Напоминание

"Уроки театра"


Автор: Кушнарева Галина Лаврентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №38
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Уроки театра"
Раздел: среднее образование





Назад




Иркутская область, город Иркутск

МБОУ школа №38

«Уроки театра»

(из опыта работы с одаренными детьми)

Учитель 1 категории: Кушнарева

Галина Лаврентьевна

2018-2019 г

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление

во

внеурочной

деятельности

в

5-6

классах

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

общего

образования

.

Отличительной

особенностью

данной

программы

является

синтез

типовых

образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и

современных образовательных технологий. Театр - это волшебный мир искусства, где

нужны

самые

разные

способности.

И

поэтому,

можно

не

только

развивать

эти

способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр

как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому

нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств

театрального искусства таких, как интонация, мимика, жест, пластика, походка не только

знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей

воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между

героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии,

воображения,

памяти,

всех

видов

детского

творчества

(художественно-речевого,

музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно

способствует

сплочению

коллектива

классов,

расширению

культурного

диапазона

учеников

и

учителей,

повышению

культуры

поведения.

Особенности

театрального

искусства

массовость,

зрелищность,

синтетичность

предполагают

ряд

богатых

возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их

досуга. Театр - слияние многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.

Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,

изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает

эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать

зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью,

своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть

рамки

постижения

мира.

Увлечь

его

добром,

желанием

делиться

своими

мыслями,

умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный

атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги

взаимодействуют,

получая

максимально

положительный

результат

.На

занятиях

школьники

знакомятся

с

видами

и

жанрами

театрального

искусства,

с

процессом

подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его

личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-

образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития

младших школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,

позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,

чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс

осуществляется через различные направления работы: воспитание основ

зрительской

культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре,

которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует

формированию нравственных качеств у воспитанников кружка.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам

различных

социальных

групп

нашего

общества,

обеспечивает

совершенствование

процесса

развития

и

воспитания

детей.

Выбор

профессии

не

является

конечным

результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам,

предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,

позволят

развить

их

творческую

активность,

способность

сравнивать,

анализировать,

планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые

направлены

на

развитие

эмоциональности,

интеллекта,

а

также

коммуникативных

особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием

артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском

театре.

Целью

программы

является

обеспечение

эстетического,

интеллектуального,

нравственного

развития

воспитанников.

Воспитание

творческой

индивидуальности

ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный,

театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения

образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как

доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 5-6 классов , на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса отводится 68 часов в год. Занятия проводятся по 35

минут в соответствии с нормами СанПина.

50%

содержания

планирования

направлено

на

активную

двигательную

деятельность

учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров.

Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных

презентаций

и

сказок,

заучивание

текстов,

репетиции.

Для

успешной

реализации

программы

будут

использованы

Интернет-ресурсы,

посещение

спектаклей(по

мере

возможности).

Программа строится на следующих принципах:

Принцип

успеха

Каждый

ребенок

должен

чувствовать

успех

в

какой-либо

сфере

деятельности. Это ведет к формированию позитивного «Я успешен» и признанию себя

как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения

объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что

нравится.

Принцип

демократии.

Добровольная

ориентация

на

получение

знаний

конкретно

выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на

предстоящий учебный год.

Принцип

доступности.

Обучение

и

воспитание

строится

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

возможностей

подростков,

без

интеллектуальных,

физических

и

моральных перегрузок.

Принцип

наглядности.

В

учебной

деятельности

используются

разнообразные

иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи(по мере возможности).

Принцип

систематичности

и

последовательности.

С и с т е м а т и ч н о с т ь

и

последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной

работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших

результатов.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

1.

Культура и техника речи

2.

Основы театральной культурыОсновы театральной культуры

3.

Театральная игра.

4.

Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия

театрального

кружка

состоят

из

теоретической

и

практической

частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл

познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте

вокруг

нас,

профессиональной

ориентации

школьников.

Практическая

часть

работы

направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы

занятий

-

групповые

и

индивидуальные

занятия

для

отработки

дикции,

мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры,

конкурсы,

викторины,

беседы,

экскурсии в театр и музеи,

спектакли

праздники.

Постановка

сценок

к

конкретным

школьным

мероприятиям,

инсценировка

сценариев

школьных

праздников,

театральные

постановки

сказок,

эпизодов

из

литературных

произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и

мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь

от

простого

к

сложному,

ребята

смогут

постичь

увлекательную

науку

театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.

Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,

учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их

действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся

выразительному

чтению

текста,

работе

над

репликами,

которые

должны

быть

осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его

видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление

спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями

и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,

творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных

областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую

знакомятся

с

процессом

подготовки

спектакля:

посещение

гримерной,

костюмерной,

просмотр

спектакля.(по

мере

возможности)

Совместные

просмотры

и

обсуждение

спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы

по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического

театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную

роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение

программного

материала

происходит

через

теоретическую

и

практическую

части,

в

основном

преобладает

практическое

направление.

Занятие

включает

в

себя

организационную,

теоретическую

и

практическую

части.

Организационный

этап

предполагает

подготовку

к

работе,

теоретическая

часть

очень

компактная,

отражает

необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой. (конец 1 полугодия-2 полугодие)

Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски

музыкально-пластического

решения

отдельных

эпизодов,

постановка

танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций

и костюмов.

Переход

к

тексту

пьесы:

работа

над

эпизодами.

Уточнение

предлагаемых

обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита

(можно условно), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком.

Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в

процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой

подведения

итогов

считать:

выступление

на

школьных

праздниках,

торжественных

и

тематических

линейках,

участие

в

школьных

мероприятиях,

родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,

инсценирование

сказок,

сценок

из

жизни

школы

и

постановка

сказок

и

пьесок

для

свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и

т.д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на

заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать

рифму

к

заданному

слову

и

составлять

диалог

между

сказочными

героями.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Воспитательные

результаты

работы

по

данной

программе

внеурочной

деятельности

можно оценить по трём уровням.

Результаты

первого

уровня (Приобретение

школьником

социальных

знаний):

Овладение

способами

самопознания,

рефлексии;

приобретение

социальных

знаний

о

ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной

реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты

третьего

уровня

(получение

школьником

опыта

самостоятельного

общественного

действия): школьник

может

приобрести

опыт

общения

с

представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации,

организации

совместной

деятельности

с

другими

детьми

и

работы

в

команде;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими

детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность

сотрудничества

со

сверстниками,

доброжелательное

отношение

к

сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению

одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта

слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,

проводить сравнение и анализ поведения героя;

5.

понимать

и

применять

полученную

информацию

при

выполнении

задОсновы

театральной культуры

6.

Театральная игра.

7.

Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия

театрального

кружка

состоят

из

теоретической

и

практической

частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл

познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте

вокруг

нас,

профессиональной

ориентации

школьников.

Практическая

часть

работы

направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы

занятий

-

групповые

и

индивидуальные

занятия

для

отработки

дикции,

мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры,

конкурсы,

викторины,

беседы,

экскурсии в театр и музеи,

спектакли

праздники.

Постановка

сценок

к

конкретным

школьным

мероприятиям,

инсценировка

сценариев

школьных

праздников,

театральные

постановки

сказок,

эпизодов

из

литературных

произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и

мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь

от

простого

к

сложному,

ребята

смогут

постичь

увлекательную

науку

театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.

Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,

учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их

действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся

выразительному

чтению

текста,

работе

над

репликами,

которые

должны

быть

осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его

видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление

спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями

и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,

творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных

областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую

знакомятся

с

процессом

подготовки

спектакля:

посещение

гримерной,

костюмерной,

просмотр

спектакля.(по

мере

возможности)

Совместные

просмотры

и

обсуждение

спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы

по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического

театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную

роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение

программного

материала

происходит

через

теоретическую

и

практическую

части,

в

основном

преобладает

практическое

направление.

Занятие

включает

в

себя

организационную,

теоретическую

и

практическую

части.

Организационный

этап

предполагает

подготовку

к

работе,

теоретическая

часть

очень

компактная,

отражает

необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой. (конец 1 полугодия-2 полугодие)

Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски

музыкально-пластического

решения

отдельных

эпизодов,

постановка

танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций

и костюмов.

Переход

к

тексту

пьесы:

работа

над

эпизодами.

Уточнение

предлагаемых

обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита

(можно условно), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком.

Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в

процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой

подведения

итогов

считать:

выступление

на

школьных

праздниках,

торжественных

и

тематических

линейках,

участие

в

школьных

мероприятиях,

родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,

инсценирование

сказок,

сценок

из

жизни

школы

и

постановка

сказок

и

пьесок

для

свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и

т.д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на

заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать

рифму

к

заданному

слову

и

составлять

диалог

между

сказочными

героями.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Воспитательные

результаты

работы

по

данной

программе

внеурочной

деятельности

можно оценить по трём уровням.

Результаты

первого

уровня (Приобретение

школьником

социальных

знаний):

Овладение

способами

самопознания,

рефлексии;

приобретение

социальных

знаний

о

ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной

реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты

третьего

уровня

(получение

школьником

опыта

самостоятельного

общественного

действия): школьник

может

приобрести

опыт

общения

с

представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации,

организации

совместной

деятельности

с

другими

детьми

и

работы

в

команде;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими

детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность

сотрудничества

со

сверстниками,

доброжелательное

отношение

к

сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению

одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта

слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,

проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданипонимать

и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,

сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

3.Учебно-тематический план на год

.Содержание программы (68 часов)

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. ( 3 часа) Вводные занятия.

На первых вводных занятиях знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком».

Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на

кружке,

с

инструкциями

по

охране

труда.

В

конце

занятия

игры

на

сплочение

театрального коллектива : «Колобок».-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от

других видов искусств. -Знакомство с театрами г.Улан-Удэ

2 раздел. ( 15 часов) Культура и техника выразительной речи. Игры и упражнения,

направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,

разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;

учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить

скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

3 раздел (30 часов).Основы театральной культуры.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на

площадке,

строить

диалог

с

партнером

на

заданную

тему;

развивать

способность

произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев

спектаклей;

развивать

зрительное,

слуховое

внимание,

память,

наблюдательность,

образное

мышление,

фантазию,

воображение,

интерес

к

сценическому

искусству;

упражнять

в

четком

произношении

слов,

отрабатывать

дикцию;

воспитывать

нравственные качества .Работа над понятиями: сценическая речь, сценические диалоги,

монологи,

сценическое общение, воображение, сценическое движение.. комплексные

ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие

естественных

психомоторных

способностей

детей,

свободы

и

выразительности

телодвижения;

обретение

ощущения

гармонии

своего

тела

с

окружающим

миром.

Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма» и прочее

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный

сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или

последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и

образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую

ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических

движений.

4 раздел. ( 20 часов) Театральная игра

.

Элементарные

понятия,

профессиональная

терминология

театрального

искусства

(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского

мастерства; мизансцены, понятие инсценировки, культура зрителя).Работа над понятиями:

играть роль на сцене, эпизодическая роль, главная роль, реплики на сцене, коллективная

роль.

Разучивание

басен

с

диалогами.

Презентация

инсценировок

выбранных

басен,оценка товарищами

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами

театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Учебно-тематический план внеурочной образовательной программы

кружка «Уроки театра».

№ Тема занятия

Основное

содержание

Теоретические знания

Практические виды

занятий

да

та

1

2

Вводные занятия

.(3 часа)

.Девиз:»Мы все

талантливы!»

«Здравствуй,театр!»

З н а к о м с т в о

с

понятием

«театр»,

з н а к о м с т в о

с

членами

кружка,

с

особенностями

р а б о т ы

в

кружке,порядком

работыи

ц е л я м и

кружковой работы.

«Весь

мир

–театр!

Мы все актеры»

Дать понятие «Театр»,

познакомить с видами

театров, беседа о

театрах Бурятии

(заочная экскурсия по

театрам Улан-Удэ)

Правила поведения в

театре. Знакомство с

театральной лексикой

Кол л е кт и в н а я

и г р а

«Это Я!» (знакомство с

друг

другом,презентация

самого

себя).Игра«Взрыв»(уста

новление

друже ских

связей

друг

с

другом,

невербальное общение)

. В и к т о р и н а

п о

теме.Физический

коллективный

тренинг

«Сверху вниз».Игра на

воображение:крашу

забор;поднимаю

штангу,перетягиваю

канат,не су

т я ж е л о е

в е д р о , п о й м а ю

и

поглажу кошку.

3

Театральная игра

(15 часов)

Элементарные

понятия

т е а т р а ,

профессиональная

т е рм и н ол о г и я

в

театре, особенности

театрального

искусства, виды

спектаклей:

комедия,

трагедия,

мизансцена,

инсценировка

Познакомить детей с

простейшей

терминологией,

используемой в театре,

расширять кругозор

учащихся путем

введения новых

понятий, связанных с

театром, воспитывать

культуру и

нравственный уровень

кружковцев-зрителей и

участников

театрального действия.

