Напоминание

"Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"


Автор: Тупикова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Красноармейское Калининский район Саратовская область"
Населённый пункт: Саратовская область,Калининский район с.Красноармейское
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Тупикова

Татьяна Владимировна

МБОУ «Оош с. Красноармейское

Калининский район

Саратовская область»

Класс – 3

Предмет –русский язык

УМК – «Начальная школа ХХ1 века»

Автор учебника – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Дидактическая цель : Создать условия для усвоения новых знаний

Цель урока: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно

строить и применять новое знание

Задачи урока:

Образовательная : Учить правописанию мягкого знака после шипящих.

Развивающая : Развивать умения классифицировать слова по орфограммам. Развивать

речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать

и обобщать;

Воспитательная : Развивать умение слушать других и не бояться доказывать свою точку

зрения. Воспитывать умение общаться; культуру поведения при фронтальной работе,

индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные : позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику

значимость решения учебных задач увязывая их с реальными жизненными целями.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью

учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно

составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё

предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слышать,

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения , вести

дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать партнера и самого себя.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое

от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на

вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений реализации новых способов

действий.

Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых

элементов.

Метод обучения: проблемный

Формы организации : фронтальная , коллективная работа, в парах.

Средства обучения: печатные учебники, тетради на печатной основе, доска.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые

результаты

УУД

I. Мотивация к

учебной

деятельности

(1 мин)

Цель: включение в

учебную

деятельность на

личностно –

значимом уровне

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль

внимательно глядят?

Создает эмоциональный настрой

на начало работы.

УУД:

личностные

II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

з а т р у д н е н и я

в

пробном

действии

(6 мин)

Цели:

Готовность

м ы ш л е н и я

и

осознание

потребности

самим

ребенком к решению

этой проблемы.

-

о р г а н и з у е т

выполнение

учащимися пробного

учебного действия;

- организовать

фиксирования

учащимися

индивидуального

затруднения.

Учитель читает стихотворение

«Почему?»

Я прилагаю всё старание,

Хочу принять правописание.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивление.

- А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдет, - сказал мне врач.

Но прежде , чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю все старание,

Я проявляю прилежание,

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение.

- Почему же ученик часто

приходит в недоумение?

-Давайте выясним, куда же

исчезает мягкий знак?

Учитель выдвигает проблему:

На доске слова:

Мяч душ борщ уж

Печь мышь вещь молодежь

- Что интересного в написании

этих слов?

-Почему после одних и тех же

букв мягкий знак то пишется, то

не пишется?

Предположения детей

Высказывания детей

УУД:

регулятивные

III.

П о с т а н о в к а

учебной задачи

Цель:

В ы я вл е н и е

места

и

причины

затруднения

(5 мин)

Учитель организует поисковую

работу учащихся на определение

темы урока.

- чем отличаются данные слова

первой и второй строки?

- К какой части речи относятся

эти слова?

- На какой звук оканчиваются эти

слова?

- Можете ли вы объяснить,

почему в первой строке у слов на

конце нет Ь, а во второй –есть?

Отвечают на вопросы

учителя

УУД:

познавательны

е,

коммуникативн

ые

- Можно ли сказать, что M в

словах второй строки обозначает

мягкость согласных звуков?

-Какой род у имен

существительных второй строки?

- Определите род у имен

существительных первой

строки?

- Можете определить тему урока?

Учитель озвучивает тему и цель

урока и записывает тему на доске.

«Правописание мягкого знака

после шипящих на конце имен

существительных»

Формулируют вывод и

называют тему урока

IV.

П о с т р о е н и е

проекта

выхода

из

затруднения

(7 мин)

Цель:

Ф ормирование

у

детей способности к

выполнению

этого

задания

Учитель подводит уч-ся к выводу

о правописании Ь.

- А сейчас можете ли вы сказать

что-нибудь о правописании Ь?

Введение орфограммы

.Уч-к стр. 142

Высказывают свои мнения

Читают правило и

запоминают,

проговаривают его друг

другу вслух.

УУД:

Коммуникатив

ные

V.Первичное

з а к р е п л е н и е

с

проговариванием

во внешней речи

(2 мин)

Ц е л ь : усвоение

н о в о г о

с п о с о б а

действий

Введение алгоритма «Как

определить правильность

написания слова с шипящим

звуком на конце»

Уч-к стр. 143

Выявляют закономерность

определения правильного

написания слова с

шипящим на конце.

УУД:

Коммуникатив

ные

VI.

Самостоятельная

р а б о т а

с

самопроверкой

по

эталону

(5 мин)

Цели:

применение

н о в о г о

с п о с о б а

действия,

индивидуальная

рефлексия

достижения

цели,

создание

ситуации

успеха

-организовать

выполнение

учащимися

самостоятельной

работы

на

но во е

знание;

-организовать

Организует самооценку

Проводит работу над ошибками

Выполнение упр. 1 стр. 143

УУД:

регулятивные

самопроверку

п о

эталону, самооценку;

VII.

Включение

в

систему

знания

и

повторения.

(12 мин)

Ц е л ь : включение

открытия в систему

знания , закрепления

изученного

Организует коллективную работу

с комментированием по цепочке.

Тетрадь на печ. основе

стр. 47

упр.1

Уч-к стр.144 упр.3

Уч-к стр 143 упр.2

Работают с

комментированием «по

цепочке»

Работа у доски

Работают самостоятельно

УУД:

познавательны

е

VIII.

Рефлексия

учебной

деятельности

на

уроке

(2 мин)

Цели:

-

з а ф и к с и р о в а т ь

новое

содержание

урока;

-организовать

р е ф л е к с и ю

и

самооценку

учениками

собственной

учебной

деятельности.

Учитель

акцентирует

внимание

на конечных результатах учебной

деятельности

обучающихся

на

уроке.

- Что нового узнали на уроке о

п р а в о п и с а н и и

и м е н

существительных?

-

В

каких

случаях,

у

имен

существительных

оканчивающихся

на

шипящий

звук пишется Ь знак на конце?

- Д/З и комментарии к нему:

Тетрадь на печ. основе

стр. 47

упр.2

Отвечают на вопросы

И говорят после урока:

знаю(когда писать Ь

после

шипящих)

Я умею (определять ,

когда Ь нужен,

когда-нет

после

шипящих)

могу (писать эти

слова без

ошибок)

хочу (стать

грамотным )

УУД:

коммуникативн

ы



В раздел образования