Автор: Дорош Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра"
Раздел: начальное образование
Особые образовательные потребности детей с расстройствами
аутистического спектра
Образование
детей
с
различными
вариантами
особых
образовательных
потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени
термин «дети
с
особыми
образовательными
потребностями» рассматривался
однозначно
–
категория
детей,
юридически
определяемых
как
«дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья».
Это
традиционный
подход
отечественной дефектологии. В настоящее время происходит дифференциация
понятия «особые образовательные потребности».
В
современном
мире
около
15%
населения
Земного
шара,
по
данным
Всемирной
организации
здравоохранения,
имеют
серьезные
ограничения
здоровья. Из них 8% – это дети и подростки. При этом, пытаясь ответить на
вопрос,
что
мы
знаем
о
детях
с
особыми
образовательными
потребностями,
первое, что приходит в голову — это множество стереотипных представлений и
ярлыков.
Обучение
и
сопровождение
лиц
с
особыми
образовательными
потребностями
сегодня
является
центральной
проблемой
для
воспитателей,
педагогов,
дефектологов,
логопедов
и
психологов
различных
учреждений
дошкольного и школьного звена. Для того чтобы помочь ребенку адаптироваться в
социальной среде, специалистам важно владеть знаниями в области специальной
психологии и коррекционной педагогики.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в
целом нарушено и осуществляется не так, как у других детей с ограниченными
возможностями здоровья. Психическое развитие при аутизме не просто задержано
или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка
развиваются
не
в
русле
социального
взаимодействия
и
решения
реальных
жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство
ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Аутичный
ребенок
может
иметь
фрагментарные
представления
об
окружающем,
не
выделять
и
не
осмысливать
простейших
связей
обыденной
жизни,
чему
специально
не
учат
нормотипичного
ребёнка.
Может
не
уметь
накапливать
элементарный
бытовой
жизненный
опыт,
но
проявлять
компетентность
в
более
формальных
областях
знания
–
выделять
цвета,
геометрические
формы,
интересоваться
цифрами,
буквами,
грамматическими
формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся
условиям,
новым
обстоятельствам,
поэтому
имеющиеся
у
таких
детей
способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо
реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта, введение их в
культуру
представляют
особенную
трудность. Установление
эмоционального
контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в
совместное
осмысление
происходящего
представляют
базовую
задачу
специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают, помимо
общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:
– возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного
введения ребенка в ситуацию обучения. Занятия должны быть регулярными, но
регулируемыми в соответствии с возможностями ребенка справляться с тревогой,
усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
– занятия с аутичным ребенком должны начинаться с тех моментов, в
которых ребенок может проявить себя наиболее успешно;
–
большинство
детей
с
РАС
имеют
выраженные
задержки
в
развитии
навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, необходимо быть готовыми к
возможной
бытовой
беспомощности
и
медлительности
ребенка,
проблемах
с
посещением туалета, избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с
тем,
что
он
не
умеет
задать
вопрос,
пожаловаться,
обратиться
за
помощью.
Попытки
ребенка
преодолеть
эти
трудности
должны
быть
поддержаны
специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
–
необходима
специальная
поддержка
детей
в
развитии
возможностей
вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией, выразить
свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
–
может
возникнуть
необходимость
во
временной
и
индивидуально
дозированной
поддержке
тьютором;
поддержка
должна
по степенно
редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка,
правил поведения, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
–
ребенок
должен
быть
обеспечен
дополнительными
индивидуальными
занятиями
с
педагогом
по
отработке
форм
адекватного
учебного
поведения,
умения вступать в коммуникацию и взаимодействие, адекватно воспринимать
похвалу и замечания;
–
в
организации
обучения
такого
ребенка
и
оценке
его
достижений
необходим
учёт
специфики
освоения
навыков
и
усвоения
информации
при
аутизме, особенностей освоения «простого» и «сложного»;
– необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения,
способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем,
отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
–
необходима
специальная
коррекционная
работа
по
осмыслению,
упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка,
крайне
неполного
и
фрагментарного;
оказание
ему
помощи
в
проработке
впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности
планировать, выбирать, сравнивать;
– ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и
осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического
формального накопления и использования для аутостимуляции;
– ребенок с РАС нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих
обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов
настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика
класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
– необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального
контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают,
ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
–
для
социального
развития
ребёнка
необходимо
использовать
существующие у него избирательные способности.
Таким образом, термин «дети с особыми образовательными потребностями»
приобретает сегодня инновационный смысл и содержание. Оказание социальной и
педагогической помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья,
продолжает
оставаться
одной из
наиболее
актуальных
задач
современного
российского
общества. В перспективе в каждом образовательном учреждении
должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить
полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.