Автор: Чеховская Ольга Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психопрофилактическое занятие по предупреждению эмоциональных нарушений у воспитанниц
Раздел: среднее образование
Сценарий психопрофилактического занятия «Мои эмоции»
Форма
занятия:
групповой
социально-психологический
тренинг
для
воспитанниц Пансиона МО РФ.
Цель:
предупреждение
эмоциональных
нарушений
у
воспитанниц
посредством
формирования
эмоциональной
устойчивости
на
основе
внутренних и поведенческих изменений.
Задачи:
способствовать осознанию воспитанницами особенностей собственных
эмоциональных состояний,
расширять
представления
девочек
о
способах
снятия
негативных
эмоциональных проявлений,
развивать рефлексивные навыки подростков для оптимизации общения
с окружающими.
Содержание занятия
1.
Начало занятия и принятие правил
Приветствие,
объявление
цели
занятия,
самопрезентация
ведущего.
Разъяснение понятия «тренинг», цель тренинга.
Обсуждение и принятие следующих правил занятия:
недопустимость непосредственных оценок человека,
недопустимость насмешек и оскорблений,
уважение к говорящему,
активное участие в происходящем.
2.
Упражнение – знакомство
Каждый участник называет свое имя и коротко рассказывает о себе (место
рождения, интересы, хобби).
3.
Упражнение – разминка «Строимся по …».
Участникам предлагается построиться по росту (от самого низкого до самого
высокого),
по
размеру
обуви
(от
самого
большого
размера
до
самого
маленького), по величине ладони (от самой маленькой ладошки до самой
большой),
по
цвету
глаз
(от
самых
темных
глаз
до
самых
светлых),
по
настроению (от самого веселого до самого грустного).
4.
Упражнение «Назови эмоцию».
Воспитанницам предлагается назвать все знакомые им эмоции и чувства.
Ведущий записывает их на доске, распределяя по столбикам «положительные
эмоции», «отрицательные эмоции», «нейтральные эмоции».
5.
Арт-терапевтическое упражнение «Человек».
1 этап упражнения. Участники рисуют на листе семь кругов, затем рядом с
каждым кругом записывают эмоции и чувства: «радость», «вина», «интерес»,
«гнев»,
«любовь»,
«страх»,
«тревога».
В
соответствии
с
обозначенными
эмоциями и чувствами участники ассоциативно подбирают цвет карандаша к
эмоции и закрашивают круги различными цветами. При этом карандаши,
которыми
были
раскрашены
круги,
остаются
для
дальнейшей
работы.
Подросткам предлагается добавить еще два карандаша любого цвета.
Далее листы с кругами убираются из поля зрения участников. На чистом
листе необходимо нарисовать человека, используя 9 карандашей, выбранных
ранее. По завершению рисования, воспитанницам предлагается сопоставить
закрашенные рисунки кругов и человека и проанализировать использованные
цвета. С помощью ведущего проводится анализ чувств, изображенных в
рисунке человека.
2
этап
упражнения.
Подростки
выбирают
одну
наиболее
негативно
воспринимаемую эмоцию, обозначенную в рисунке человека. Изображают
эту
эмоцию
(схематично,
в
виде
символа,
рисунка).
Реконструируют
получившийся рисунок, который обозначают новой положительной эмоцией.
6.
Упражнение «Мои ресурсы»
Участники
рассказывают
о
тех
ресурсах,
которые
они
уже
эффективно
используют в жизни для снижения эмоциональной напряженности.
7.
Завершение занятия.
Получение от воспитанниц обратной связи.
•
Как чувствовали себя на занятии?
•
Что понравилось?
•
Что огорчило?
•
Что заставило задуматься?