Напоминание

"Развитие творческих навыков младших школьников на уроках сольфеджио"


Автор: Юрас Светлана Ивановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 4" с. Лопатино
Населённый пункт: муниципального района Волжский Самарской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Развитие творческих навыков младших школьников на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческих навыков младших школьников

на уроках сольфеджио

Методическая работа преподавателя

теоретических дисциплин ДШИ №4

с. Лопатино Волжского района

Самарской области

Юрас Светланы Ивановны

2017 г.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3

1. Особенности психологии и проявлений творческих способностей

младшего школьника ..............................................................................................5

2. Пути развития творческих способностей учащихся..............................7

3. Творческие формы работы на уроках сольфеджио ...............................9

4. Методы развития творческих навыков..................................................12

5. Творческие задания на уроках сольфеджио в 1-4 классах...................12

Заключение...................................................................................................16

Список литературы......................................................................................17

Введение

«...Человек, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени, углубляет

свой жизненный опыт и становится иным по

психическому складу, чем человек, только

подражающий актам других»

В.Б. Асафьев

XXI век с его стремительным ростом научно-технического прогресса и

мобильностью

выдвинул

перед

образованием

и,

в

частности,

перед

музыкальным

образованием,

важные

задачи

формирование

творческой

личности, способной осваивать новые идеи, быть конкурентоспособным в

новых социальных условиях.

Научными

данными

доказано,

что

музыка

активно

стимулирует

креативность, общее развитие ребенка и играет положительную роль в его

социальном

воспитании.

Таким

образом,музыкальное

образование

формирует навыки, которые будут востребованы в любой сфере будущей

деятельности.

Сольфеджио

в

свете

современного

интерактивного

обучения

это

практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество.

Оно

направлено,

прежде

всего,

на

развитие

человека,

поддержание

его

целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Актуальность

этой

работы

обусловлена

особыми

требованиями

к

системе образования в России на современном этапе его развития. Сегодня в

качестве важнейших выдвигаются задачи всестороннего развития личности,

формирования

в

сознании

подрастающего

поколения

ценностных

ориентаций,

удовлетворения

потребности

человека

в

самовыражении

и

самоутверждении,

интеллектуальном,

культурном

и

нравственном

совершенствовании.

Цель работы – показать, что развитие творческих навыков учащихся на

уроках сольфеджио является необходимой и эффективной формой работы для

решения

задачи,

поставленной

сегодня

перед

начальным

музыкальным

образованием:

развитие

личности

ученика

в

процессе

воспитания

его

художественного мышления в музыкальной деятельности.

Задачи работы:

-

дать

характеристику

особенностям

психологии

и

проявлению

творчества младшего школьника;

- обозначить пути развития творческих способностей учащихся ДШИ;

-

проанализировать

основные

формы

творческой

работы

на

уроках

сольфеджио;

- описать методы развития творческих навыков учащихся 1-4 классов;

- привести примеры творческих заданий.

1. Особенности психологии и проявлений творческих способностей

младшего школьника

Предмет сольфеджио в курсе ДШИ является важной составляющей

частью комплекса музыкальных дисциплин. Он играет огромную роль в

формировании у детей многих качеств, характеризующих самостоятельную

личность:

на

уроках

сольфеджио

происходит

развитие

не

только

музыкального слуха и памяти, но и воспитывается:

а) концентрация внимания;

б) мыслительная и творческая деятельность;

в) развивается ассоциативная база;

г) приобретаются навыки анализа.

Следовательно,

сольфеджио,

как

учебная

дисциплина,

напрямую

связана с психологической наукой и это должно быть постоянно в поле

внимания педагога сольфеджио.

В

исследованиях

психологов

достаточно

определены

возрастные

особенности, связанные с изменением позиции детей (младшего школьника,

подростка, старшего школьника) в ситуации обучения. Однако, преподавание

уроков

музыки

имеет

свою

специфику,

заключающуюся

в

том,

что

сам

характер

музыкальной

деятельности,

ее

содержание

обладают

ярко

выраженной воспитательной направленностью. Учитывать в воспитании, в

том числе музыкальном, возрастные особенности – значит формировать и

удовлетворять духовные потребности растущего человека.

Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 11 лет,

что

соответствует

годам

обучения

в

начальных

классах.

Это

возраст

спокойного и равномерного физического развития. Ведущей деятельностью

становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться.

Характерная особенность учащихся 1-4 классов – ярко выраженная

эмоциональность

восприятия.

Наглядное,

яркое,

живое

воспринимается

лучше, отчетливее.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.

Оно импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием

побуждений, не подумав и не взвесив обстоятельства. Младшие школьники

очень эмоциональны. Следовательно успешно происходит художественно-

эстетическое развитие детей. Они очень интересуются рисованием, лепкой,

пением, музыкой.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека,

отвечающие

требованиям

данной

деятельности

и

являющиеся

условием

успешного

ее

выполнения.

К

способностям

относятся,

например,

музыкальный

слух

и

чувство

ритма,необходимые

для

успешных

занятий

музыкой. Музыкальные способности включают в себя впечатлительность,

наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к

точному

и

выразительному

исполнению.

Недостаток

одной

частной

способности может быть компенсирован за счет усиленного развития других.

Музыкальные способности составляют единство таких способностей, как

ладовое

чувство,

проявляющиеся

в

эмоциональном

восприятии

и

легком

узнавании

мелодий;

способность

к

слуховому

предст авлению,

проявляющуюся

в

точном

восприятии

мелодии

по

слуху,

иначе

говоря,

музыкальная

память

и

музыкально-ритмическое

чувство

способность

чувствовать ритм и воспроизводить его.

Творческие

способности

детей

младшего

школьного

возраста

формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе

применение.

Известно,

что

у

младших

школьников

ярко

проявляется

творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонации,

подражании,

легко

воспринимают

образное

содержание,

им

свойственна

природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является

ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество

активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность и

интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Для того, чтобы

деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна

удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых,

деятельность

должна

вызывать

у

ребенка

сильные

и

положительные

эмоции,

удовольствие,

стремление

по

собственной

инициативе,

без

принуждения

заниматься

ею.

При

этом

нужно

активно

развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили

поверхностный характер, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и

действенными.

Во-вторых,

деятельность

ребенка

должна

носить

творческий,

а

не

только репродуктивный характер. При этом нужно так проводить занятия,

чтобы

перед

детьми

чаще

возникали

хотя

бы

несложные

вопросы,

и

побуждать детей к попыткам самостоятельно отвечать на эти вопросы.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он

преследовал

цели,

всегда

немного

превосходящие

его

наличные

возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Важно

формировать у детей правильные отношения к своим способностям, успехам

и достижениям, воспитывать у них правильную самооценку.

2. Пути развития творческих способностей учащихся

Пути развития творческих способностей учащихся подразумевают:

- воспитание живого интереса к умелому музицированию как конечной

цели и как средству познаний музыкальных произведений;

- предоставление учащимся широких возможностей демонстрировать

свое

растущее

музыкальное

мастерство

в

квалифицированной

аудитории,

способствуя

тем

самым

воспитанию

чувства

собственного

достоинства,

которое

необходимо

для

того,

чтобы

решиться

на

самостоятельное

творчество,

а

так

же

способности

здраво

судить

о

себе

и

правильно

воспринимать оценку со стороны других;

- привлечение учащихся к разработке содержательных музыкальных

замыслов,

например,

к

подготовке

новых

интерпретаций

музыкальных

произведений;

-

обучение

школьников

различным

способам

составления

плана

творческого действия, т.е. учить, как находить необходимые музыкальные

средства для решения задач и импровизации;

- поощрение попыток учащихся давать обоснованные оценки тому, что

они делают и слышат. Это способствует развитию ценностной ориентации,

которая может лечь в основу отбора музыкального материала для творчества;

-

предоставление

учащимся

времени

для

обдумывания,

отбора

материала и средств результатов творчества.

