Автор: Шалкеева Инна Сергеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Малмыжской ДШИ им.С.Б.Сахара
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения, хореография занимает особое место. Ведь занятия танцем не
только учат понимать прекрасное, они также развивают образное мышление
и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, кроме этого помогают
развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве.
Хореографическое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного
эстетического
развития
ребенка,
для
его
гармоничного
духовного
и
физического
развития,
раскрытия
его
внутреннего
мира
и
творческой
одаренности.
На
уроках
развиваются
следующие
умения
и
навыки:
развитие
чувства
ритма,
умение
слышать
и
понимать
музыку,
согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
В
процессе
обучения
классическому
танцу
огромную
роль
играет
музыкальный фон урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того,
насколько
правильно,
выразительно
и
художественно
концертмейстер
исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие
динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в
хореографических движениях. Музыка и танец, гармонически соединяясь,
создают прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.
Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением,
фоном
для
того
или
иного
упражнения,
она
органически
включается
в
содержание
каждого
урока
и
является
неотъемлемой
его
частью.
Использование
на
уроках
высокохудожественной
музыки
обогащает
учащихся
эстетическими
впечатлениями,
расширяет
их
музыкальный
кругозор, воспитывает музыкальный вкус.
Всем
известно,
что
в
классе
хореографии
с
детьми
работают
два
педагога – хореограф и концертмейстер. Они непременно должны находиться
в
творческом
союзе,
хорошо
знать
хореографический
и
музыкальный
материал
урока.
Для
успешной
организации
урока
необходима
чёткая
координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-
хореографа
и
концертмейстера,
организация
их
т в о рч е с ко го
взаимопонимания.
Только
с
позиции
творческого
подхода
можно
осуществить
все
замыслы,
иметь
высокую
результативность
в
исполнительской деятельности учащихся.
Роль концертмейстера на уроке заключается в посредничестве между
музыкой и хореографией. При этом важно чтобы в сознании юных артистов
танцевальные
движения
не
просто
следовали
за
метроритмической
структурой
и
темпом
музыкального
сопровождения,
но
будили
их
воображение,
раскрывали
им
суть
взаимодействия
музыки
и
пластики,
развивая их творческий потенциал.
Кроме этого, концертмейстеру нужна
специальная подготовка для
р а б о т ы
в
хо р е о г р а ф и ч е с ко м
ко л л е к т и в е . Ведь
большинство
хореографических терминов произносится на французском языке. Поэтому
концертмейстер
должен
понимать
педагога-хореографа,
чтобы
грамотно
подобрать
музыкальное
сопровождение
к
тому
или
иному
упражнению.
Например, Plie,
Demi plie,
Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на
приседаниях
разной
амплитуды:
полуприседание
или
полное,
глубокое
приседание.
Значит,
музыкальное
сопровождение
плавного,
мягкого
характера
в
медленном
темпе
(размер
4/4,
3/4).
Или Battements
tendus
(Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький
бросок).
Здесь
музыкальное
оформление
должно
быть
очень
четким.
Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.
Чтобы
концертмейстеру
четко
представлять
себе
структуру
упражнения, ему необходимо знать, как исполняется упражнение. А самое
главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом
– уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может
остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо
элемент отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала
проигрывать
отрывок
для
отработки
того
или
иного
движения.
Знание
исполнения
всех
хореографически
упражнений,
которыми
воспитанники
овладевают на уроках нужно еще и для того, чтобы провести полноценное
занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также
и педагогические функции.
Одна из особенностей работы концертмейстера хореографии
- это
умение грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в
любом
танцевальном
жанре
и
на
любом
этапе
обучения
танцевальному
искусству.
В
связи
с
этим
необходимо
изучать
и
специфику
народно-
сценического танца, модерна, современного танца (у современного танца так
же
есть
своя
терминология).
А
так
же
важно
учитывать
возрастные
особенности детских групп.
Опытный концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться
которых на уроке хореографии очень важно:
1.
Недопустимо
играть
слишком
громко,
форсированным
звуком.
Точно
выверенный звук учащиеся лучше слушают.
2.
Вся
балетная
лексика
идёт
на
французском
языке
-
ею
приходится
пользоваться.
Она
абсолютно
международна
и
всеми
принята,
концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер
его исполнения.
3.
Музыкальное
сопровождение
урока
должно
прививать
ученикам
определённые
эстетические
навыки,
а
также
осознанное
отношение
к
музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере
музыки,
динамике,
ритме.
Все
движения
выполняются
на
музыкальном
материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у
станка
к
упражнениям
на
середине
зала.
Это
приучает
к
согласованию
движений с музыкой.
4.
Для
танцевальной
музыки
характерна
«квадратность»
построения
музыкальной
фразы.
Она
состоит
из
четырёх,
восьми,
двенадцати,
шестнадцати
и
т.д.
тактов.
«Неквадратность»
построения
большинства
музыкальных
произведений
создаёт
дополнительные
сложности
использования
их
в
экзерсисе.
Можно
использовать
темы
из
этих
произведений как основу для импровизаций.
5. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть свою
импровизацию. Пусть
поначалу
она
будет
примитивной
и
схематичной,
бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать характеру, темпу и
ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен видеть класс, дышать
вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда дети и
ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную
фразу.
6. Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен запомнить
её
так
же,
как
и
дети
у
стонка.
Полезно
схематично
записать
ритм
комбинации.
Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над
музыкальным материалом для урока хореографии.
Концертмейстер
постоянно
находиться
в
поиске,
ведь
урок
хореографии
требует
постоянного
внимания,
нужна
хорошая
интересная
музыка, музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии
представляет
собой
особенный,
уникальный
и
ни
с
чем
несравнимый
комплекс.
Комплекс
умений
и
навыков,
комплекс
необычайно
развитых
слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких
знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Музыка в руках
концертмейстера - это тот фундамент, на котором держится сегодня искусство
хореографии.
Это
профессия, необходимая
хореографической
сцене,
профессия, требующая от пианиста творческой самоотдачи и даже актёрского
перевоплощения.
Список используемой литературы.
1.
Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры
актера».СП6ГУП, 1977.
2.
Дубинина
В.,
«Дошкольники
в
учреждении
дополнительного
образования:
Сборник
программно-методических
материалов»
–
Новосибирск, 2006.
3.
Олех
Ю.М.,
«Музыкальное
оформление
уроков
классического
танца» - методическое пособие в 2-х частях, 2000.
4.
Ревская
Н.
«Классический
танец.
Музыка
на
уроке.
Музыкальное
оформление урока классического танца», Санкт- Петербург, 2004.
5.
Фирилева
Ж.Е.,
Е.Г.Сайкина
«Танцевально-игровая
гимнастика
для
детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт-Петербург.
«Детство пресс» 2003.
6.
Фиш
Э.,
Руднева
С..
«Музыкальное
движение»
Методическое
пособие
для
педагогов
музыкально-двигательного
воспитания.
Издательский центр «Гуманитарная академия» Санкт- Петербург, 2000.
7.
Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие».