Напоминание

"Пути повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями"


Автор: Свиридова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962 ДО 3 (1837)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Пути повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Пути повышения психолого-педагогической

компетентности родителей, воспитывающих

детей с речевыми нарушениями»

Свиридова Оксана Николаевна

Какая работа должна быть проведена

педагогами, чтобы родители из пассивных

наблюдателей стали активными участниками

воспитания и обучения своих детей?

Содержание:

1. Цели и задачи совместной работы педагогов и родителей

2. Принципы совместной работы учителя-логопеда с родителями

3. Основные направления работы педагога с родителями

4. Классификации форм взаимодействия сотрудничества

5. Ожидаемый результат

Основной целью сотрудничества родителей со

всеми специалистами:

проявление интереса у близких ребенка к овладению педагогическими методами

и приемами для последующего использования их в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели педагог в ходе своей

работы должен решить следующие задачи:

выявить положительные качества родителей, необходимые им

для успешного сотрудничества со своим ребенком

создать условия для активного участия родителей в процессе

воспитания и обучения ребенка

оказать квалифицированную педагогическую поддержку и

помощь родственникам

Принципы работы с родителями

Индивидуализация

-

ориентация

на

культурный

и

образовательный

уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье,

наличие

заинтересованности

и

понимания

со

стороны

родителей

проблем

своего ребенка

сотрудничество

- учитель-логопед видит в родителях не объект своего

воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу

непрерывность

и

эффективность

обратной

связи

-

осуществление учителем-логопедом ненавязчивого контроля за ходом

и качеством проведения коррекционной работы в семье

комплексность

координация

учителем-логопедом

взаимосвязи

родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как

преодоление

речевого

расстройства

часто

является

комплексной

психолого- медико-педагогической проблемой.

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

Консультативно–просветительская работа

Коррекционно-обучающая работа

Мониторинговая работа

В рамках

консультативно–просветительского

направления учитель- логопед

осуществляет:

Ознакомление с результатами логопедического обследования.

Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных

групп и речевых расстройств.

Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского

обследования и лечения.

Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и

проведению развивающих занятий в домашних условиях

Коррекционно-обучающая

работа предполагает:

Привлечение

родителей

к

активному

участию

в

коррекционном

процессе

по

преодолению

речевого

расстройства.

Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой

работе относится:

Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе

коррекционной работы.

Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

Анализ качества двухстороннего сотрудничества

Формы работы условно можно разделить на 3 группы:

словесные

наглядные

практические

К словесным формам относятся:

Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по

вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается

установка на сознательное включение родителей в коррекционный

процесс.

Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как

можно

больше

знать

о

речевом

нарушении

своего

ребенка

и

получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним

дома.

Привлекая

родителей

к

обсуждению

различных

проблем,

логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.

Диалоги

за

«круглым

столом»

с

приглашением

специалистов

(психолога, медработника и др.)

Анкетирование

по

разным

видам

деятельности,

по

вопросам

нравственного

и

физического

воспитания,

по

выявлению

отношения

родителей

к

речевым

дефектам

их

ребенка.

Анализ

ответов

дает

возможность

правильно

спланировать

работу

с

родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

Родительские

собрания

здесь

закладываются

основы

сотрудничества

и

взаимодействия,

формируются

дружеские,

партнерские

отношения,

происходит

обмен

мнениями,

решение

проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Эти встречи могут проводится в форме классического собрания

(донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы

педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой

игры

К наглядным формам работы относятся:

Речевой уголок – он отражает тему занятия

Информационные

стенды

-

представляют

собой

сменяемый

несколько

раз

в

год

материал

с

практическими

советами

и

рекомендациями.

Выставки совместных творческих работ

детей и их родителей

Получение

полезной

информации

может

осуществляться и через буклеты, в которых

даются

практические

рекомендации

по

значимым вопросам речевого развития.

Прайс-листы – сориентируют родителей в большом

разнообразии методических пособий и развивающих

игр,

наполнивших

рынок.

Текст

составляется

педагогами

группы

с

учётом

необходимости

и

полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов

и

цен

сэкономит

родителям

время,

которое

они

с

успехом могут использовать для общения со своим

ребёнком

К практическим формам работы относятся:

Открытые занятия.

Занятия-практикумы,

н а

кото р ы х

в з р о с л ы е

обучаются

практическим

приёмам

работы

с

ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у

логопеда является тетрадь для домашних заданий.

Она

служит

для

нас

«телефоном

доверия»

-

взрослый

может

написать

в

ней

любой

вопрос,

сомнение

относительно

качества

выполнений

заданий ребёнком

.

Групповые и массовые праздники.

Наряду с традиционными формами взаимодействия с

родителями, в настоящее время логопедами-практиками

все чаще используются нетрадиционные формы,

такие как:

Видеотека :

у родителей возникает возможность взять видеокассету с

занятиями,

консультациями,

практикумами

по

интересующей

теме

и

просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком

задания логопеда.

Библиотека игр и упражнений

В результате

переосмысливают свою роль в воспитании детей

повышают уровень педагогической компетентности,

систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном

воспитании

глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают

осознают себя субъектами воспитания

становятся более уверены в собственных силах, в

осознании своих прав и потребностей

Работа с детьми, имеющими

отклонения в развитии, должна

строиться в тесном сотрудничестве с

семьей. Именно в этом случае,

коррекционный процесс будет

успешным, а родители смогут

повысить свой педагогический опыт

и стать полноправными,

компетентными участниками

воспитательно - образовательного

процесса, что будет способствовать

активизации коррекции и

улучшению взаимоотношений с

ребенком.

Список литературы:

Вайс М. Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе// Логопед, 2010,

№ 3. С. 85-96.

Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих

нарушения речи// Логопед, 2011, № 1. С.83-91.

Кустова О. И. Сотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пункте

ДОУ// Логопед, 2011, № 8. С. 35-49.

Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по

преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в

детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.

Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед,

2007, № 6. С. 74-78

Стебакова А. П. Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми

недостатками// Логопед, 2010, № 7. С. 66-69

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!



В раздел образования