Автор: Самар Олег Петрович
Должность: учитель физического воспитания
Учебное заведение: КГКОУ ШИ№14
Населённый пункт: Амурск, Хабаровского края
Наименование материала: Межаттестационная работа
Тема: "Адаптивная физическая культура"
Раздел: среднее образование
1
Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе
знаний о человеке)
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов,
увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и
другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин,
новых
специальностей
в
системе
высшего
профессионального
образования.
Так,
в
соответствии
с
решением
Межведомственного
экспертного
совета
по
государственным
образовательным
стандартам
Госкомвуза
России
от
13.06.96
была
открыта
и
внесена
в
Классификатор
направлений
и
специальностей
высшего
профессионального
образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).
Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая
базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой родовым понятием.
Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не
здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих
специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая
утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие
ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).
Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому,
адаптации)
задач,
принципов,
средств,
методов,
организационных
форм
основных
разделов
(или
видов)
базовой
дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название -
"адаптивная физическая культура".
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного
из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная
физическая
культура"
[9]
или
"двигательная
реабилитация"
[3].
Данный
раздел,
как
отмечает
Б.В.
Евстафьев,
посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной
цели предусматривает " . восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д." [4, c. 121].
По
сложившейся
в
нашем
обществе
системе
мировоззренческих
взглядов,
инвалидами
и
лицами
с
устойчивыми
отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социального обеспечения,
образования, но не физической культуры.
Она же была ориентирована на здоровых или (как исключение) на временно утративших те или иные функции, а что
касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом аспекте раздела данного вида культуры - спорта,
то он вообще предусматривает активную деятельность с лицами не просто здоровыми, но и моторно одаренными.
Причем попасть в число последних было крайне трудно, так как в каждом виде спорта действовала довольно жесткая
система отбора перспективных спортсменов.
В связи с этим обратим внимание еще на такой факт, который очень наглядно подтверждает приоритеты физической
культуры по отношению к той или иной категории населения. Ведущий отечественный теоретик физической культуры
Л.П. Матвеев даже в ее оздоровительно-реабилитационном разделе вторым подразделом (кстати, состоящим всего из
двух)
называет
спортивно-реабилитационный,
который
"способствует
восстановлению
функциональных
и
приспособительных возможностей организма (уменьшенных в результате перетренировки, переутомления и других
причин)". То есть здесь речь идет о реабилитации спортсменов, временно утративших свои кондиции.
Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности "физическая культура", являющихся
своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов
физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко будет убедиться в том, что практически
все
дисциплины,
включая
дисциплины
и
медико-биоло
гического,
и
психолого-педагогических
циклов,
содержат
сведения
только
о
здоровом
человеке.
Исключением
являются
две
дисциплины:
лечебная
физическая
культура
и
спортивная
медицина,
которые
изучают
в
основном
заболевания
и
повреждения,
характерные
для
спортивной
деятельности.
Уместно будет вспомнить и о перечне медицинских противопоказаний для абитуриентов вузов физической культуры,
который определяет значительно более высокие требования к состоянию здоровья будущих студентов вузов данного
профиля по сравнению со всеми другими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал
путь в вузы физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями,
а само содержание образования, состоящее из сведений практически только о здоровых и моторно одаренных людях,
значительно снижало мотивацию его получения теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь работе с инвалидами.
Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры
получали в подавляющем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а
ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно одаренными детьми и взрослыми.
Автор статьи не склонен считать, что подобное невнимание к проблемам инвалидов полностью обусловлено позицией
представителей
сферы
физической
культуры,
хотя,
очевидно,
именно
они
должны
были
бы
быть
основными
инициаторами
расширения
сферы
влияния
в
обществе
физической
культуры,
обоснования
и
доказательства
ее
действительно социальной значимости 1. Однако дело здесь намного более сложное, чем может показаться на первый
взгляд.
Немаловажную
роль
в
сложившейся
ситуации
играет
недостаточная
разработанность
теоретических,
концептуальных проблем физической культуры инвалидов. Проведенный А.В. Сахно [11] анализ отечественной и
зарубежной
литературы,
посвященной
проблеме
здоровья,
определению
его
качественных
и
количественных
параметров, позволил ему утверждать, что между понятиями "здоровье человека" и "инвалидность человека" была
воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие
"здоровье",
изложенное
в
уставе
Всемирной
организации
здравоохранения
как
"состояние
полного
физического,
духовного
и
социального
благополу
чия,
а
не
только
отсутствия
болезней
и
физических
дефектов",
фактически
отождествляется с "абсолютным здоровьем" и, естественно, не допускает и мысли о возможности наличия здоровья у
инвалида, так как он обладает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка вопроса, по
существу, отказывала огромной группе людей - инвалидам - в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого
является рациональная двигательная активность человека или, более обобщенно, физическая культура. Чтобы убедиться
в этом, достаточно вспомнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, техникуме, вузе, в той или иной
спортивной
секции
и
тем
более
к
участию
в
соревнованиях
выдает
врач,
который
должен
констатировать
соответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкультурно-спортивной деятельности .