Напоминание

"Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными"


Автор: Рубан Елена Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Комаричская СОШ №1
Населённый пункт: п. Комаричи Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок – путешествие по сказке «Гуси – лебеди». Русский язык во 2 классе (по учебнику В.П. Канакиной)

Класс – 2 «а», учитель – Рубан Елена Александровна. Дата – 14 декабря 2015г.

Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (по типологии ФГОС)

Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости соглас-

ных звуков; обобщение и систематизация знаний.

- развивающая: развитие умений работы учащихся в паре, умения составлять предложения; продолжить формирование у уча-

щихся перехода от частных к более широким обобщениям.

- воспитательная – воспитание любви к родному языку.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в

конце слова.

- развивающая: продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед

другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения

в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение ре-

чевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным этало-

ном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник, тетрадь, карточки с заданием для пар.

Ход урока

Структура дея-

тельности

Формирование

УУД

Действия учителя

Действия ученика

I Организационный

момент

коммуникативные

– Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку:

учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник.

Все на месте.

- Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок

.

Дети тихонько садятся

II Мотивация учеб-

ной деятельности

учащихся

личностные

познавательные

- Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской

народной сказки «Гуси – лебеди».

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького

братца. Сестра побежала искать его и на пути встре-

тила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь

девочке, её попросили выполнить задания. Она очень

волнуется за братца и переживает, что не справится.

Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке?

III Актуализация зна-

ний

1.Словарная работа

коммуникативные

регулятивные

личностные

познавательные

-Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала-

бежала, увидела – печь стоит.

(Слайд 3)

- Что сказала девочка печке?

- А печка отвечает: «Выполните, ребята, работу, с ко-

торой всегда начинаете урок русского языка, скажу».

- Какую работу мы проводим в начале урока?

(Слайд 4)

- Я предлагаю вам провести картинный словарный

диктант на тему: «Животные» (Анимация)

Ответы детей.

- Словарную работу.

Дети по картинке определяют на-

звание животного и записывают

Взаимопроверка

Рефлексия

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга.

Если возникли сомнения проверьте по ключу на экране

(Слайд 5)

- Обменяйтесь тетрадями, посмотрите, как вы выпол-

нили работу. Оцените себя.

- Для чего мы проводим словарную работу на каждом

уроке?

в тетрадь.

Обмениваются тетрадями и про-

веряют друг друга, если возни-

кают сомнения, проверяют по

ключу на экране.

Рефлексируют свои ошибки и

оценивают себя с помощью спе-

циальных знаков.

Ответы детей.

2. Орфографическая

работа

Рефлексия

коммуникативные

личностные

регулятивные

- Ребята, какую работу мы проводим после словар-

ной.

- В каком словарном слове, записанных вами, букв

больше, чем звуков?

- Почему?

- Где пишется мягкий знак?

- А что обозначает мягкий знак?

Составьте с этим словом распространённое предложе-

ние. Найдите и подчеркните основу предложения.

(Анимация)

- Для чего мы проводим орфографическую работу на

каждом уроке?

Орфографическую работу

Дети называют слово «медведь»

и объясняют свой выбор, записы-

вают в тетрадь предложение и

объясняют написание орфо-

грамм.

Ответы детей.

IV Целеполагание

коммуникативные

регулятивные

познавательные

личностные

- Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше.

Стоит яблонька.

(Слайд 6)

- Что сказала девочка яблоньке?

- А яблонька говорит: « Есть в середине моего имени

мягкий согласный звук. Какой?

- А на письме он обозначается двумя буквами. Каки-

ми? (Анимация)

(Слайд 7)

- Где мы увидели написание мягкого знака в сло-

вах: медведь и яблонька?

- Какую роль выполняет мягкий знак?

- Обсудите в парах какова тема сегодняшнего уро-

ка.

Ответы детей.

Дети произносят слово и выделя-

ют звук.

Ответы детей.

Обсуждают в паре, какова тема

урока, договариваются, кто будет

отвечать на класс.

Ученики читают название темы

на с.125 и делают вывод, на-

- Откройте учебники на с.125. Почитайте, как в учеб-

нике формулируется тема урока.

- Чему вы хотите научиться сегодня на уроке?

сколько правы они были в опре-

делении темы.

Ученики формулируют цель уро-

ка

V Работа по теме уро-

ка

Работа над правилом

Рефлексия

коммуникативные

личностные

познавательные

регулятивные

- И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебе-

ди за тёмным лесом.

(Слайды 8 и 9)

- Измените, слово гуси так, чтобы оно называло один

предмет. (Анимация)

- Какой звук слышится в конце слова?

