Напоминание

"Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра"


Автор: Дорош Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра"
Раздел: начальное образование





Назад




Особые образовательные потребности детей с расстройствами

аутистического спектра

Образование

детей

с

различными

вариантами

особых

образовательных

потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени

термин «дети

с

особыми

образовательными

потребностями» рассматривался

однозначно

категория

детей,

юридически

определяемых

как

«дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья».

Это

традиционный

подход

отечественной дефектологии. В настоящее время происходит дифференциация

понятия «особые образовательные потребности».

В

современном

мире

около

15%

населения

Земного

шара,

по

данным

Всемирной

организации

здравоохранения,

имеют

серьезные

ограничения

здоровья. Из них 8% – это дети и подростки. При этом, пытаясь ответить на

вопрос,

что

мы

знаем

о

детях

с

особыми

образовательными

потребностями,

первое, что приходит в голову — это множество стереотипных представлений и

ярлыков.

Обучение

и

сопровождение

лиц

с

особыми

образовательными

потребностями

сегодня

является

центральной

проблемой

для

воспитателей,

педагогов,

дефектологов,

логопедов

и

психологов

различных

учреждений

дошкольного и школьного звена. Для того чтобы помочь ребенку адаптироваться в

социальной среде, специалистам важно владеть знаниями в области специальной

психологии и коррекционной педагогики.

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в

целом нарушено и осуществляется не так, как у других детей с ограниченными

возможностями здоровья. Психическое развитие при аутизме не просто задержано

или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка

развиваются

не

в

русле

социального

взаимодействия

и

решения

реальных

жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство

ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Аутичный

ребенок

может

иметь

фрагментарные

представления

об

окружающем,

не

выделять

и

не

осмысливать

простейших

связей

обыденной

жизни,

чему

специально

не

учат

нормотипичного

ребёнка.

Может

не

уметь

накапливать

элементарный

бытовой

жизненный

опыт,

но

проявлять

компетентность

в

более

формальных

областях

знания

выделять

цвета,

геометрические

формы,

интересоваться

цифрами,

буквами,

грамматическими

формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся

условиям,

новым

обстоятельствам,

поэтому

имеющиеся

у

таких

детей

способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо

реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта, введение их в

культуру

представляют

особенную

трудность. Установление

эмоционального

контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в

совместное

осмысление

происходящего

представляют

базовую

задачу

специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают, помимо

общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

– возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного

введения ребенка в ситуацию обучения. Занятия должны быть регулярными, но

регулируемыми в соответствии с возможностями ребенка справляться с тревогой,

усталостью, пресыщением и перевозбуждением;

– занятия с аутичным ребенком должны начинаться с тех моментов, в

которых ребенок может проявить себя наиболее успешно;

большинство

детей

с

РАС

имеют

выраженные

задержки

в

развитии

навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, необходимо быть готовыми к

возможной

бытовой

беспомощности

и

медлительности

ребенка,

проблемах

с

посещением туалета, избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с

тем,

что

он

не

умеет

задать

вопрос,

пожаловаться,

обратиться

за

помощью.

Попытки

ребенка

преодолеть

эти

трудности

должны

быть

поддержаны

специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;

необходима

специальная

поддержка

детей

в

развитии

возможностей

вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией, выразить

свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

может

возникнуть

необходимость

во

временной

и

индивидуально

дозированной

поддержке

тьютором;

поддержка

должна

по степенно

редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка,

правил поведения, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;

ребенок

должен

быть

обеспечен

дополнительными

индивидуальными

занятиями

с

педагогом

по

отработке

форм

адекватного

учебного

поведения,

умения вступать в коммуникацию и взаимодействие, адекватно воспринимать

похвалу и замечания;

в

организации

обучения

такого

ребенка

и

оценке

его

достижений

необходим

учёт

специфики

освоения

навыков

и

усвоения

информации

при

аутизме, особенностей освоения «простого» и «сложного»;

– необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения,

способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем,

отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

необходима

специальная

коррекционная

работа

по

осмыслению,

упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка,

крайне

неполного

и

фрагментарного;

оказание

ему

помощи

в

проработке

впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности

планировать, выбирать, сравнивать;

– ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и

осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического

формального накопления и использования для аутостимуляции;

– ребенок с РАС нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих

обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов

настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика

класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

– необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального

контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают,

ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

для

социального

развития

ребёнка

необходимо

использовать

существующие у него избирательные способности.

Таким образом, термин «дети с особыми образовательными потребностями»

приобретает сегодня инновационный смысл и содержание. Оказание социальной и

педагогической помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья,

продолжает

оставаться

одной из

наиболее

актуальных

задач

современного

российского

общества. В перспективе в каждом образовательном учреждении

должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить

полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.



В раздел образования