Напоминание

"РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ"


Автор: Шалкеева Инна Сергеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Малмыжской ДШИ им.С.Б.Сахара
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего

поколения, хореография занимает особое место. Ведь занятия танцем не

только учат понимать прекрасное, они также развивают образное мышление

и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, кроме этого помогают

развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве.

Хореографическое искусство обладает огромными возможностями для

полноценного

эстетического

развития

ребенка,

для

его

гармоничного

духовного

и

физического

развития,

раскрытия

его

внутреннего

мира

и

творческой

одаренности.

На

уроках

развиваются

следующие

умения

и

навыки:

развитие

чувства

ритма,

умение

слышать

и

понимать

музыку,

согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать

мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

В

процессе

обучения

классическому

танцу

огромную

роль

играет

музыкальный фон урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того,

насколько

правильно,

выразительно

и

художественно

концертмейстер

исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие

динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в

хореографических движениях. Музыка и танец, гармонически соединяясь,

создают прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.

Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением,

фоном

для

того

или

иного

упражнения,

она

органически

включается

в

содержание

каждого

урока

и

является

неотъемлемой

его

частью.

Использование

на

уроках

высокохудожественной

музыки

обогащает

учащихся

эстетическими

впечатлениями,

расширяет

их

музыкальный

кругозор, воспитывает музыкальный вкус.

Всем

известно,

что

в

классе

хореографии

с

детьми

работают

два

педагога – хореограф и концертмейстер. Они непременно должны находиться

в

творческом

союзе,

хорошо

знать

хореографический

и

музыкальный

материал

урока.

Для

успешной

организации

урока

необходима

чёткая

координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-

хореографа

и

концертмейстера,

организация

их

т в о рч е с ко го

взаимопонимания.

Только

с

позиции

творческого

подхода

можно

осуществить

все

замыслы,

иметь

высокую

результативность

в

исполнительской деятельности учащихся.

Роль концертмейстера на уроке заключается в посредничестве между

музыкой и хореографией. При этом важно чтобы в сознании юных артистов

танцевальные

движения

не

просто

следовали

за

метроритмической

структурой

и

темпом

музыкального

сопровождения,

но

будили

их

воображение,

раскрывали

им

суть

взаимодействия

музыки

и

пластики,

развивая их творческий потенциал.

Кроме этого, концертмейстеру нужна

специальная подготовка для

р а б о т ы

в

хо р е о г р а ф и ч е с ко м

ко л л е к т и в е . Ведь

большинство

хореографических терминов произносится на французском языке. Поэтому

концертмейстер

должен

понимать

педагога-хореографа,

чтобы

грамотно

подобрать

музыкальное

сопровождение

к

тому

или

иному

упражнению.

Например, Plie,

Demi plie,

Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на

приседаниях

разной

амплитуды:

полуприседание

или

полное,

глубокое

приседание.

Значит,

музыкальное

сопровождение

плавного,

мягкого

характера

в

медленном

темпе

(размер

4/4,

3/4).

Или Battements

tendus

(Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький

бросок).

Здесь

музыкальное

оформление

должно

быть

очень

четким.

Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.

Чтобы

концертмейстеру

четко

представлять

себе

структуру

упражнения, ему необходимо знать, как исполняется упражнение. А самое

главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом

– уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может

остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо

элемент отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала

проигрывать

отрывок

для

отработки

того

или

иного

движения.

Знание

исполнения

всех

хореографически

упражнений,

которыми

воспитанники

овладевают на уроках нужно еще и для того, чтобы провести полноценное

занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также

и педагогические функции.

Одна из особенностей работы концертмейстера хореографии

- это

умение грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в

любом

танцевальном

жанре

и

на

любом

этапе

обучения

танцевальному

искусству.

В

связи

с

этим

необходимо

изучать

и

специфику

народно-

сценического танца, модерна, современного танца (у современного танца так

же

есть

своя

терминология).

А

так

же

важно

учитывать

возрастные

особенности детских групп.

Опытный концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться

которых на уроке хореографии очень важно:

1.

Недопустимо

играть

слишком

громко,

форсированным

звуком.

Точно

выверенный звук учащиеся лучше слушают.

2.

Вся

балетная

лексика

идёт

на

французском

языке

-

ею

приходится

пользоваться.

Она

абсолютно

международна

и

всеми

принята,

концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер

его исполнения.

3.

Музыкальное

сопровождение

урока

должно

прививать

ученикам

определённые

эстетические

навыки,

а

также

осознанное

отношение

к

музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере

музыки,

динамике,

ритме.

Все

движения

выполняются

на

музыкальном

материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у

станка

к

упражнениям

на

середине

зала.

Это

приучает

к

согласованию

движений с музыкой.

4.

Для

танцевальной

музыки

характерна

«квадратность»

построения

музыкальной

фразы.

Она

состоит

из

четырёх,

восьми,

двенадцати,

шестнадцати

и

т.д.

тактов.

«Неквадратность»

построения

большинства

музыкальных

произведений

создаёт

дополнительные

сложности

использования

их

в

экзерсисе.

Можно

использовать

темы

из

этих

произведений как основу для импровизаций.

5. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть свою

импровизацию. Пусть

поначалу

она

будет

примитивной

и

схематичной,

бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать характеру, темпу и

ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен видеть класс, дышать

вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда дети и

ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную

фразу.

6. Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен запомнить

её

так

же,

как

и

дети

у

стонка.

Полезно

схематично

записать

ритм

комбинации.

Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над

музыкальным материалом для урока хореографии.

Концертмейстер

постоянно

находиться

в

поиске,

ведь

урок

хореографии

требует

постоянного

внимания,

нужна

хорошая

интересная

музыка, музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии

представляет

собой

особенный,

уникальный

и

ни

с

чем

несравнимый

комплекс.

Комплекс

умений

и

навыков,

комплекс

необычайно

развитых

слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких

знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Музыка в руках

концертмейстера - это тот фундамент, на котором держится сегодня искусство

хореографии.

Это

профессия, необходимая

хореографической

сцене,

профессия, требующая от пианиста творческой самоотдачи и даже актёрского

перевоплощения.

Список используемой литературы.

1.

Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры

актера».СП6ГУП, 1977.

2.

Дубинина

В.,

«Дошкольники

в

учреждении

дополнительного

образования:

Сборник

программно-методических

материалов»

Новосибирск, 2006.

3.

Олех

Ю.М.,

«Музыкальное

оформление

уроков

классического

танца» - методическое пособие в 2-х частях, 2000.

4.

Ревская

Н.

«Классический

танец.

Музыка

на

уроке.

Музыкальное

оформление урока классического танца», Санкт- Петербург, 2004.

5.

Фирилева

Ж.Е.,

Е.Г.Сайкина

«Танцевально-игровая

гимнастика

для

детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт-Петербург.

«Детство пресс» 2003.

6.

Фиш

Э.,

Руднева

С..

«Музыкальное

движение»

Методическое

пособие

для

педагогов

музыкально-двигательного

воспитания.

Издательский центр «Гуманитарная академия» Санкт- Петербург, 2000.

7.

Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие».



В раздел образования