Чтобы

творче ские

проявления

детей

на

занятиях

имели

целенаправленный, активный и эмоциональный характер необходимо:

- заинтересовать учащихся поисковой работой. Поискать в домашней

фонотеке записи музыкальных произведений;

-

проводить

анкетирование,

анализ

индивидуальных

интересов

учащихся;

- дать задание нарисовать то, что они слышали на уроке, не требуя при

этом

конкретизации

образов.

Пусть

творчество

ребят

будет

свободным,

фантазия окрылит воображение;

-использовать самостоятельное исполнение музыкальных произведений

учениками или в ансамбле с преподавателем;

-использовать

индивидуальное

исполнение

сольного

произведения

учащимися, при этом нужно создать определенный образ.

Главным рычагом познавательного процесса у детей является игра. У

игры

очень

много

преимуществ,

по

сравнению

с

другими

видами

деятельности.

Она

никогда

не

утомляет,

идеально

мобилизует

эмоции

ребенка,

его

внимание,

интеллект,

служит

превосходной

двигательной

разрядкой.

Во

время

игры

ребенок,

как

правило,

не

отвлекается,

игра

поглощает

его

целиком.

Именно

в

игре

ребенок

живет

наиболее

яркой

творческой жизнью. Вся задача заключается в том, чтобы ее направить в

нужное

для

учебы

русло,

умело,

используя

врожденные

способности

лидерства и соперничества. Действительно, дети очень требовательны друг к

другу. Они стараются не допускать промахов, ревниво следят друг за другом,

и в этот момент у них формируются первые навыки самооценки.

В

творческий

процесс

должны

быть

вовлечены

все

ученики,

без

исключения,

независимо

от

уровня

способностей.

Элементы

творчества

целесообразно

включать

в

урок

как

можно

раньше.

У

детей

младшего

возраста

очень

богатое

воображение,

меньше

развито

чувство

самокритичности и поэтому они охотно откликаются на любое задание, даже

если их сочинение получается не совсем удачным. Если начинать вводить

творческие

задания

позже,

то

они

часто

встречают

у

школьников

сопротивление из-за отсутствия определенных умений и уже появившихся

повышенных требований к результатам собственной деятельности. Вместе с

тем,

овладев

навыками

творчества

в

раннем

возрасте,

ученики

охотно

сочиняют и в старших классах.

3. Творческие формы работы на уроках сольфеджио

Развитие

интереса

к

музыкальному

искусству,

усиление

его

воздействия

требует

от

преподавателя

хорошего

знания

предмета

и

постоянного

внимания

к

личности

ученика,

его

психологических

и

возрастных

способностей.

Надо

понимать,

что

ученик

это

слушатель,

исполнитель, хотя и менее знающий и опытный чем педагог, но проявляющий

свое

отношение

к

музыке.

Следовательно,

нужно

обосновывать

и

совершенствовать

разнообразные

методы,

приемы

и

формы

работы,

способствующие развитию музыкальных творческих способностей, личности

учащихся, создавать условия для их творческой деятельности.

Рассматривая основные формы творческой работы, нужно помнить, что

выполнение творческих заданий на уроках сольфеджио не имеет своей целью

научить

ученика

«хорошо»

сочинять

музыку.

Главная

цель

пробудить

интерес

к

изучению

музыки,

музыкальной

теории,

литературы,

и

сформировать

устойчивую

потребность

в

развитии

своих

музыкальных

способностей.

Непосредственно подготовительным этапом к собственному сочинению

может

являться

движение

под

музыку,

так

как

ребенок

интуитивно

включается

в

творческий

процесс,

и

его

непроизвольные

движения

усиливают

эмоциональное

воздействие

музыки,

способствуя

накоплению

ассоциативного опыта.

Одной

из

начальных

ступенек

творческого

развития

может

быть

тембровое фантазирование:

- узнать тембр голоса или инструмента;

-создать тембровые импровизации на тему природы;

-сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

-составить

музыкальную

партитуру,

используя

тембры

шумового

оркестра.