С о б е с е д о в а н и е

с

кружковцами: кто был в

театре?

Что

особенно

з а п о м н и л о с ь

и з

ув иде нного?

К а к и е

ч у в с т в а

в ы

испытывали,посещая

театр?Коллективная

в ы р а б о т к а

п р а в и л

поведения

в

те ат ре.

П р и н я т и е

р и т у а л а

проведения

за ня тий

к р у ж к а :

д е в и з

кружковцев,перекличка

членов.

Игра

«Солнышко»в

качестве

настроя

на

коллективную

творческую работу.

4

Культура и

техника

выразитель

ной речи

(30 часов)

Речевое

дыхание,правильно

е

п р о и з н о ш е н и е

г л а с н ы х

и

согласных

звуков,работа

над

скороговорками,над

интонацией

одной

общей

фразы,выражающей

различные

человеческие

чувства.

Дать понятие речевого

дыхания, правильной

интонации на сцене,

разнообразие интонаций

при произношении

одной общей фразы

пополнение словарного

запаса кружковцев.

Игра

«Испорченный

телефон» (на развитие

невербального

общения),Тренинги

внимания : «Мячики со

словами»,»Игры

индейцев»,

«Змейка»,

«Ай,да Я!»,

« Х о д ь б а

с

изменениями»,

«Кто

летает?»,»Кто сзади?»

Конкурс

скороговорок:

у

к о г о

л у ч ш е ?

(отработка

правильной

и

в ы р а з и т е л ь н о й

речи),артикуляционный

тренинг

«Фраза

п о

кругу»

(работа

над

интонацией

речи),игры

«Тень»,»Совушка»,»Вор

обушек»,»Раз

хлопок,два

хлопок!»(работа

над

мышечной активностью

к р у ж к о в ц е в ,

н а д

умением

работать

в

к о м а н д е

д р у г

с

другом),групповая

р а б о т а

н а д

инсценированием

небольших

отрывков.

Показ,обсуждение

увиденного

5

Основы

театральной

культуры (20

часов)

А з ы

п о в е д е н и я

актера

на

сцене,

передний

и

задний

п л а н

с ц е н ы ,

движение по сцене,

р а з м е щ е н и е

н а

с ц е н е ,

п о н я т и е

мизансцены.

Сценический

монолог,

д иа л ог,

многоголосие.Согла

сованность

движения по сцене.

У ч и т ь

д е т е й

сценическому

движению

на

сцене,

оказать

передний

и

з а д н и й

п л а н ы

с ц е н ы , р а б о т а

н а д

понятиями:

монолог,диалог,многого

лосие,обучать

з а д а н н ы м

п о з а м

и

телодвижениям,координ

и р о в а т ь

д в и ж е н и я

участникоа

инсценировки.

Тренинги

мышечной

активности

участников

к р у ж к а

с

использованием

творческого

воображения:

Упражнения

«Ножницы»,»Лягушки»

,

«Цыпленок».Разыгрыва

н и е

д и а л о г о в

в

с в о б о д н о м

в ы б о р е

партнера

из

кружка,

«Хлопки»(в

различных

вариациях для развития

внимания, воображения,

слаженности

действий

на сцене) .Знакомство с

мини-инсценировками

н а

ш к о л ь н у ю

тему,распределение

ролей,комментирование

творческих задач

6

Коллективно-

групповая,ин

дивидуальная,пар

ная

работа

над

спектаклем,инсце

нировками.

Практические

занятия

кружка по применению

теоретических

знаний

п о

т е м е

« Ур о к и

т е а т р а » :

ч т е н и е

,

з н а к о м с т в о

с

выбранными

детьми

ил и

р у ко в од и т е л е м

кружка

текстами

для

постановки

на

сцене,

обсуждение

содержания,

распределение

ролей,разучивание

текста.

С о б е с е д о в а н и е

п о

содержанию выбранных

т е кс то в

с

ч л е н а м и

кружка(инсценировки

выбираются

детьми

по

их

желанию),индивидуаль

н ы е

ко н с у л ь т а ц и и ,

репетиции,

участие

со

спектаклем в районном

конкурсе

театральных

постановок,

участие

в

Дне театра

7

П о к а з

и т о г о в о г о

с п е к т а к л я - о т ч е т

о

полученных

знаниях

и

навыках.

Обсуждение,планы

на

новый учебный год

Отчетный

итоговый

спектакль



В раздел образования