Напоминание

"Роль сказки в экологическом воспитании"


Автор: Сурова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль сказки в экологическом воспитании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

Цель:

формировать

умения

сочинять

короткие

сказки.

Продолжать

воспитывать бережное отношение к

природе. Формировать умение

соблюдать

элементарные

правила

поведения

при

взаимодействие

с

природой. Развивать мышление, воображение, память.

Задачи: развивать гуманные, эмоционально- доброжелательные и бережное

отношение к

окружающему миру. Формировать элементарное

представление

о

причинно

следственных

связях

внутри

природного

комплекса.

Ознакомить

детей

с

природными

факторами,

влияющими

на

здоровье человека. Формировать эстетическое отношение к окружающему

миру.

Предварительная

работа:

рассмотреть

«золотую»

рыбку.

Рассказать

сказки, придумать к ним окончания. Сделать поделку объемной «золотой»

рыбки. Подготовить листы бумаги, разделенные линией пополам, цветные

карандаши.

1-ый этап. Мастер. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

имеет

важное

значение,

так

как

в

этом

возрасте

закладываются

основы

экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Гуманное

отношение

к

природе,

познавательное,

эстетическое

тесным

образом

связано

с

содержанием

осваиваемых

ребенком

знаний.

Знания

экологического

направления

регулируют

поведение

детей

в

природе.

В

настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из

важных

направлений

в

дошкольной

педагогике.

Проводятся

семинары,

конференции,

курсы

для

воспитателей.

Современное

экологическое

образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся

на

тесном

контакте

детей

с

природой,

наблюдений,

экскурсий.

А

также

народных

традиций

фольклора,

народных

примет,

игр,

сказок

разных

народов.

2-ой этап. Вопросы и задания участникам мастер – класса.

Мастер.

А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что?

Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка

ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. Я тоже их

очень люблю. И поэтому в своей работе на занятиях по экологическому

воспитанию детей я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять

сказки, придумывать окончания к ним.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а

реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки

помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использую народные,

так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к

окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках

люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и

благодарность к природе. Например, землю называют ласково

Матерью –

кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым

сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны,

анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей

работе

по

экологическому

образованию

детей

я

использую

метод

придумывания

сказок

самими

детьми.

Ведь,

создавая

сказку,

ребенок

утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя

природные

взаимосвязи

и

связи

человека

с

окружающей

средой.

На

начальном этапе этой работы я предлагаю детям придумать окончания той

или иной экологической сказки.

3-ий этап. Мастер. Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи

экологической сказки доступным образом можно дать детям представление о

причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Рассказывание сказки о мальчике Пете и Волшебной Рыбке.

В

конце

сказки

предлагается

обсуждение

текста,

затем

Мастер

предлагает

участникам

взять

сделанную

объемную

Волшебную

Рыбку

и

передать

её

по

кругу

от

участника

к

участнику.

Участник

обсуждения,

который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы

попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).

4-ый этап. Мастер .«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает,

она

ненавязчего

воспитывает,

знакомит

ребенка

с

окружающим

миром,

добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям.

Причем,

это

происходит

в

ненавязчевой

форме,

а

как

бы

исподволь.

Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям

такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка

выросла?

Нужна

почва,

семя,

вода.

Нужен

уход

за

репкой).

В

среднем

возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить

детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная

избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы

даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что

за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

Уважаемые

коллеги,

такие

экологические

сказки

помогают

усвоить

определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как мои дети

усвоили

информацию

об

обитателях

почвы

и

их

приспособленности

к

окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в

которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя везти, что

делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про

рыбку или маленького головастика и т.д.

5-ый этап. Мастер. Люди не могут жить без городов, заводов и фабрик, но

все делать так, чтобы природа при этом не пострадала. После обсуждения

сказки «Волшебная Рыбка», я раздала детям листы бумаги, разделенные

линией пополам, и предложила им нарисовать слева природу, какой она была

до исполнения желаний Пети, а справа – какой она стала после того, как

Волшебная Рыбка выполнила его желания.

Мастер показывает рисунки, выполненные детьми.



В раздел образования