Напоминание

"Адаптивная физическая культура"


Автор: Самар Олег Петрович
Должность: учитель физического воспитания
Учебное заведение: КГКОУ ШИ№14
Населённый пункт: Амурск, Хабаровского края
Наименование материала: Межаттестационная работа
Тема: "Адаптивная физическая культура"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе

знаний о человеке)

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов,

увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и

другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин,

новых

специальностей

в

системе

высшего

профессионального

образования.

Так,

в

соответствии

с

решением

Межведомственного

экспертного

совета

по

государственным

образовательным

стандартам

Госкомвуза

России

от

13.06.96

была

открыта

и

внесена

в

Классификатор

направлений

и

специальностей

высшего

профессионального

образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая

базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой родовым понятием.

Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не

здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих

специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая

утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие

ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому,

адаптации)

задач,

принципов,

средств,

методов,

организационных

форм

основных

разделов

(или

видов)

базовой

дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название -

"адаптивная физическая культура".

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного

из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная

физическая

культура"

[9]

или

"двигательная

реабилитация"

[3].

Данный

раздел,

как

отмечает

Б.В.

Евстафьев,

посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной

цели предусматривает " . восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д." [4, c. 121].

По

сложившейся

в

нашем

обществе

системе

мировоззренческих

взглядов,

инвалидами

и

лицами

с

устойчивыми

отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социального обеспечения,

образования, но не физической культуры.

Она же была ориентирована на здоровых или (как исключение) на временно утративших те или иные функции, а что

касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом аспекте раздела данного вида культуры - спорта,

то он вообще предусматривает активную деятельность с лицами не просто здоровыми, но и моторно одаренными.

Причем попасть в число последних было крайне трудно, так как в каждом виде спорта действовала довольно жесткая

система отбора перспективных спортсменов.

В связи с этим обратим внимание еще на такой факт, который очень наглядно подтверждает приоритеты физической

культуры по отношению к той или иной категории населения. Ведущий отечественный теоретик физической культуры

Л.П. Матвеев даже в ее оздоровительно-реабилитационном разделе вторым подразделом (кстати, состоящим всего из

двух)

называет

спортивно-реабилитационный,

который

"способствует

восстановлению

функциональных

и

приспособительных возможностей организма (уменьшенных в результате перетренировки, переутомления и других

причин)". То есть здесь речь идет о реабилитации спортсменов, временно утративших свои кондиции.

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности "физическая культура", являющихся

своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов

физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко будет убедиться в том, что практически

все

дисциплины,

включая

дисциплины

и

медико-биоло

гического,

и

психолого-педагогических

циклов,

содержат

сведения

только

о

здоровом

человеке.

Исключением

являются

две

дисциплины:

лечебная

физическая

культура

и

спортивная

медицина,

которые

изучают

в

основном

заболевания

и

повреждения,

характерные

для

спортивной

деятельности.

Уместно будет вспомнить и о перечне медицинских противопоказаний для абитуриентов вузов физической культуры,

который определяет значительно более высокие требования к состоянию здоровья будущих студентов вузов данного

профиля по сравнению со всеми другими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал

путь в вузы физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями,

а само содержание образования, состоящее из сведений практически только о здоровых и моторно одаренных людях,

значительно снижало мотивацию его получения теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь работе с инвалидами.

Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры

получали в подавляющем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а

ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно одаренными детьми и взрослыми.

Автор статьи не склонен считать, что подобное невнимание к проблемам инвалидов полностью обусловлено позицией

представителей

сферы

физической

культуры,

хотя,

очевидно,

именно

они

должны

были

бы

быть

основными

инициаторами

расширения

сферы

влияния

в

обществе

физической

культуры,

обоснования

и

доказательства

ее

действительно социальной значимости 1. Однако дело здесь намного более сложное, чем может показаться на первый

взгляд.

Немаловажную

роль

в

сложившейся

ситуации

играет

недостаточная

разработанность

теоретических,

концептуальных проблем физической культуры инвалидов. Проведенный А.В. Сахно [11] анализ отечественной и

зарубежной

литературы,

посвященной

проблеме

здоровья,

определению

его

качественных

и

количественных

параметров, позволил ему утверждать, что между понятиями "здоровье человека" и "инвалидность человека" была

воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие

"здоровье",

изложенное

в

уставе

Всемирной

организации

здравоохранения

как

"состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополу

чия,

а

не

только

отсутствия

болезней

и

физических

дефектов",

фактически

отождествляется с "абсолютным здоровьем" и, естественно, не допускает и мысли о возможности наличия здоровья у

инвалида, так как он обладает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка вопроса, по

существу, отказывала огромной группе людей - инвалидам - в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого

является рациональная двигательная активность человека или, более обобщенно, физическая культура. Чтобы убедиться

в этом, достаточно вспомнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, техникуме, вузе, в той или иной

спортивной

секции

и

тем

более

к

участию

в

соревнованиях

выдает

врач,

который

должен

констатировать

соответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкультурно-спортивной деятельности .



В раздел образования