Напоминание

"Нестандартные ситуации общения"


Автор: Елена Владимировна Жукова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Нестандартные ситуации общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родители, оказавшиеся в нестандартной ситуации общения с детьми

Артамонова К.К., Бобарыкина Л.Б., Шумилова Н.Н.

Если смотришь на год вперед - посади семечко, если смотришь на 10 лет вперед - посади

дерево, если смотришь на целую жизнь вперед - развивай молодежь. (Старая китайская муд-

рость.)

Итак, знакомьтесь - очаровательные малыши двух-трех лет...

В чем секрет обаяния двухлетних детей? Они честны и искренни во всем - в своих

симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты на все

происходящее вокруг. Дети учатся через собственный опыт, пробы и ошибки, повторение и

подражание.

Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо

дети практически во всем еще зависят от него. Взрослые для них - промежуточное звено между

детьми и окружающим миром.

Как следует взаимодействовать с детьми этого возраста?

Разговаривайте с малышом, называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы

помочь ребенку выучить новые слова.

Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство

уверенности и защищенности, что является основой психологического комфорта.

Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов

ему помочь, поддержать и защитить.

Важная особенность детей 2-3 лет - высокая чувствительность, поскольку механизмы

физиологической саморегуляции организма недостаточно сформированы.

Что и как развивается у детей 2-3 лет?

В

этом

возрасте

у

детей

впервые

появляется

желание

не

просто

манипулировать

предметами, как они делали это раньше (катать, стучать, бросать и т.п.), но и создавать из них

нечто новое (забор из кубиков, поезд из стульев и др.). Теперь они хотят в итоге своих действий

получить вполне определенный результат.

Дети

начинают

ставить

перед

собой

принципиально

другие

цели.

Эти

новые

цели

зарождаются

в

рисовании

и

конструировании,

которые

называют

продуктивными

видами

детской деятельности.

Появление продуктивных целей сказывается на поведении детей. У них вырабатывается

умение самостоятельно занять себя. С детьми, которые уже ставят и реализуют простейшие

продуктивные цели, полезно время от времени беседовать о том,

что еще они хотели бы сделать.

Задача этих бесед только одна -стимулировать в процессе заинтересованного общения саму по-

становку будущих целей.

К

двум

годам

большинство

детей

уже

говорит,

и

некоторые

неплохо.

Свою

речь

они

используют, чтобы добиться содействия взрослого в решении практических задач (достать игрушку,

помочь одеться и т.д.); выразить свое согласие или несогласие («Хочу!», «Не хочу!», «Не буду»), но

не беседуют с ним без настоятельной необходимости.

Дети

с

удовольствием

вступают

в

разговоры,

открывая

для

себя

заинтересованного

собеседника и упражняясь в общении.

Особое место родителей должен занимать контроль за взаимоотношениями своего ребенка со

сверстниками.

Во-первых, дети не знают, как вести себя со сверстниками, и не умеют общаться с ними. Во-

вторых, что гораздо важнее, сверстник является для них скорее занятным предметом, который не

слишком отличается от других движущихся вещей. Они действуют, не считаясь с его возможными

неудобствами и переживаниями, о которых просто не подозревают. Могут толкнуть сверстника,

оказавшегося на дороге, наступить на него, если тот, на свою беду, лежит на пути, отнять игрушку,

хотя сам держит такую же и тем более если у него такой нет и т.д.

Подобные действия вовсе не являются выражением плохого отношения, агрессивности и т.п.

Их причиной могут быть вполне невинные желания: взять привлекательный предмет, захватить

хорошее место, неумение занять себя чем-то более интересным. Однако сами по себе безобидные

желания

порождают

у

некоторых

детей

агрессию

в

форме

драк,

плевков,

укусов,

что

часто

наблюдается

именно

в

этом

возрасте.

Такие

формы

поведения,

случайные

вначале,

могут

повторяться, закрепляться и переходить у части детей в привычку.

Третий

год

жизни

-

самый

благоприятный

период

для

того,

чтобы

заложить

у

детей

потребность и привычку к мирному и доброжелательному сосуществованию. Именно в этот период

складывается

стереотип

поведения

ребенка,

и

каким

он

будет

зависит

в

первую

очередь

от

взрослого.

