Напоминание

"Равенства и неравенства"


Автор: Рапортинова Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №8 имени Н.Н.Рукавишникова
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Методическая разработка урока математики 4 класс
Тема: "Равенства и неравенства"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики.

Тема: «Равенства и неравенства»

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма учебной работы: классно-урочная

Технология: Технология развития критического мышления через чтение и

письмо, игровая технология.

Цели: Расширить знания учащихся о равенствах и неравенствах, познакомить

с понятием верных и неверных равенств и неравенств.

Дидактическая задача: Организовать совместную, самостоятельную

деятельность учащихся по изучению нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомить с признаками равенства и неравенства; расширить

представления учащихся о равенствах и неравенствах;

познакомить с понятием верного и неверного равенства и

неравенства;

развитие навыков нахождения значения выражения, содержащего

переменную;

формирование вычислительных навыков.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

развитие умения извлекать информацию, ориентироваться в

своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

овладение приемами отбора и систематизации материала,

умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать

информацию (в схему, таблицу).

Регулятивные УУД:

развитие зрительного восприятия;

продолжить работу над формированием действий

самоконтроля и самооценки учащихся;

Коммуникативные:

пронаблюдать над взаимодействием детей в парах, внести

необходимые коррективы;

воспитывать взаимопомощь.

.

Личностные УУД:

повышение учебной мотивации учащихся путем использования

на уроке интерактивной школьной доски Star Board;

совершенствование навыков работы со Star Board.

Оборудование:

Учебник «Математика» 3 класс, 2часть (Л.Г. Петерсон);

индивидуальный раздаточный лист

карточки для работы в парах;

презентация к уроку, выведенная на панель;

компьютер, проектор.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной

И так, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

2. Устный счет.

– Сегодня мы отправимся с вами в гости.

– Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук! О какой царице идёт речь?

И так, нас ждет Математика. В её царстве много княжеств, но сегодня мы

посетим одно из них

3.

Актуализация

знаний

и

фиксация

индивидуального

затруднения

в

пробном действии.

– Название княжества вы узнаете, решив примеры и расставив ответы в

порядке возрастания. (Высказывание)

7200: 90 =

80

С

280: 70 = 4

И

5400: 9 =

600

Ы

3500: 70 = 50

З

2700: 300 =

9

В

4900: 700 = 7 А

4800: 80 =

60

А

1600: 40 = 40 Ы

560: 8 = 70

К

1800: 600 = 3

Е

4200: 6 =

700

В

350: 70 = 5

Н

– Давайте вспомним, что такое высказывание? (Утверждение)

– Каким может быть высказывание? (Верным или неверным)

– Мы сегодня с вами будем работать с математическими высказываниями.

Что к ним относится? (выражение, равенства, неравенства, уравнения)

– Перед вами карточки. Найдите лишнюю карточку, покажите

(а + 6 – 45 * 2).

– Почему она лишняя? (Выражение)

– Является ли выражение законченным утверждением? (Нет, не является, т.к.

оно не доведено до логического завершения)

5*9=45

а + 6 - 45 * 2 а + 8 = 27

а > 4

100: 4 + а = 90

24 > 4

34+20-6

– Разложите оставшиеся карточки на группы. (Равенства и неравенства)

а > 4

5*9=45

а + 8 = 27

100: 4+ а = 90 24 > 4

34+20-6

А

что

такое

равенство

и

неравенство?

Можно

ли

их

назвать

высказыванием?

(Высказывания

это

предложения,

о

которых

можно

сказать верное оно или неверное.)

– Перед вами высказывания. Прочитайте их внимательно. Если вы считаете,

его верным, то поставьте в первом столбике «+», если нет – «–».

До

чтения

После

чтения

Равенства – это два выражения, соединенных знаком

«=»

Выражения могут быть числовыми и буквенными.

Если два выражения числовые, то равенство является

высказыванием.

Числовые равенства могут быть истинными или

ложными.

