Автор: Тупикова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Красноармейское Калининский район Саратовская область"
Населённый пункт: Саратовская область,Калининский район с.Красноармейское
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"
Раздел: начальное образование
Тупикова
Татьяна Владимировна
МБОУ «Оош с. Красноармейское
Калининский район
Саратовская область»
Класс – 3
Предмет –русский язык
УМК – «Начальная школа ХХ1 века»
Автор учебника – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
Дидактическая цель : Создать условия для усвоения новых знаний
Цель урока: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно
строить и применять новое знание
Задачи урока:
Образовательная : Учить правописанию мягкого знака после шипящих.
Развивающая : Развивать умения классифицировать слова по орфограммам. Развивать
речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать
и обобщать;
Воспитательная : Развивать умение слушать других и не бояться доказывать свою точку
зрения. Воспитывать умение общаться; культуру поведения при фронтальной работе,
индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные : позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику
значимость решения учебных задач увязывая их с реальными жизненными целями.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слышать,
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения , вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать партнера и самого себя.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений реализации новых способов
действий.
Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
Метод обучения: проблемный
Формы организации : фронтальная , коллективная работа, в парах.
Средства обучения: печатные учебники, тетради на печатной основе, доска.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые
результаты
УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности
(1 мин)
Цель: включение в
учебную
деятельность на
личностно –
значимом уровне
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль
внимательно глядят?
Создает эмоциональный настрой
на начало работы.
УУД:
личностные
II. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
з а т р у д н е н и я
в
пробном
действии
(6 мин)
Цели:
Готовность
м ы ш л е н и я
и
осознание
потребности
самим
ребенком к решению
этой проблемы.
-
о р г а н и з у е т
выполнение
учащимися пробного
учебного действия;
- организовать
фиксирования
учащимися
индивидуального
затруднения.
Учитель читает стихотворение
«Почему?»
Я прилагаю всё старание,
Хочу принять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
- А ну, не плачь, кончай-ка плач!
Синяк пройдет, - сказал мне врач.
Но прежде , чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю все старание,
Я проявляю прилежание,
Но очень часто, тем не менее,
Я прихожу в недоумение.
- Почему же ученик часто
приходит в недоумение?
-Давайте выясним, куда же
исчезает мягкий знак?
Учитель выдвигает проблему:
На доске слова:
Мяч душ борщ уж
Печь мышь вещь молодежь
- Что интересного в написании
этих слов?
-Почему после одних и тех же
букв мягкий знак то пишется, то
не пишется?
Предположения детей
Высказывания детей
УУД:
регулятивные
III.
П о с т а н о в к а
учебной задачи
Цель:
В ы я вл е н и е
места
и
причины
затруднения
(5 мин)
Учитель организует поисковую
работу учащихся на определение
темы урока.
- чем отличаются данные слова
первой и второй строки?
- К какой части речи относятся
эти слова?
- На какой звук оканчиваются эти
слова?
- Можете ли вы объяснить,
почему в первой строке у слов на
конце нет Ь, а во второй –есть?
Отвечают на вопросы
учителя
УУД:
познавательны
е,
коммуникативн
ые
- Можно ли сказать, что M в
словах второй строки обозначает
мягкость согласных звуков?
-Какой род у имен
существительных второй строки?
- Определите род у имен
существительных первой
строки?
- Можете определить тему урока?
Учитель озвучивает тему и цель
урока и записывает тему на доске.
«Правописание мягкого знака
после шипящих на конце имен
существительных»
Формулируют вывод и
называют тему урока
IV.
П о с т р о е н и е
проекта
выхода
из
затруднения
(7 мин)
Цель:
Ф ормирование
у
детей способности к
выполнению
этого
задания
Учитель подводит уч-ся к выводу
о правописании Ь.
- А сейчас можете ли вы сказать
что-нибудь о правописании Ь?
Введение орфограммы
.Уч-к стр. 142
Высказывают свои мнения
Читают правило и
запоминают,
проговаривают его друг
другу вслух.
УУД:
Коммуникатив
ные
V.Первичное
з а к р е п л е н и е
с
проговариванием
во внешней речи
(2 мин)
Ц е л ь : усвоение
н о в о г о
с п о с о б а
действий
Введение алгоритма «Как
определить правильность
написания слова с шипящим
звуком на конце»
Уч-к стр. 143
Выявляют закономерность
определения правильного
написания слова с
шипящим на конце.
УУД:
Коммуникатив
ные
VI.
Самостоятельная
р а б о т а
с
самопроверкой
по
эталону
(5 мин)
Цели:
применение
н о в о г о
с п о с о б а
действия,
индивидуальная
рефлексия
достижения
цели,
создание
ситуации
успеха
-организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы
на
но во е
знание;
-организовать
Организует самооценку
Проводит работу над ошибками
Выполнение упр. 1 стр. 143
УУД:
регулятивные
самопроверку
п о
эталону, самооценку;
VII.
Включение
в
систему
знания
и
повторения.
(12 мин)
Ц е л ь : включение
открытия в систему
знания , закрепления
изученного
Организует коллективную работу
с комментированием по цепочке.
Тетрадь на печ. основе
стр. 47
упр.1
Уч-к стр.144 упр.3
Уч-к стр 143 упр.2
Работают с
комментированием «по
цепочке»
Работа у доски
Работают самостоятельно
УУД:
познавательны
е
VIII.
Рефлексия
учебной
деятельности
на
уроке
(2 мин)
Цели:
-
з а ф и к с и р о в а т ь
новое
содержание
урока;
-организовать
р е ф л е к с и ю
и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Учитель
акцентирует
внимание
на конечных результатах учебной
деятельности
обучающихся
на
уроке.
- Что нового узнали на уроке о
п р а в о п и с а н и и
и м е н
существительных?
-
В
каких
случаях,
у
имен
существительных
оканчивающихся
на
шипящий
звук пишется Ь знак на конце?
- Д/З и комментарии к нему:
Тетрадь на печ. основе
стр. 47
упр.2
Отвечают на вопросы
И говорят после урока:
знаю(когда писать Ь
после
шипящих)
Я умею (определять ,
когда Ь нужен,
когда-нет
после
шипящих)
могу (писать эти
слова без
ошибок)
хочу (стать
грамотным )
УУД:
коммуникативн
ы