Особенности поведенческих реакций, трудные ситуации взаимодействия

«Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только создать условия для того,

чтобы он научился этому сам».

Галшео Галилей

Волнующая ситуация

Варианты поведения

Раньше ребенок был

очень привязан к

маме, а теперь стоит

мужу вернуться с

работы, со всех ног

бежит к нему, напрочь

забыв о существовании

мамы. Вопрос: «В чем

ошибка мамы?»

Ребенок привязан к тому члену семьи, который оказывает ему больше

внимания, чаще с ним бывает вместе. До двух лет, если за ребенком

ухаживает мать, он больше привязан к ней. В три года усиливается

потребность познания мира. Мать может быть много занята по

хозяйству, и тогда именно отец может оказаться для ребенка источ-

ником познания. Ребенку становятся все больше интересны «деловые»

отношения со взрослым. Главное в такой ситуации не ревновать, а

обеспечить ребенку содержательное общение.

Ребенок ведет себя так,

что ради его

собственного благо-

получия, приходится

постоянно говорить

«нет», «нельзя».

Вопрос: «Как ребенка

научить слушаться?»

Важно помнить, что ребенок до трех лет - непоседа. У него еще не

сформирована привычка не делать того, что запрещено. Ребенок

повсюду лезет, движимый желанием познать что-то новое, потрогать,

определить свойства предметов, да и просто проверить реакцию

взрослого

Полезно переключать его внимание, если он, например, тянется к

утюгу, горячему чайнику, на полку с книгами и т.п. Таким образом

ребенок подчиняется, и приходится «вживание» понятий «можно»,

«нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом.

Желательно, чтобы за словом «нельзя» следовало разъяснение смысла

запрета. Тогда ребенок постепенно научится понимать, что не все

разрешено делать, а также понимать и принимать границы

дозволенного. А в каких-то случаях и не надо останавливать малыша

словом «нельзя», пусть обретет опыт. Важно начать постепенно

передавать ответственность за его личные дела ему самому. Это

означает - позволить ему встретиться с отрицательными по-

следствиями своих действий, конечно, если они не угрожают его

жизни и здоровью

Ребенок постоянно

конфликтует с

Ребенок еще не понимает пагубного значения своих действий, но

скопировал он их у окружающих. Агрессивное поведение может быть

детьми: бьет их, не

умеет с ними ла-

дить. Вопрос: «Что де-

лать?»

способом обратить на себя внимание. Агрессию могут закреплять

постоянные запреты, замечания взрослого, а отрицательные эмоции

ребенок может направлять не на виновника, а на его сверстника.

Агрессию могут вызвать и суровые наказания. Ребенку важно давать

уроки добра и любви -это профилактика агрессии. Австрийский пси-

хиатр Август Эйчхорт говорил, что единственное, ради чего дети

отказываются от своих инстинктивных, необузданных притязаний, это

любовь. Она способна заблокировать самые дурные порывы свести их

на нет

Что делать?

«Помните, что агрессивность - это следствие враждебности, а воспитательные

мероприятия - не орудия сражения!

При общении с родителями сверстников своего ребенка, можно слышать следующее:

«Мой ребенок индивидуальность». Легко так говорить, когда ребенок растет талантли-

вым: поет, рисует. А мой ребенок ничем замечательным не отличается. Вопрос: «В ребенке

нет индивидуальности?»

Индивидуальность имеется у каждого, независимо от того, талантливый он или

«обыкновенный». Родитель дает ребенку заниженную оценку, приучая его к мысли, что он

«серость». Подарите ребенку самого себя! Для этого очень важно верить в него.

Возможно, тем и удастся помочь ему избрать свой собственный жизненный путь

Я сам (3-4 года)

В период от 2 лет 6 мес. до 3 лет 6 мес. ребенок переживает так называемый кризис

трех

лет.

Он

впервые

начинает

осознавать

себя

отдельным

человеческим

существом,

имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых

навязывать или запрещать детям что-либо. Если мама и папа всегда придерживаются одних и

тех

же

требований,

дети

быстро

усваивают

границы

желательного

и

нежелательного

поведения.

Внутренний

мир

трехлеток,

переживающих

кризис,

наполнен

Противоречивыми

чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества,

враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются

за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их

направлять и поддерживать.

Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Их поведение - это непрерывная

череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «я хочу!» и «я не хочу!», «я

буду!» и «я не буду!» Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с

детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в Древней Ин-

дии: «До пяти лет ребенок - ваш царь. С пяти до десяти - ваш слуга. С десяти до пятнадцати -

ваш брат, а после - ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Для того чтобы не накалять отношения, не расстраивать ребенка и не волноваться

лишний раз, не задавайте детям вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный

ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока вы не будете готовы

принять его «нет» в качестве ответа. Просто сообщите ему, что вы идете, и что там его ждет

что-то хорошее. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, то

придумайте что-нибудь.

Некоторые родители увлекаются тем, что начинают «вбивать» в детей послушание и

покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда родители начинают

физически наказывать детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Однако дети не

извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети приучаются

беспокойно

съеживаться,

а

позже

вымещают

агрессию

на

товарищах

по

играм.

Самостоятельность и стремление к независимости зачастую становятся причиной обострения

взаимоотношений между сверстниками, поскольку каждый стремится настоять на своем.

Трехлетний ребенок - неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с

удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом - клеить, лепить, рисовать. В то

же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о том, что не может непосредственно

воспринимать

Что и как развивается у детей 3-4 лет?

На четвертом году жизни у детей появляется интерес к образцам и возможность

воспроизводить их.

Примерно около трех лет ребенок начинает понимать, кто он и какой он. У него

появляются вполне определенные знания и представления о себе, а также отношение к себе.

Если трехлетнего ребенка спросить: «Ты девочка или мальчик? Есть ли у тебя пальчики на

ногах? Есть ли у тебя хвостик? Умеешь ли ты бегать?» - мы получим, как правило, быстрый и

верный ответ. Ребенок понемногу приучается видеть себя со стороны и задумываться о своих

поступках.

Что нужно знать о ребенке от 4 до 5 лет, чтобы лучше понимать его?

Любознательные «Почемучки»

Пятый

год

жизни

существенно

отличается

как

от

предшествовавшего,

младшего

дошкольного возраста, так и от последующего - старшего. К четырем годам речь ребенка уже

становится для него средством общения, а также средством выражения мыслей и рассуждений

ребенка. Это открывает новые возможности как для познания мира, так и для самостоятельной

организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Существенно

увеличивается

использование

речи

как

способа

передачи

детям

разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективным способом расширения

кругозора детей.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему»? Ему становятся интересны

внутренние связи явлений, и прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется,

его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные

примеры таких

зависимостей.

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения.

Еще одна особенность этого возраста - бурный расцвет так называемых фантазий.

Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, как они

видели собаку размером с корову; о том, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего такого в

этой семье не было; о том, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях и т.п.

К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними

и сверстниками, как ложь, что в сущности совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно

для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они

не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не

позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее

называть выдумками или фантазиями.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное

и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Эмоциональные реакции

детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных

причин для переживаний, это жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает

в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто

не

хочет

с

ним

играть.

Формирование

социального

статуса

каждого

ребенка

во

многом

определяется тем, какие оценки ему дают родители.

Недостатки

воспитания

к

этому

возрасту

начинают

оформляться

в

устойчивые

неприятные черты характера ребенка. Важ

но воспринимать эти черты именно как следствие

неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления.

Оценивайте отдельные поступки, а не личность в целом.

Что и как развивается у детей 4-5 лет?

В психическом развитии выразительным является перелом, который происходит

около 4 лет 6 мес. После него начинается стремительное приближение к старшему

дошкольному возрасту.

Около четырех лет начинается интенсивное развитие способности совершать не

только видимые внешние, но и так называемые внутренние действия.

В этом возрасте впервые могут возникнуть и подлинно познавательное отношение

к

миру,

бескорыстная

потребность

в

знаниях

из

интереса

и

желания

знать.

Важно

максимально уважительно относиться к умственным поискам ребенка и его результатам.

Из этого отнюдь не следует, что нужно одобрять любые неправильные мысли и

рассуждения детей. Это значит только то, что не следует оценивать детей, а обсуждать с

ними их соображения и возражать им на равных, а не свысока.

На

пятом

году

жизни

существенно

меняется

характер

взаимодействия

и

взаимоотношений

между

детьми.