- Какими буквами обозначен этот звук?

- Какую роль выполняет Ь? (Анимация)

(Аналогично проводится работа со словом лебеди)

- Чем отличается Ь от других букв азбуки?

- Какая ещё буква не обозначает звука?

Дети выделяют объект изучения:

гусь, лебедь.

Проводят звуковой анализ части

слов.

Делают вывод.

- Прочитайте в учебнике на стр.125 правило.

- Хотите запомнить это правило?

- Поработаем над оперативной памятью. За одну ми-

нуту попробуйте выучить правило.

- Кто желает рассказать на класс?

- Для чего мы проводили работу по запоминанию пра-

вила?

Читают правило.

Ответы детей.

Каждый заучивает сам.

1- 2 желающих рассказываю на

класс.

Ответы детей.

VI Первичное закреп-

ление

Физкультминутка

регулятивные

познавательные

- Указала яблонька на дальнейший путь. Бежит девоч-

ка дальше. Видит речку на пути.

(Слайд 10)

- Что сказала девочка речке?

- А речка говорит: «Вижу, вы очень устали, проведите

физкультминутку»

- Если вы услышите на конце слова мягкий соглас-

ный звук, то будете приседать, а если услышите твёр-

дый согласный звук на конце, то хлопать в ладоши.

(Сом, семь, олень, слон, дверь, двор, лес, гусь, стол,

сталь, суп, цепь).

Ответы детей.

Ученики анализируют конец

каждого слова и выполняют дви-

жения.

VII Творческое при-

менение и добывание

знаний в новой ситуа-

ции

Проверка

коммуникативные

познавательные

регулятивные

личностные

- Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит,

стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга

прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец.

(Слайд 11)

Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А

Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-

лебедей в погоню.

(Слайд 12)

Прибежала девочка к речке и стала просить помощи.

(Слайд 13)

- Как просила помощи девочка?

-А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если

вы, ребята, выполните моё задание на карточке в

паре»

Карточка

(Слайд 14)

Задание: Измените слова так, чтобы мягкий знак

стоял в середине слова. Запишите ещё несколько слов

с Ь в середине слова.

Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -…

- Давайте проверим, что у вас получилось .

- Какие слова вы ещё записали с Ь в середине слова?

-Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не уви-

дели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше.

Видит на пути яблоня.

(Слайд 15)

- Как просила помощи девочка у яблоньки?

- А яблонька говорит: «Посмотрите, ребята, сколько

на моём дереве яблок. Посчитайте. Назовите, те чис-

ла, в названии которых при написании есть Ь»

(Слайд 16)

Ответы детей.

Дети работают в паре и записы-

вают на карточку.

Огонь- огоньки, окунь – окуньки,

ступень – ступенька.

Ученики называют придуманные

слова.

Ответы детей.

Дети анализируют слова и назы-

вают числа, при письме названий

которых нужен Ь.

VIII Контроль усвое-

ния, обсуждение допу-

коммуникативные

- Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не уви-

дели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше,

гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути

щенных ошибок и их

коррекция.

Самопроверка

Рефлексия

регулятивные

личностные

печка.

(Слайд 17)

- Как просила помощи девочка у печки?

- А печка говорит: «А знаете ли вы, ребята, где нужно

писать Ь для обозначения мягкости? Проверьте свои

знания. Выполните упражнение 205».

- Проверьте себя по ключу.

(Слайд 18)

- Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто

допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с за-

данием.

- Какие ошибки были допущены в работе?

Ответы детей.

Ученики самостоятельно выпол-

няют упражнение .

Проверяют свою работу по клю-

чу.

Оценивают с помощью специаль-

ных знаков.

Коллективное обсуждение, допу-

щенных ошибок и их исправле-

ние.

IX Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению

коммуникативные

личностные

Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали

и ни с чем улетели к Бабе Яге.

(Слайд 19)

А сестра с братцем возвратились домой, и предлага-

ют вам записать домашнее задание.

(Слайд 20)

Упражнение 206 , стр.126

- Посмотрите задания. Что непонятно?

Дети анализируют задания

X Подведение итогов

урока

коммуникативные

личностные

- Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, ука-

зывал дорогу и спасал от гусей-лебедей?

-Ребята, а почему в словах печка и речка нет Ь, ведь

слышится в середине мягкий звук?

- Почему ЧК-ЧН пишутся без Ь?

- А какую роль выполняет Ь в слове яблонька?

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке, по достижению

цели.

Ответы детей.

Оценивают свою работу с помо-

щью цветных карандашей.

Высказывания учеников.



В раздел образования