Автор: Вараксина Олеся Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ ЧОМЛИ
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Предметно–языковое интегрированное обучение как один из способов повышения мотивации к изучению английского языка"
Раздел: полное образование
Предметно-языковое интегрированное обучение как один из способов
повышения мотивации к изучению английского языка
Термин CLIL
-
предметно-языковое
интегрированное
обучение
(Content
and
Language Integrated Learning) довольно часто используется для описания метода обучения
предмету при помощи средств иностранного языка, главной целью которого является
изучение предмета и улучшение языковых навыков в иностранном языке.
Данный метод не является новым в Европе. Его уже давно практикуют разные
школы европейских стран, например Финляндии, Венгрии, страны Прибалтики, такие как
Литва, Эстония. Успешное применение CLIL в этих странах дает нам почву полагать, что
данный метод является потенциально эффективным. Одним из преимуществ данного
метода
является
то,
что
он
не
имеет
ограничений
в
усовершенствовании
языковых
навыков
и
предметных
знаний.
Также CLIL
представляет
учащимся
возможность
развития их межкультурных знаний. Данный метод также помогает использовать иные
стратегии
обучения,
применять
инновационные
методы
и
технологии
обучения
и
повышает мотивацию к изучению предметов и иностранного языка у учащихся. Помимо
уже перечисленных преимуществ CLIL дает возможность усилить обучение иностранному
языку, не требуя при этом дополнительных часов в учебном плане.
При планировании программы обучения с применением CLIL обычно учитывают
4С:
сontent
(содержание),
сommunication
(общение),
сognition
(мыслительные
способности), сulture (культурологические знания).
Помимо
этого
выделяют
пять
аспектов,
которые
реализуются
по-разному
в
зависимости
от
возраста
обучающихся,
социально-лингвистической
среды
и
степени
погружения в CLIL.
1. Культурный аспект
2. Социальный аспект
3. Языковой аспект
4. Предметный аспект
5. Обучающий аспект
Одобренная
Правительством
Российской
Федерации
стратегия
модернизации
образования
ставит
изучение
иностранных
языков
в
ряд
приоритетов
развития
образования.
Обновление
содержания
образования
является
одним
из
следствий
его
модернизации. Необходимо не только создавать благоприятные условия для овладения
знаниями в определённой области, но и использовать двуязычную основу для развития
творческого личностного потенциала учащихся, что подразумевает обучение предмету на
основе
взаимосвязанного
использования
родного
и
иностранного
языков
в
качестве
средства образовательной деятельности.
Использование данной методики на практике
позволило выделить ее плюсы, а
также некоторые проблемы внедрения в учебный процесс. Одним из основных плюсов
данной методики является повышение мотивации к изучению иностранного языка у
обучающихся.
Изучение
языка
становится
более
целенаправленным,
так
как
язык
используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, обучающиеся
имеют возможность лучше узнать и
понять культуру изучаемого языка, что ведет к
формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через
себя
достаточно
большой
объем
языкового
материала,
что
представляет
собой
полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить и
то,
что
работа
над
различными
темами
позволяет
выучить
специфические
термины,
определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса
обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению
и применению полученных знаний и умений.
Таким
образом,
мы
можем
прийти
к
выводу,
что
процесс
внедрения CLIL
в
образовательном учреждении положительно влияет на изучение иностранных языков.
Уроки
в CLIL
продуктивнее
преподавать
совместно
учителю
иностранного
языка
и
учителю-предметнику.
Наиболее
эффективным
сотрудничеством
является
совместная
работа учителей, которые действительно заинтересованы в усилении иностранного языка
и учителей-инноваторов, которым интересно применение новых методов обучения.