. Нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения

рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек.

Ну, а теперь приступаем к работе.

7

Сайд № 12 Мы лепим «жаворонков»!

Сказительница. «Жаворонки» такие разные, как же их лепить?

На самом деле, в их лепке нет ничего сложного – посмотрите на таблицы

выберите сами, какого вы хотите сделать, и ответьте, на основе каких базовых

форм сделаны эти фигурки?

Ответ детей. Шар, колбаска.

Сказительница. Правильно! Приступайте к работе.

Дети выбирают себе карточки из 2-х вариантов с алгоритмом лепки

«Жаворонка» берут тарелочку с тестом и садятся на места.

Работа с тестом.

(Лепка сопровождается звучанием народной мелодии). Во время работы

воспитатель предлагает украсить птиц зернами гречихи, изюмом, гвоздикой.

Этапы изготовления обрядового печенья.

Жаворонок узелком.

1.

Скатать шарик.

2.

Раскатать жгутик, толщиной с два пальца, длиной со взрослую ладонь.

3.

Завязать жгутик обычным узелком, оставив короткие кончики. Верхний конец –

готовка жаворонка, а нижний хвостик.

4.

Вылепить на головке носик, гребешок, в глазки воткнуть гречневое, пшённое

зерно. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.

Жаворонок с крылышком

1.

Скатать из шарика колбаску.

2.

Сделать лепёшку размером с ладонь.

3.

Один край лепёшки оставить утолщённым, а другой заострить, вылепить клюв

хохолок, в глазки вставить изюм, сухие плоды.

Анализ.

Сказительница (вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек,

уточняет). У всех получились птички «жаворонки»? У кого не получилось? Что

было сложно?

Ответы детей.

Сказительница. Продолжает рассказ. Печёных жаворонков вешали на

веточки, нанизывали на палочки и поднимали ввысь, к небу. Люди ходили по

улицам с румяными птичками и весну закликали . Давайте и мы оденем

8

«жаворонков» на палочки. И отправим в печку. А пока пекутся наши

«жаворонки» в игру поиграем!

Засиделись мы немножко, разомнемся.

Пальчиковая игра. «Герасим – грачевник»

Ах, грач на горе - (показ руками горы над головой)

Знать, весна на дворе! (разводят руки в стороны и опускают)

Голубочки, голубочки, (взмахи кистями рук)

Принесите по клубочку (вращают кулачками вправо - влево)

Кукушки, кукушки, (взмахивают кистями рук)

Принесите по катушке (вращают кулачками перед грудью)

Чечетки, чечетки, (взмахивают кистями рук)

Принесите всем по щетке (потирают ладонями друг о друга)

А синицы – молодицы, (взмахивают кистями рук)

Принесите всем по спице! (покачивают указательными пальцами)

Жаворонки, прилетите, (взмахивают кистями рук)

Весну – красну принесите! (протягивают руки в перед).

Сказительница. (Выносит печеных «жаворонков» на палочках раздает детям).

В третий раз зазывали весну в апреле на Благовещение. В этот день

принято птиц выпускать на волю!

Сказительница. И нам пора домой. Ну что птички - невелички летите, в

садик нас отнесите! (Дети с птичками, поднятыми над головой, кружатся по

залу).

Воспитатель ( снимает с головы платок).

Вот мы с вами и опять оказались в садике.

Рефлексия. А теперь ребята, покажите птичек и если:

вам всё понравилось, вам было весело и интересно, то поднимите вашу

летящую птичку высоко в небо;

если вы немного устали и вам чуть – чуть взгрустнулось, то спрячьте

птичку за спину;

а если вам было сегодня грустно и неинтересно, то посадите птичку около

дерева.



В раздел образования