Напоминание

"Метод совместно–раздельных действий как ведущий метод обучения и воспитания"


Автор: Камская Лия Робертовна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: КОГОБУ ШОВЗ
Населённый пункт: Кировская область г.Вятские Поляны
Наименование материала: статья
Тема: "Метод совместно–раздельных действий как ведущий метод обучения и воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




Метод совместно-разделенных действий как ведущий метод обучения и

воспитания детей с ТМНР

Важнейшее положение об организации совместно-разделенной

деятельности обучающего и обучаемого было сформулировано А.И.

Мещеряковым при разработке системы коррекционной и реабилитационной

помощи слепоглухим детям. Данное положение целесообразно спроецировать

на процесс обучения и воспитания ребенка с другими типами дизонтогенеза –

нарушениями интеллекта, двигательной сферы, речи. Именно в процессе

совместных действий взрослого и ребенка у последнего активно формируются

первоначально простейшие, а затем все более сложные навыки. А.И.

Мещеряков утверждал, что в начале формирования умения необходимо

ориентироваться на малейшие проявления активности ребенка, «…помощь

взрослого должна быть строго дозирована – она не должна быть так велика,

чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика,

чтобы был достигнут нужный результат». Как замечает автор, ребенок

овладевает действием поэтапно, в начале обучения ребенка навыку все

действия взрослый совершает сам – на этом этапе действия еще нет, поскольку

все действие совершается обучающим лицом. Затем ребенок побуждается к

первой активности, выполняет отдельные доступные для него операции – здесь

действие становится совместным и разделенным между взрослым и ребенком.

Постепенно часть действия, выполняемая взрослым, становится все меньше, а

часть, выполняемая ребенком, при возрастании его активности в совместной

деятельности, – все больше. При этом педагогу важно построить обучение

таким образом, чтобы мера трудности каждой последующей задачи возрастала.

Используя метод так называемого совместно-разделенного действия,

взрослый формирует у ребенка с ТМНР способы самообслуживания,

целенаправленно уменьшая свою собственную активность и передавая ребенку

свои функции.

Взаимодействие со взрослым в процессе совместно-разделен ного действия

с предметом является благоприятной основой для развития коммуникативной

деятельности ребенка. Однако еще до овладения функциями предметов,

ребенок вступает в коммуникативные отношения со взрослыми, и специальная

психология стала обращать все более пристальное внимание на ранние формы

до- речевого общения, стремясь найти резервы повышения коммуникативной

активности ребенка и в возможно более ранние сроки вывести ребенка на

символическую коммуникацию, что должно эффективно отразиться на его

общем и умственном развитии.

Среди современных методов работы с детьми с ТМНР можно выделить

следующие:

Поведенческая терапияработает с поведением, а именно, с реакциями

организма, производящие наблюдаемые изменения во внешней среде или в

самом организме. Следовательно, весь коррекционный процесс описывается в

терминах поведения, традиционная психологическая терминология

используется в ограниченном объёме. Целью бихевиоральной терапии является

формирование некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех

случаях, когда оно отсутствуют или имеются его нарушения. Таким образом,

поведенческий подход является социально ориентированным.

Систематическое построение поведенческой терапии служит гарантией

продуманности и эффективности коррекционного процесса, а именно

построение по модели естественно-научного эксперемента. Как уже

отмечалось, поведение является внешне наблюдаемым, поэтому можно

фиксировать некоторые произвольно выбранные параметры этого поведения и

изменения этих параметров под влиянием внешнего воздействия, а

количественный и качественный анализ собранных данных позволяет судить об

эффективности работы специалистов и о том, что следует изменить, если

необходимо.

Музыкотерапия.Термин "музыкотерапия" греко-латинского происхождения

и в переводе означает "исцеление музыкой". В научной литературе есть много

определений этого понятия. Одни исследователи считают, что музыкотерапия

является вспомогательным средством психотерапии, а другие определяют ее

как системное использование музыки в лечении детей, средство реабилитации,

профилактики, повышения резервных возможностей организма человека,

средство оптимизации творческой и воспитательной работы, новейшую

психотехнологию, которая способна обеспечить эффективное

функционирование человека в обществе, гармонизировать его жизнь.

Также к новейшим методам относятся терапия средствами изобразительного

искусства (рисунок, лепка); музыкотерапия; имаготерапия; нейрокинезитерапия

(особенно, психогимнастика и коррекционная ритмика); двигательная терапия;

иппотерапия; дельфинотерапия; сказкотерапия и тому подобное

Л.Р.Камская



В раздел образования