Автор: Ерина Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специализированный Дом ребёнка "Маленькая мама"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Психоэмоциональная связь матери и младенца"
Раздел: дошкольное образование
Психоэмоциональная связь мамы с младенцем.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его
появлением;
богатство
общения,
которое
мать
делит
с
ним,
оказывают
влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту.
Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное
состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее
сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь
разносит
гормоны
радости
эндорфины,
а
когда
грустит
или
тревожится
гормоны - стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности
или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще
неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже
чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или
страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце,
напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире.
Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно,
только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на
ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот,
гормональные
перестройки,
разнообразие
внутренней
жизни
матери
благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно
находится
во
власти
негативных
переживаний,
не
может
или
не
хочет
освободиться от них.
Сознательное,
положительное
отношение
к
плоду
во
время
беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка.
Ребенок
рождается
неразвитым
умственно
и
физически,
полностью
беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах
поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками.
Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама
же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что – нельзя. Мама
в
течение
долгого
времени
является
продолжением
«я»
ребенка.
Это
продолжение помогает ему выжить, но мама также – и представитель того
нового мира, в который малыш попал. Мама – зеркало этого мира. Строя
отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.
В
первые
месяцы
жизни
младенца
он
находится
с
матерью
в
психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет
себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама – это тоже
он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери,
он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей. Если мама
находится
длительное
время
в
стрессе,
болеет,
раздражительна
или
агрессивна – ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж
о
том,
что
негативное
состояние
матери
повысит
его
тревожность.
Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие
важные моменты.
Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении
всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в
том,
что
её
малыш
будет
спокойным,
-
он
действительно
оказывается
уравновешенным.
Если
малыш,
например,
капризничает
перед
сном,
«требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания
или
ношения
на
руках
столбиком,
-
это,
на
самом
деле,
не
малыш
«предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.
Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие
эмоции – хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых
желаний – их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире,
ни о себе. Многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в
соответствии
с
его
врожденными
потребностями.
Они
неуверенны,
нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.
Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её
состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё
правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и
по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения
или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что
он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям
младенца,
а
потому,
что
он
в
определенный
момент
вызвал
у
малыша
позитивные эмоции.
Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать
сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как
нарушает
уже
ставшую
знакомой
картину
поведения
мамы.
Но
бояться
менять
ситуацию
не
стоит
–
ведь
мама
движется
в
сторону
природных
ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А
то, что спланировано самой природой – всегда просто и требует от матери
минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно
приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении
(конечно, удобном и малышу), по её выбору.
Итак,
ребенок
всегда
ведет
себя
так,
как
ожидает
от
него мама.
Ожидание
её
может
быть
сознательным
или
бессознательным.
Если
она
ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки
сразу после того, как она спустила его на пол – он будет это делать.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное
мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и
ясность того мира, в который он попал. А это уже – залог уравновешенности
и здоровья психики младенца.
Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является
мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что
нужно делать только так, если она последовательна и спокойна – рано или
поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное –
терпение.
Безусловно,
мама
не
нанесет
ребенку
вред
и
сможет
быть
полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия
не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери,
будучи не уверенны в том, что они делают по отношению к младенцу,
начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.
Например,
ребенок
не
может
заснуть
ночью
рядом
с
мамой,
ему
неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой
автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может
испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках
лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон.
Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-
особому, вопреки законам психического и физического развития младенца?
Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой
мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и
ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг
начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша.
Даже
если
мама
из-за
неуверенности
и
незнания
того,
как
правильно
обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его
«предпочтения».
Опять
же,
это
происходит
потому,
что
она
не
знает
особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не
знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится,
поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.
Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть,
спать, сколько гулять, как купаться так далее. А ведь у ребенка до года нет
своих
предпочтений,
-
только
те,
которые
мама
неосознанно
сама
же
и
выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он – маме, покажет всё-всё-всё
и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется,
нервничает,
становится
тревожным,
плаксивым,
требуя
«скандалами»
показать ему правила жизни.
Мама – сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и
бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в
центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не
отрывается
надолго
от
своих
занятий,
чтобы
развлекать
и
«тетешкать»
младенца.
Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от
привычной
жизни,
чтобы
воспроизводить
тот
сложный,
искусственный,
требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем,
который на сегодня распространен повсеместно.
Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум
сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не
мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама
решила – так и будет.
На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш
спокоен,
удовлетворен
и
чувствует
надежность
матери
и
мира.
Мама
показывает ребенку, как вести себя у груди, как укладываться спать. А не
смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её
растерянности и безынициативности.
Правильная
и
последовательно
выдержанная
позиция
мамы
способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой
личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.
Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него,
- он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место
свои
желания
и
капризы
и
не
умея
самостоятельно
справляться
с
проблемами.