Эффективным

способом

введения

ребенка

в

мир

музыкального

творчества является участие в коллективном музыкальном или музыкально-

театральном действии. Участие не только в качестве исполнителя, но и,

частично, соавтора произведения.

Одна

из

таких

форм

разучивание

песенок

в

диалоговой

форме.

Музыкальный

диалог

с

преподавателем

первый,

и

очень

важный

этап

«втягивания»

ученика

в

творческий

процесс.

Он

не

только

«заставляет»

ученика активно вслушиваться в «реплики» преподавателя, но и позволяет

проявить собственную творческую инициативу. Этого, как правило, вполне

достаточно, для того, чтобы «зацепить» ученика, пробудить у него интерес.

На следующем этапе можно предложить ученикам симпровизировать

окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик

и полных мелодий на заданный текст. Необходимо уточнить, что все эти

упражнения проходят в устной форме, т.к. в самых младших группах дети

еще не в состоянии записать и грамотно оформить сочиненную песенку.

Стихотворные тексты подбираются с учетом легкости запоминания, или, еще

лучше, хорошо знакомы ученикам с дошкольного периода (стихи А. Барто,

К. Чуковского, С. Маршака и т.д.).

Другой пример коллективного и индивидуального творчества на самом

раннем

этапе

сказка-игра

«Интервалы».

Преподаватель

совместно

с

учениками сочиняет начало сказки о «семье» «Гномиков-интервалов». Идет

знакомство с первыми «гномиками» – секундой и терцией, обсуждаются их

характеры, портреты. Детям предлагается сочинить продолжение сказки с

иллюстрациями

на

инструменте.

Одновременно

ученикам

предлагается

нарисовать портреты персонажей сказки. Очень важно, что дети изображают

собственные

зрительные

ассоциации

гармонических

интервалов,

а

не

«навязанных»

преподавателем.

По

такому

же

принципу

идет

сочинение

сказки о «Трезвучиях».

Творческие

задания

могут

выполнять

различные

функции:

стимулирующую, развивающую и закрепляющую. Такое разделение весьма

условно. В некоторых случаях две или три функции сразу могут выполняться

в одном задании. Все зависит от установки преподавателя. В одном случае

подбор

аккордов

аккомпанемента

может

служить

стимулом

к

изучению

соответствующих тем теории, в другом случае – методом закрепления этого

материала. Что касается развивающей функции, то она присутствует в той

или иной степени в любом творческом задании.

Применение

на

уроках

сольфеджио

различных

творческих

форм

работы, направленных на развитие инициативы и музыкально-творческого

воображения

учащихся,

способствует

созданию

на

занятиях

атмосферы

увлеченности

и

активно

развивает

мышление

детей,

их

музыкальные

способности в целом. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить

практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и

способствует

более

глубокому

постижению

особенностей

музыкального

языка.

Творческие

задания

являются

активным

средством

развития

творческой деятельности учащихся. Их выполнение зависит от личности

преподавателя,

его

увлеченности,

искренней

заинтересованности

и

способности

участвовать

в

совместном

творчестве.

Педагог

создает

поисковые

ситуации

на

уроке,

постепенно

усложняя

условия

творческих

заданий и игр, которые активизируют интерес учащихся и побуждают их к

действию.

4. Методы развития творческих навыков

Развитию

музыкальных

творческих

способностей

учащихся

ДШИ

способствуют следующие методы:

-стимулирование

музыкальной

деятельности

(метод

эмоционального

воздействия);

-метод эффекта удивления;

-метод

создания

ситуации

успеха

(поощрение

учащихся).

Подбадривание

и

положительная

оценка

помогают

создать

обстановку

раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.

-метод создания игровых ситуаций (уложить куклу спать, покачиваются

березки, зайцы прячутся и т.д.);

-метод

проблемно-поисковых

ситуаций

(перед

учащимися

ставятся

различные творческие задания);

-метод сравнения, предполагающий анализ музыки;

-метод

«забегания»

вперед

и

в

постоянных

«возвращениях»

к

уже

пройденному материалу.