6 * 3 = 18 – верное числовое равенство

16: 3 = 8 – неверное числовое равенство

Два выражения, соединенных знаком «>» или «<» -

неравенство.

Числовые неравенства являются высказываниями.

Коллективная проверка с обоснованием своего предположения.

– Как мы можем проверить, верны ли наши предположения.

(учебник с. 74.)

4.Физкультминутка.

– Прочитайте правило и оцените истинность и ложность высказываний.

Какие из предложений являются высказываниями (9*5=45 24 > 4)

– Назовите верные равенства.

-Прочитайте задание. Вы раньше определяли верность или неверность? (Да,

определяли.)

Для

каких

видов

предложений

вы

определяли

верность

или

неверность? (Для высказываний.)

Это наша тема урока

2 минуты даётся на выполнение задания.

Стоп!

Время

закончилось.

Поднимите

руки,

кто

не

справился

с

заданием.

В чём у вас затруднение? (Не смогли выполнить его, так как для

предложений,

которые

не

являются

высказываниями,

мы

не

умеем

определять верность или неверно.)

Как вы можете доказать, что данное задание выполнили правильно?

Определить верность или неверность у всех равенств и неравенств.

Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, сомневаемся,

правильно ли выполнили, так как раньше не определяли.)

5. Выявление места и причины затруднения.

Что

будете

дальше

делать?

(Будем

разбираться,

в

чём

причина,

возникшего затруднения.)

Какое

задание

выполняли?

(

Определяли,

какие

равенства

и

неравенства верные или неверные.)

У вас получилось единое решение? (Нет.)

Почему

не

смогли

определить,

у

всех

предложений

верность

или

неверность? (Так как при одних значениях переменных равенства и

неравенства будут верными, а других – нет.)

У кого получилось, учитель им задаёт вопрос:

Почему

вы

сомневаетесь,

правильно

ли

вы

выполнили?

(Так

как

раньше не выполняли.)

6. Построение проекта выхода из затруднения.

Затруднение

(Научиться определять, являются верными или нет равенства и неравенства.)

Если

учащиеся

не

выполнили

задание,

то

предложить

им

подумать

над

вопросом: какие предложения являются высказываниями.

Как можно разбить данные предложения на две группы? (Предложения,

которые являются высказываниями, которые не являются.)

Что

можно

сделать,

чтобы

все

предложения

стали

высказываниями?

(Подставить значения переменной)

5. Построение проекта выхода из затруднения

С чего начнёте работу? (Определим предложения, которые не являются

высказываниями.)

а> 4

Дальше, что должны найти? (Множество значений переменных.)

Для того чтобы неравенство, а> 4 являлось верным, какие значения

может принимать переменная? ({5, 6, 7, 8 …}).

Такую же работу проводим с остальными неравенствами.

а + 8 = 27

100: 4 + а =

90

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Этап 4

-Выполняем № 1 стр. 74 устно

-Игра «Молчанка» № 5 стр75

-Запиши в виде равенства высказывание: №3 стр. 75

5 больше 3 на 2 (5 – 3 = 2)

12 больше 2 в 6 раз (12: 2 = 6)

х меньше у на 3 (у – х = 3)

8.Самостоятельная работа

Решение уравнений

с. 75, 9

– Что перед нами? (уравнения, равенства)

– Можем ли мы сказать верные они или ложные? (нет, есть переменная)

– Как найти, при каком значении переменной верны равенства? (решить)

1 колонка – 1 столбик

2 колонка – 2 столбик

3 колонка – 3 столбик

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Оцените.

8. Рефлексия деятельности.

(слайд 11)

– С какими понятиями мы сегодня работали?

– Какими могут быть равенства? (ложными или истинными)

– Как вы думаете, только ли на уроках математики надо уметь отличать

ложные высказывания от истинных? (Человек в своей жизни очень много

сталкивается с различной информацией, и надо уметь отделять истинную

от ложной).

Кого за урок может, благодарить царица Математика, поднимите 2 руки.

9. Домашнее задание. № 12стр76



В раздел образования