Автор: Болдовкина Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д⁄с № 47 – ЦРР"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Роль воспитателя в физкультурно–оздоровительной работе»
Раздел: дошкольное образование
Т.И. Болдовкина
старший воспитатель,
МБДОУ «Д/с № 47 - ЦРР» г. Бийска
«Роль воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе»
«Берегите
здоровье
смолоду»
-
этот
девиз
отражает
необходимость
укреплять
здоровье
ребенка
с
первых
дней
его
жизни.
Растить
детей
здоровыми,
сильными,
эмоциональными – задача каждого педагога, работающего в ДОУ. Важными физкультурно-
оздоровительными мероприятиями в режиме дня являются:
Утренняя гимнастика;
Подвижные игры;
Упражнения на прогулки;
Упражнения после дневного сна;
Закаливающие мероприятия;
Физкультминутки.
Ввиду
того,
что
двигательная
активность
–
это
естественная
потребность
детей
дошкольного
возраста,
необходимо
при
ее
организации
уделять
большое
внимание
планированию. Я считаю, что наиболее рационально планировать двигательную активность
по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме
дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства,
формы и методы двигательной активности дошкольников.
I этап педагогического процесса – «Утро». Самый короткий по времени, но самый
насыщенный
воспитательно-образовательными
задачами.
Задача
воспитателя
-
уделять
внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение,
вызвать желание заниматься интересной, полезной двигательной деятельностью.
Утром
целесообразно
проводить
двигательную
деятельность
знакомую
по
содержанию в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать
условия
для
самостоятельной
двигательной
активности,
продумать
размещение
дидактических
пособий
и
физкультурного
инвентаря.
Можно
предложить
детям
дидактические
игры
«Одень
спортсмена
для
соревнований»,
«Угадай
вид
спорта»,
рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем
здоровье».
Желательно
проводить
игры
знакомые
детям,
лучше
малой
или
средней
подвижности
«Найди,
где
спрятано?»,
«Найди,
промолчи»
и
др.
при
планировании
и
проведении игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия
связаны с длительной статистической позой (математика, развитие речи, изодеятельность и
др.), то лучше утром провести игры средней или большой подвижности; если предстоит
физкультурное
или
музыкальное
занятие,
то
проводить
более
спокойную
двигательную
деятельность,
утром
обязательно
нужно
проводить
индивидуальную
работу
с
детьми,
независимо от уровня их физического развития, а также работу с детьми, которые имеют
различные отклонения в осанке, нарушении слуха, нервной системы.
Утренняя гимнастика – это хорошее средство для поднятия эмоционального тонуса
детей. Гимнастика, проводимая в ДОУ, имеет различные формы: традиционная, сюжетная, на
основе подвижных игр и др. Благодаря такому разнообразию не может быть гимнастики по
принуждению.
Основу физкультурно-оздоровительной работы составляют физкультурные занятия.
Использование разнообразных форм заняий: обучающих, сюжетных, комплексных, на основе
1
игр
и
др.,
повышает
их
эффективность.
Физкультурные
занятия
на
свежем
воздухе
способствуют сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма,
закаливанию, повышению сопротивляемости к простудным заболеваниям.
II этап педагогического процесса – «Прогулка». В течении дня прогулка организуется
дважды: утром и вечером. Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время
которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
Перед
прогулкой
важно
поинтересоваться
у
детей
в
какие
игры
они
хотели
бы
поиграть, и создать необходимые условия для игр по желанию: поддержать инициативу,
творчество
в
любом
виде
игр;
вынести
необходимое
для
двигательной
активности
оборудование.
Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили
подвижный характер, то прогулку лучше начинать с наблюдения, но если на занятиях дети
были ограничены в движениях, то прогулку лучше начинать с подвижных, спортивных игр.
На
прогулке
проводится
1-2
подвижные
игры,
общие
для
всех
детей,
и
2-3
игры
с
подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для
индивидуальной
работы.
Весь
этот
материал
желательно
подбирать
в
соответствии
с
основными
движениями,
включенными
в
физкультурное
занятие.
Хорошим
средством
закрепления является сюжетная подвижная игра. Важно на прогулке проводить не только
подвижные
игры,
но
и
спортивные
зимой
–
хоккей,
весной,
летом,
осенью
–
футбол,
баскетбол,
бадминтон,
городки,
катание
на
самокатах,
велосипедах
и
т.п.
Как
в
организованных, так и в самостоятельных играх важно своевременно переключать детей с
одного вида занятий на другой, и рационально сочетать их по степени подвижности. Очень
важно, чтобы двигательная активность на прогулке регулировалась педагогом, а каждый
ребенок находился в поле зрения.
II этап педагогического процесса – «Вторая половина дня». Основная педагогическая
задача этого периода – вызвать у детей желание завтра с нова прийти в детский сад. Для ее
реализации необходимо создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому
ребенку
было
комфортно.
Во
вторую
половину
дня
кроме
гимнастики
после
сна
и
закаливающих мероприятий необходимо проводить активный отдых детей. Физкультурные
праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важным компонентом активного
отдыха
детей.
Многообразная
деятельность,
насыщенная
эмоциональными
играми,
упражнениями,
проводимыми
на
свежем
воздухе
в
виде
развлечений,
соревнований
способствует
физической
рекреации
детей,
расслаблению
организма
после
умственной
нагрузки, укреплению их здоровья.
Во
вторую
половину
дня
также
необходимо
планировать
самостоятельную
двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры,
дидактический материал.
Вечером,
перед
уходом
детей
домой,
лучше
планировать
и
проводить
спокойную
двигательную деятельность малоподвижные игры, оздоровительные упражнения и др.
На
формирования
детских
интересов
влияет
отношение
родителей
к
физической
культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом воспитатель
должен постоянно напоминать родителям, побуждать их к совместным с детьми занятиям
утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Выявить особый интерес и способности
ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание с
тем, чтобы в дальнейшем продолжать занятия.
2
Необходимо давать задание на дом, в которых больше внимания уделять приемам и
способам действий, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений. В целом
домашнее
задания
должны
быть
направлены
на
обеспечение
необходимого
уровня
физической подготовленности всех детей.
Литература:
1.
Вавилова, Е.Н.
Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы
[Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2007. – 160 с.
2.
Глазырина,
Л.Д.,
Овсянкин,
В.А.
Методика
физического
воспитания
детей
дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учрежд. [Текст] / Л.Д. Глазырина,
В.А. Овянкин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2005. – 175 с.
3.
Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного
возраста.
учеб.
пособие
для
студентов
пед.
ин-тов
по
спец.
«Дошкольная
педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.,
«Просвещение», 1978. – 272 с.
4.
Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. – Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный
возраст): Программно-методическое пособие [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.
– М.:
ЛИНКА –ПРЕСС. 2000. – 296 с.
5.
Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников
детских дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Махнева. – М.: АРКТИ. 1999. – 88 с.
3