Применение

этих

методов

возможно

при

условии

учитывания

психологических

и

возрастных

особенностей

учащихся,

о

которых

было

сказано ранее.

5. Творческие задания на уроках сольфеджио в 1-4 классах

Активным

средством

развития

творческой

деятельности

учащихся

являются

творческие

задания.

Для

активизации

инициативы

младших

школьников предлагаются творческие задания в форме игр. Постепенное

усложнение

условий

игр,

их

содержания

способствует

обогащению

музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих

заданиях расширяется самостоятельность ребят.

Творческие

упражнения

на

уроках

по

предмету

«Сольфеджио»

психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность,

активизируют

слуховое

внимание,

тренируют

музыкальный

слух.

Такие

упражнения

должны

быть

тесно

связаны

с

основными

разделами

курса

«Сольфеджио», закрепляя творчески теоретические знания учащихся. Цель

творческих упражнений – в приобретении и закреплении основных навыков

пения с листа, записи диктанта, анализа на слух.

Творческие задания должны быть доступными по трудности. Учащиеся

выполняют

их

охотно

и

с

большим

увлечением.

На

таких

заданиях

закрепляются

приобретенные

навыки

и

знания,

глубже

раскрываются

возможности, ярче проявляется самостоятельность ребят.

Любое творчество детей не может быть ограничено только процессом

создания, оно непременно требует общения по поводу созданного, умения

аргументированно

доказывать

свои

симпатии,

критически

мыслить,

объективно оценивать себя и других. Такой опыт в будущем поможет ребятам

самостоятельно

разбираться

в

многообразии

явлений

музыкального

искусства, находить в нем подлинные и истинно прекрасное.

Виды творческих заданий для учащихся 1-4 классов:

1. нарисовать рисунок к песне или произведению;

2.сочинить

рифму

в

стихах

(поэтический

материал:

стихи

К.

Чуковского,

А.

Барто,

С.

Маршака,

Б.

Заходера

и

д.р.).

Например,

«Сомнительный комплимент» Б. Заходера:

Овечке волк сказал: «Овца,

У вас прекрасный цвет … (лица)».

Ах, если хвалит волк овечку –

Не верь ни одному … (словечку).

После нахождения рифмы можно перейти к следующему виду заданий:

3. сочинение простейших четверостиший на основе рифм, например:

«год – хоровод», «день – лень» и т.п.

Наступил Новый год

Дети водят хоровод.

Прочь из дома, гоним лень.

Смех и радость каждый день.

4. запись ритма считалок, скороговорок, стихов;

5. сочинение стихов на заданный ритм.

После того, как учащиеся познакомятся с нотами и понятием «тоника»

можно пробовать следующие творческие задания:

сочинение

музыкальных

ответов

в

ответ

на

вопро сы

преподавателя и допевание до тоники на нейтральный слог, с названием

звуков или со словами;

сочинение

фрагмента

мелодии

(окончания

или

пропущенных

тактов);

сочинение мелодии на данный ритмический рисунок;

сочинение

мелодии

на

стихи

с

предварительным

анализом

(размера, лада, тональности и т.д.);

сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;

сочинение

мелодии

определенного

жанра,

характера,

с

использованием заданных выразительных средств;

сочинение мелодии к данному аккомпанементу.

Для развития гармонического слуха полезно подбирать второй голос к

мелодии

(лучше

использовать

русские,

украинские

народные

песни)

и

подбирать аккомпанемент с использованием пройденных аккордов: сначала

дети подбирают только бас (отдельные ступени), затем трезвучия главных

ступеней лада, их обращения; позже D

7

с обращениями.

В

свои

самостоятельные

работы

учащиеся

вкладывают

не

только

знания и труд, но и часть своей души, поэтому к ним нужно относиться очень

бережно,

постоянно

поддерживать

в

ребятах

творческий

огонек.