Это

связано

с

переходом

к

совместной

игре

и

эпизодическому

неигровому

общению

со

сверстниками

в

форме

обмена

мнениями,

информацией, демонстрацией своих знаний и др.

Психоэмоциональные реакции у детей

Все поведение ребенка основывается на эмоциях. Они делают наше сокровище

славным паинькой или ежиком. Они все время в поиске, они все время копируют, пробуют,

получают шишки, и все же всегда своей близостью к нам придают жизни смысл. Иногда

они чрезмерно беспокойные, суетливые, плаксивые, драчливые, постоянно кричат, сильно

возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут,

пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего

поведения, а положительных результатов добиться трудно.

Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным

реакциям, - застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Как родители, так и

воспитатели

в

детском

саду

нередко

считают

эти

особенности

поведения

из

балованностью или «характером», проходящими недостатками детского возраста.

Без детей, которые умеют быть счастливыми у людей нет будущего!

А.Дистервег.

Поведение ребенка, ставящее взрослого в затруднение

Истерики - самое обычное явление для двухлетних детей, потому что им не хватает слов,

чтобы выразить свои нужды.

Многие из нас с пониманием покивают головой - избежать этих трудностей удалось не

всем

Откуда берется и прогноз

Истерика может быть вызвана голодом, холодом, болезнью, недосыпанием, усталостью,

перевозбуждением, более сложными причинами: особенностью темперамента и характера.

Более подвержены истерикам дети генетически эмоциональные, ранимые или упрямые.

Социальные причины также могут провоцировать этот процесс. Малыш хочет доказать,

особенно близким (маме, папе, бабушке и особенно везучим дедушкам), что он тоже

человек со своими правами. В последующем детская истеричность может стать основой

формирования тонкой, чувствительной эмоциональной натуры.

Что нужно знать о ребенке от 5 до 6 лет, чтобы лучше понимать его?

Те, кто чувствуют себя взрослыми

С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это

начало

активной

подготовки

к

школе,

с

другой

-

важнейший

период

формирования

личности.

У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании

цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее,

накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготов ления

какой-либо вещи, приготовлении блюда и т.п.

Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он

был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал.

Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я

взялся?»

Пятилетний возраст - возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам

ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - мужчин.

Современная

психологическая

наука

утверждает,

что

и

мальчики,

и

девочки

нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. Полезно, если

мальчики принимают участие в играх в семью, а девочки - в военных играх. По данным

этологии - науки о поведении животных - известно, что детеныши многих животных в

играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.

Пятилетние дети подчас чувствуют себя совершенно взрослыми, а иногда уже

очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми.

Пятилетние

дети

влюбчивы.

Объектом

влюбленности

может

стать

человек

любого

возраста. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с

их чувствами следует необычайно деликатно.

Вместе

с

влюбленностью

приходит

и

ревность.

Нередко

мальчики

начинают

ревновать свою маму к отцу, а девочки -наоборот. Это порождает агрессивные выпады,

предложения о разводе родителей и т.п.

Теперь сверстники становятся все более значимы. Психологическую поддержку ребенок

теперь может получить не только ; от взрослого, но и от ровесника.

Что и как развивается у детей 5-6 лет

Основное

изменение

в

психике

дошкольников

после

5

лет

-появление

произвольности психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. В жизни мы

постоянно сталкиваемся с проявлениями такой произвольности, и по собственному опыту

знаем, что такое произвольная память или внимание. Это умение заставить себя запомнить

то, что само не запоминается, и быть внимательными к тому и тогда, когда это совсем не

интересно.

Теперь в детских целях появляется другое содержание. Дети стремятся как-то

повлиять, воздействовать на себя самого, на свою память, внимание, восприятие, на то,

чтобы овладеть и управлять ими. Это новое изменение в деятельности и ее целях и есть

произвольность психических процессов.

Ребенок

учится

внимательно

рассматривать

предметы

не

потому,

что

они

его

заинтересовали, а поскольку их надо сравнить; запоминать не только то, что произвело на

него непосредственное впечатление, но и то, что по тем или иным причинам нужно

запомнить; рассказывать не потому, ему что хочется поделиться в данный момент впечат-

лениями, а поскольку перед ним поставлена такая задача, и т.п.

