Автор: Сурова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль сказки в экологическом воспитании"
Раздел: дошкольное образование
«Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
Цель:
формировать
умения
сочинять
короткие
сказки.
Продолжать
воспитывать бережное отношение к
природе. Формировать умение
соблюдать
элементарные
правила
поведения
при
взаимодействие
с
природой. Развивать мышление, воображение, память.
Задачи: развивать гуманные, эмоционально- доброжелательные и бережное
отношение к
окружающему миру. Формировать элементарное
представление
о
причинно
–
следственных
связях
внутри
природного
комплекса.
Ознакомить
детей
с
природными
факторами,
влияющими
на
здоровье человека. Формировать эстетическое отношение к окружающему
миру.
Предварительная
работа:
рассмотреть
«золотую»
рыбку.
Рассказать
сказки, придумать к ним окончания. Сделать поделку объемной «золотой»
рыбки. Подготовить листы бумаги, разделенные линией пополам, цветные
карандаши.
1-ый этап. Мастер. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
имеет
важное
значение,
так
как
в
этом
возрасте
закладываются
основы
экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Гуманное
отношение
к
природе,
познавательное,
эстетическое
тесным
образом
связано
с
содержанием
осваиваемых
ребенком
знаний.
Знания
экологического
направления
регулируют
поведение
детей
в
природе.
В
настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из
важных
направлений
в
дошкольной
педагогике.
Проводятся
семинары,
конференции,
курсы
для
воспитателей.
Современное
экологическое
образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся
на
тесном
контакте
детей
с
природой,
наблюдений,
экскурсий.
А
также
народных
традиций
–
фольклора,
народных
примет,
игр,
сказок
разных
народов.
2-ой этап. Вопросы и задания участникам мастер – класса.
Мастер.
А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что?
Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка
ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. Я тоже их
очень люблю. И поэтому в своей работе на занятиях по экологическому
воспитанию детей я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять
сказки, придумывать окончания к ним.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а
реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки
помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использую народные,
так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к
окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках
люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и
благодарность к природе. Например, землю называют ласково
Матерью –
кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым
сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны,
анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей
работе
по
экологическому
образованию
детей
я
использую
метод
придумывания
сказок
самими
детьми.
Ведь,
создавая
сказку,
ребенок
утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя
природные
взаимосвязи
и
связи
человека
с
окружающей
средой.
На
начальном этапе этой работы я предлагаю детям придумать окончания той
или иной экологической сказки.
3-ий этап. Мастер. Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи
экологической сказки доступным образом можно дать детям представление о
причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
Рассказывание сказки о мальчике Пете и Волшебной Рыбке.
В
конце
сказки
предлагается
обсуждение
текста,
затем
Мастер
предлагает
участникам
взять
сделанную
объемную
Волшебную
Рыбку
и
передать
её
по
кругу
от
участника
к
участнику.
Участник
обсуждения,
который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы
попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).
4-ый этап. Мастер .«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает,
она
ненавязчего
воспитывает,
знакомит
ребенка
с
окружающим
миром,
добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям.
Причем,
это
происходит
в
ненавязчевой
форме,
а
как
бы
исподволь.
Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям
такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка
выросла?
Нужна
почва,
семя,
вода.
Нужен
уход
за
репкой).
В
среднем
возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить
детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная
избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы
даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что
за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.
Уважаемые
коллеги,
такие
экологические
сказки
помогают
усвоить
определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как мои дети
усвоили
информацию
об
обитателях
почвы
и
их
приспособленности
к
окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в
которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя везти, что
делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про
рыбку или маленького головастика и т.д.
5-ый этап. Мастер. Люди не могут жить без городов, заводов и фабрик, но
все делать так, чтобы природа при этом не пострадала. После обсуждения
сказки «Волшебная Рыбка», я раздала детям листы бумаги, разделенные
линией пополам, и предложила им нарисовать слева природу, какой она была
до исполнения желаний Пети, а справа – какой она стала после того, как
Волшебная Рыбка выполнила его желания.
Мастер показывает рисунки, выполненные детьми.