Дети

сочиняют музыкальные картинки, но даже в самых примитивных детских

сочинениях есть своя убедительная логика. Самое главное вовремя похвалить

ребенка за удачную находку, слабые работы нужно оценивать осторожно и

тактично,

а

если

задание

вызывает

неуверенность

лучше

вообще

не

настаивать на его выполнении.

Творческие задания могут выполняться не только на уроке, но и дома.

Работы обязательно проверяются и обсуждаются всем классом. Главная цель

пробудить

интерес

к

музыке,

литературе

и

сформировать

устойчивую

потребность

в

развитии

своих

музыкальных

способностей.

Приобщение

детей

к

миру

музыки

создает

необходимое

условие

для

всестороннего,

гармоничного развития личности ребенка. Развитие творческих способностей

это

выработка

у

ребенка

стремления

к

проявлению

собственной

инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое,

лучшее,

стремление

расширить

кругозор,

наполнить

новым

содержанием

свои познания.

Заключение

Тема

развития

творческих

способностей

детей

всегда

интересовала

ученых,

психологов

и

педагогов.

В

своих

исследованиях

они

пришли

к

выводу,

что

именно

детский

возраст

дает

прекрасные

возможности

для

развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были

использованы

эти

возможности,

во

многом

будет

зависеть

творческий

потенциал взрослого человека.

Значение творческих навыков и творческой инициативы, их развитие на

уроках

сольфеджио

в

процессе

обучения

неоспоримо.

Оно

способствует

более

эмоциональному,

осмысленному

отношению

учащихся

к

музыке,

вызывает

интерес

к

предмету,

помогает

лучше

овладевать

и

применять

знания

элементарной

теории,

выявляет

индивидуальные

способности.

В

творчестве ребенок психологически раскрепощается, становится смелее при

выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые

решения,

аналитически

мыслить.

Постигая

тайны

процесса

творчества,

человек непроизвольно воспитывает в себе уважение к продуктам творчества.

Во время творчества ребенок раскрывает свое понимание окружающего

мира и отношение к нему. Через творчество педагог имеет возможность

раскрыть

внутренний

мир

ребенка,

увидеть

его

творческий

потенциал,

развить

его,

стараясь

не

нарушить

индивидуальность

каждого.

Задача

преподавателя

сольфеджио

сделать

творческую

деятельно сть

потребностью, а искусство – естественной необходимой частью жизни.

Чтобы

достичь

цели,

поставленной

обществом

перед

начальным

музыкальным

образованием,

а

именно,

подготовить

учащихся

к

самоопределению в условиях современной жизни, выявлять и развивать их

творческие способности, применительно к различным сферам деятельности

людей, – каждый урок сегодня должен быть средством общения, воздействия,

убеждения. А поскольку развитие творческих способностей – это процесс, то

необходимо, чтобы он был непрерывным.

Список литературы

1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001.

2.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: «Музыка», 1997.

3.Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи

о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. – М., 1973.

4.Барабошкина

А.В.

Сольфеджио

для

1-го

класса

ДМШ.

Методическое

пособие. Издательство «Музыка». М., 2007.

5.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.

6.Давыдова

Е.

Сольфеджио.

3

класс.

ДМШ

Методическое

пособие.

М.,

«Музыка», 1976.

7.Давыдова

Е.

Сольфеджио.

4

класс.

ДМШ

Методическое

пособие.

М.,

«Музыка», 2005.

8.Давыдова

Е.

Сольфеджио.

5

класс.

ДМШ

Методическое

пособие.

М.,

«Музыка», 1981.

9.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1-7 классы ДМШ. – М., 1999.

10.Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио: методическое пособие для ДМШ. – М., 1987.

11.Лехина

Л.Н.

Аккордовые

сказки

для

больших

и

маленьких.

Учебно-

игровое пособие. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010.

12.Лехина Л.Н, Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие.

– М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010.

13.Малахова

Л.В.

Музыкальное

воспитание

детей

дошкольного

возраста:

методическое пособие / Л.М. Малахова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

14.Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов. – Спб., 1999.

15.Ромм Р. Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов. – М., 1994.



В раздел образования