Напоминание

"Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников."


Автор: Гайворонская Диана Наримановна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и игровые упражнения для

развития мелкой моторики рук

у дошкольников.

Составила учитель-логопед

МБДОУ №1 г. Невинномысска

Гайворонская Д.Н.

2018 г.

Учеными отмечено большое стимулирующее значение

функции

руки

у

детей.

На

основе

проведенных

опытов

и

исследований

большого

количества

детей

была

выявлена

следующая закономерность: если развитие движений пальцев

соответствует

возрасту,

то

и

речевое

развитие

находится

в

пределах нормы. Если развитие движений пальцев рук отстает,

то

задерживается

и

речевое

развитие,

но

при

этом

общая

м о т о р и к а

м о ж е т

б ы т ь

н о р м а л ь н о й .

Формирование речевых областей совершается под

влиянием

кинестетических

импульсов

от

пальцев

рук.

И

поэтому

целесообразно

расширять

объем

пальчиковых

игр

и

систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Также игры дают возможность устанавливать эмоциональный

контакт

между

взрослым

и

ребенком,

развивать

у

малыша

понимание обращенной речи. Развитие мелкой моторики имеет

важное

значение для развития внимания, памяти, мышления.

Закономерность

Закономерность

Развитие движений

пальцев рук

соответствует возрасту

Речевое развитие

задерживается (общая

моторика может быть

нормальной)

Речевое развитие

находится в пределах

возрастной нормы

Развитие движений

пальцев рук отстает от

возрастной нормы

Малышам

можно

предложить

различные

задания:

застегивание

пуговиц,

завязывание

и

развязывание

узлов,

шнуровку,

кат ание

шариков

различного

д и а м е т р а ,

конструирование из кубиков. Также можно предложить собирать

различные пирамидки, перекладывать карандаши из стаканчика

в стаканчик, перекладывать счетные палочки из одной кучки в

другую.

Можно проводить пальчиковые игры по мотивам русских

народных и авторских сказок, народные игры–потешки. Такие

игры помогают не только совершенствовать мелкую моторику,

но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и

образное мышление.

Педагог

может

выполнять

с

детьми

различные

упражнения,

изображать

фигурки

из

пальцев.

Детям

сначала

объясняют выполнение того или иного упражнения, воспитатель

на

себе

демонстрирует

изображение

различных

фигурок

из

пальцев.

Вначале дети испытывают трудности в выполнении многих

упражнений, поэтому упражнения выполняются пассивно, в

медленном темпе, с помощью взрослого. Постепенно кисти рук

детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает

скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение

навыков письма.

Упражнения лучше проводить ежедневно в первую половину

дня, по 2-3 минуты. Для тренировки пальцев могут быть

использованы упражнения и без речевого сопровождения. Когда

ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения

можно усложнить разыгрыванием небольших сценок, пересказом

коротких рассказов.

Необходимо обратить внимание на точность и качество

выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и

кистей рук.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и

пальцев рук оказывает самомассаж, занятия по изобразительной

деятельности, ручной труд.

Формирование речевых областей совершается под влиянием

кинестетических импульсов от пальцев рук.

Поэтому

- целесообразно расширять объем пальчиковых игр;

- систематически использовать их в работе с дошкольниками;

- игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт

между взрослым и ребенком;

- развивают у малыша понимание обращенной речи;

- имеет важное значение для развития внимания, памяти,

мышления.

Педагог может выполнять с детьми различные

упражнения, изображать фигурки из пальцев.

Что для этого необходимо:

1. Упражнения выполняются пассивно, в медленном темпе, с

помощью взрослого.

2. Упражнения проводят ежедневно в первую половину дня, по

2-3 минуты.

3. Для тренировки пальцев могут быть использованы

упражнения с речевым и без речевого сопровождения.

4. Точность и качество выполнения движений.

5. Согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук

одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху, в

стороны).

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по

очереди.

3. Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней,

повороты, наклоны вправо и влево, разжимание пальцев, не

расцепляя замка.

4. Когти. Сильное полусгибание и разгибание пальцев.

5. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением

сопротивления. Наклоны вправо и влево, вперед и назад

(руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не

размыкая запястий (руки вытянуты вперед).

6. Веер (ножницы). Разведение пальцев в стороны и сведение

вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы

другой, преодолевая сопротивление.

8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой

с преодолением сопротивления.

9. Вращение больших пальцев (пальцы сцеплены в замок), затем

сильно сжимать подушечки больших пальцев.

10. Маятник. Прямой указательный палец наклонять влево

и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак.

11. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с

мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух

одновременно).

12. Заяц.

Пальцы сжаты в кулак. Указательный и безымянный

пальцы подняты вверх, шевелить ими в стороны и вперед.

13. Пальчики здороваются (кнопочки). Соприкосновение

подушечек пальцев с большим пальцем одной руки, двух рук

одновременно. Соприкосновение по очереди подушечек пальцев

правой и левой руки.

Изображения фигурок для пальчиковых игр по мотивам

русских народных и авторских сказок, народных игр–потешек

.

лучи кулак кольцо

волны хлопки

замок гребешок бородка

цепочка клюв коза

бутон молотки здравствуй

Такие игры помогают не только совершенствовать мелкую

моторику, но и закреплять знание содержания сказок,

развивать речь и образное мышление.

Литература

1. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые

игры по мотивам народных и авторских сказок. Дошкольная

педагогика/октябрь/2008 с.33-37

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и

пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Приложение к

комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения

звуков» -М.: Гном-Пресс, 2000. -16с.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная,

пальчиковая и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к

комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у

дошкольников, 2-ое издание дополненное. –М.: «Издательство

ГНОМ и Д», 2001. -16с.

4. Цвынтарный В.В Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний

Новгород Издательство «Флокс» 1995

Спасибо за внимание!



В раздел образования