Автор: Камская Лия Робертовна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: КОГОБУ ШОВЗ
Населённый пункт: Кировская область г.Вятские Поляны
Наименование материала: статья
Тема: "Метод совместно–раздельных действий как ведущий метод обучения и воспитания"
Раздел: среднее образование
Метод совместно-разделенных действий как ведущий метод обучения и
воспитания детей с ТМНР
Важнейшее положение об организации совместно-разделенной
деятельности обучающего и обучаемого было сформулировано А.И.
Мещеряковым при разработке системы коррекционной и реабилитационной
помощи слепоглухим детям. Данное положение целесообразно спроецировать
на процесс обучения и воспитания ребенка с другими типами дизонтогенеза –
нарушениями интеллекта, двигательной сферы, речи. Именно в процессе
совместных действий взрослого и ребенка у последнего активно формируются
первоначально простейшие, а затем все более сложные навыки. А.И.
Мещеряков утверждал, что в начале формирования умения необходимо
ориентироваться на малейшие проявления активности ребенка, «…помощь
взрослого должна быть строго дозирована – она не должна быть так велика,
чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика,
чтобы был достигнут нужный результат». Как замечает автор, ребенок
овладевает действием поэтапно, в начале обучения ребенка навыку все
действия взрослый совершает сам – на этом этапе действия еще нет, поскольку
все действие совершается обучающим лицом. Затем ребенок побуждается к
первой активности, выполняет отдельные доступные для него операции – здесь
действие становится совместным и разделенным между взрослым и ребенком.
Постепенно часть действия, выполняемая взрослым, становится все меньше, а
часть, выполняемая ребенком, при возрастании его активности в совместной
деятельности, – все больше. При этом педагогу важно построить обучение
таким образом, чтобы мера трудности каждой последующей задачи возрастала.
Используя метод так называемого совместно-разделенного действия,
взрослый формирует у ребенка с ТМНР способы самообслуживания,
целенаправленно уменьшая свою собственную активность и передавая ребенку
свои функции.
Взаимодействие со взрослым в процессе совместно-разделен ного действия
с предметом является благоприятной основой для развития коммуникативной
деятельности ребенка. Однако еще до овладения функциями предметов,
ребенок вступает в коммуникативные отношения со взрослыми, и специальная
психология стала обращать все более пристальное внимание на ранние формы
до- речевого общения, стремясь найти резервы повышения коммуникативной
активности ребенка и в возможно более ранние сроки вывести ребенка на
символическую коммуникацию, что должно эффективно отразиться на его
общем и умственном развитии.
Среди современных методов работы с детьми с ТМНР можно выделить
следующие:
Поведенческая терапияработает с поведением, а именно, с реакциями
организма, производящие наблюдаемые изменения во внешней среде или в
самом организме. Следовательно, весь коррекционный процесс описывается в
терминах поведения, традиционная психологическая терминология
используется в ограниченном объёме. Целью бихевиоральной терапии является
формирование некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех
случаях, когда оно отсутствуют или имеются его нарушения. Таким образом,
поведенческий подход является социально ориентированным.
Систематическое построение поведенческой терапии служит гарантией
продуманности и эффективности коррекционного процесса, а именно
построение по модели естественно-научного эксперемента. Как уже
отмечалось, поведение является внешне наблюдаемым, поэтому можно
фиксировать некоторые произвольно выбранные параметры этого поведения и
изменения этих параметров под влиянием внешнего воздействия, а
количественный и качественный анализ собранных данных позволяет судить об
эффективности работы специалистов и о том, что следует изменить, если
необходимо.
Музыкотерапия.Термин "музыкотерапия" греко-латинского происхождения
и в переводе означает "исцеление музыкой". В научной литературе есть много
определений этого понятия. Одни исследователи считают, что музыкотерапия
является вспомогательным средством психотерапии, а другие определяют ее
как системное использование музыки в лечении детей, средство реабилитации,
профилактики, повышения резервных возможностей организма человека,
средство оптимизации творческой и воспитательной работы, новейшую
психотехнологию, которая способна обеспечить эффективное
функционирование человека в обществе, гармонизировать его жизнь.
Также к новейшим методам относятся терапия средствами изобразительного
искусства (рисунок, лепка); музыкотерапия; имаготерапия; нейрокинезитерапия
(особенно, психогимнастика и коррекционная ритмика); двигательная терапия;
иппотерапия; дельфинотерапия; сказкотерапия и тому подобное
Л.Р.Камская