Еще одно важное изменение, происходящее в психике ребенка после 5 лет, - это

изменение в его отношениях со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-

настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка.

Что делать?

* Когда малыш, особенно упрям, не надо зацикливаться так же как и он; найдите

способ переключить его интерес и не забудьте похвалить его!

*

Не

культивируйте

причины

«нервности»,

не

пытайтесь

«раздражать»

и

«заражать» ребенка своими методами воспитания, своими «можно» и «нельзя».

Упрямство - один из самых распространенных видов детских капризов, непременный

спутник возрастных кризисов. Оно используется как средство разрешения конфликтов и

противоречий между родителями и детьми. Своеобразный способ самоутверждения в

глазах взрослых и сверстников.

Врожденное - это свойство темперамента, которое можно преобразовать в умение дости-

гать цели. Может быть ситуативным, которое можно обыграть, используя воображение и

игру,

используя

любимые

игрушки

и

возможности

переключения

внимания

малыша.

Возрастное - обычно наступает в возрасте 2,5-3 лет, когда ребенок противоречит не только

матери, но и себе.

Внимание! Идёт процесс формирования воли! Возникает самость, стремление все делать

самостоятельно,

но

многого

еще

не

умеет,

и

как

результат

возникает

внутреннее

напряжение. Далее 6-9 лет, когда очень хочется полностью выйти из-под родительской

опеки,

время

формирования

собственной

ответственности.

Явное

проявление

неудовольствия, когда его направляют или настаивают.

«В мире есть две сложные вещи—управлять и воспитывать»

Иммануил Кант

Демонстративность

- как ориентация на собственное состояние и поведение:

стремится

обратить

на

себя

внимание

в

ущерб

организации

занятий,

делая

что-то

наоборот, наблюдает за реакцией окружающих. В движениях - отворачивается спиной,

утрирует движения, кривляется в общении со взрослым и сверстниками

Демонстративный,

кривляющийся

ребенок

привлекает

к

себе

внимание

окружающих

из

эгоистического

желания

быть

центром

группы,

при

этом

не

имеет

значения, будет группа семейной или не семейной. Они стремятся заставить всех смотреть

и слушать только его одного, заниматься только его персоной. Почему же дети считают,

что они обделены вниманием взрослых? Видимо, потому что с их точки зрения кому-то

его достается больше или ситуация изменилась не в их пользу в результате того или иного

события. Если мы, взрослые, долго не замечаем ревнивых выпадов детей или замечаем, но

не придаем значения, то дефицит нашего внимания становится для них хроническим, а

кривляние

выбирается

ребенком

в

качестве

наиболее

эффективного

средства

его

восполнения

То

же

происходит

и

в

случае,

когда

события

в

жизни

ребенка

кажутся

нам

малозначительными и мы целиком погружены в обыденную суету и текучку взрослых

забот и треволнения. Но, как писал В.Шекспир: «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры»,

так может быть своей игрой дети хотят внести в наш скучный быт капельку веселья и

радости!

Что делать?

* Помните,

ребенок

стремится

к

собственному

совершенству:

ведь

он

перенял

только ваши лучшие черты.

Конфликтность

это привычный

способ

доказательства

своей

правоты,

навязывание

другим

собственного

мнения,

отстаивание

своей

позиции

и

подав ление

активности других. Для этого используются: визг, крики, топот и прочие некрасивые

замашки. Нередко в ход идут вещи, попавшиеся под руку: книги, игрушки, подушки ...

Скандалисты любят разбрасывать верхнюю одежду, хлопать дверями, особенно удачно

выбирая самое неподходящее для «концерта» время

Ушли в прошлое времена многодетных патриархальных семей. В современных

«двуглавых» семьях в отношениях родителей и детей зачастую царит анархия. Под этим

термином

подразумевается

отсутствие

социальной

регламентации

семейного

уклада.

Члены семейного клана сами устанавливают нормы взаимоотношений между супругами,

родителями и детьми. В этих условиях, внутрисемейные отношения становятся ареной

борьбы

за

власть,

и

дети

участвуют

в

ней

наравне

со

взрослыми.

Конфликтность

проявляется вследствие:

1) недостаточности опыта совместной деятельности;

2) эгоцентризма - не учитывает желаний и интересов сверстников; сам провоцирует кон-

фликт и отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

Приобретение опыта в разрешении конфликтов в будущем может помочь развитию черт и

качеств неутомимого борца за справедливость, умелого правозащитника

Что делать?

* Взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию: не чувствует ли себя

ваш малыш отверженным в семье?

Нерешительность.

В социальных отношениях с другими избегает ситуации

устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от веду щих ролей в

играх,

испытывает

мучительную

озабоченность

возможным

негативным

результатом

каких-то ожидаемых событий

Появляется главным образом от того, что все время, пока длится детство, ребенок

чувствует себя объективно беззащитным и беспомощным, многое не умея и не зная.

Словом, целиком зависимым от мира, в котором повелевают взрослые.

Ощущение это бывает у ребенка очень неопределенным, но, раз возникнув, живет в

его

душе

очень

долго.

Необходимость

слушаться

родителей

кажется

детям

слишком

дорогой

платой

за

покровительство,

которое

они

получают

взамен.

Они

видят,

что

родители бывают иногда любящими, а чаще нетерпеливыми и грозными. Иногда взрослые

вдруг окружают детей повышенным вниманием, но потом ими совершенно пренебрегают.

Поэтому у детей появляются все основания недоумевать всегда ли на родителей можно

положиться, ведь только родители могут сделать для них все необходимое, и малыши пре-

красно понимают это, во всяком случае лучше, чем кажется взрослым. В течение многих

лет корни детской нерешительности кроются в отсутствии их уверенности в родителях и

значимых взрослых.

Умелая коррекция детской нерешительности может способствовать развитию таких ка-

честв, как взвешенность, продуманность решений, скромность

«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы

хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут

иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться»

Жан-Жак Руссо.

Тревожность.

Во взаимоотношении с другими: спит вместе с родителями,

стремится быть поближе ко взрослому; неожиданно вздрагивает, осторожно ходит. В

мимике: блуждающий, отстраненный взгляд; ребёнок не может объяснить причины избе-

гающего поведения и тревоги

Тревожное

состояние,

как

реакция

детей

на

запреты

бегать,

лазить,

ползать,

прыгать. Дети становятся тревожными после того, как их напугали взрослые, и не один

раз. Это может произойти в младенчестве и в детстве, кода казалось бы у них нет еще

никаких контактов с большим миром.

Тревожность,

как

реакция

на

чрезмерную

требовательность

взрослых.

Тревожность, как зеркальное отражение эмоционального состояния значимого взрослого.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности

-это так называемая полезная тревожность. Со временем детская тревожность может

послужить источником формирования интуиции, сверхчувствительности

Что делать?

Пригласите

ребенка

поиграть,

пообщаться

с

окружающими

его

взрослыми,

сделайте акцент на том, что это весело, что у малыша все очень хорошо получается

и без него будет грустно.

Плаксивость — это привычка реагировать тихим плачем или бурными рыданиями

на всякую затруднительную для ник ситуацию, неудачу, простое замечание со стороны.

Иногда связана с врожденными особенностями: чрезмерной чувствительностью

или ранимостью, как свойство темперамента. Проявляться может в том, что ребенок

сильно реагирует на свет, звук и шум. Есть свои сильные и слабые стороны. Сильные: дети

лучше чувствуют настроение людей, восприимчивы, наблюдательны, имеют способности

к занятиям, связанным с эстетикой.

Агния Барто любя назвала их «Ревушками-коровушками». Поводов для плача они

находят великое множество, хотя их нельзя отнести к трусам или невротикам

Может

быть приобретенным

качеством: если обращать внимание на ребенка

только во время плача, у него вырабатывается привычка (рефлекс) плаксивости - чтобы

привлечь внимание нужно заплакать.

Плаксивость формируется в случаях, когда родители слишком бурно выражают

свои эмоции по поводу детских неудач, когда они слишком жалостливо реагируют на

каждый чих или незначительную неприятность ребенка.

Плач

или

слезы

-

как

определенное

психотерапевтическое

назначение,

иногда

необходимо выплакаться, дети после плача чувствуют себя лучше.

Плач

-

как

способ

общения.

Пока

дети

не

умеют

выражать

свои

чувства

в

словесной

форме.

В

случае

удачной

компенсации

-

стрессоустойчивость,

манипулятивные способности



В раздел образования