Автор: Свиридова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962 ДО 3 (1837)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Пути повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование
«Пути повышения психолого-педагогической
компетентности родителей, воспитывающих
детей с речевыми нарушениями»
Свиридова Оксана Николаевна
Какая работа должна быть проведена
педагогами, чтобы родители из пассивных
наблюдателей стали активными участниками
воспитания и обучения своих детей?
Содержание:
1. Цели и задачи совместной работы педагогов и родителей
2. Принципы совместной работы учителя-логопеда с родителями
3. Основные направления работы педагога с родителями
4. Классификации форм взаимодействия сотрудничества
5. Ожидаемый результат
Основной целью сотрудничества родителей со
всеми специалистами:
проявление интереса у близких ребенка к овладению педагогическими методами
и приемами для последующего использования их в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели педагог в ходе своей
работы должен решить следующие задачи:
выявить положительные качества родителей, необходимые им
для успешного сотрудничества со своим ребенком
создать условия для активного участия родителей в процессе
воспитания и обучения ребенка
оказать квалифицированную педагогическую поддержку и
помощь родственникам
Принципы работы с родителями
Индивидуализация
-
ориентация
на
культурный
и
образовательный
уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье,
наличие
заинтересованности
и
понимания
со
стороны
родителей
проблем
своего ребенка
сотрудничество
- учитель-логопед видит в родителях не объект своего
воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу
непрерывность
и
эффективность
обратной
связи
-
осуществление учителем-логопедом ненавязчивого контроля за ходом
и качеством проведения коррекционной работы в семье
комплексность
–
координация
учителем-логопедом
взаимосвязи
родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как
преодоление
речевого
расстройства
часто
является
комплексной
психолого- медико-педагогической проблемой.
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
Консультативно–просветительская работа
Коррекционно-обучающая работа
Мониторинговая работа
В рамках
консультативно–просветительского
направления учитель- логопед
осуществляет:
Ознакомление с результатами логопедического обследования.
Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных
групп и речевых расстройств.
Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского
обследования и лечения.
Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и
проведению развивающих занятий в домашних условиях
Коррекционно-обучающая
работа предполагает:
Привлечение
родителей
к
активному
участию
в
коррекционном
процессе
по
преодолению
речевого
расстройства.
Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой
работе относится:
Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе
коррекционной работы.
Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
Анализ качества двухстороннего сотрудничества
Формы работы условно можно разделить на 3 группы:
словесные
наглядные
практические
К словесным формам относятся:
Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по
вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается
установка на сознательное включение родителей в коррекционный
процесс.
Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как
можно
больше
знать
о
речевом
нарушении
своего
ребенка
и
получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним
дома.
Привлекая
родителей
к
обсуждению
различных
проблем,
логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.
Диалоги
за
«круглым
столом»
с
приглашением
специалистов
(психолога, медработника и др.)
Анкетирование
по
разным
видам
деятельности,
по
вопросам
нравственного
и
физического
воспитания,
по
выявлению
отношения
родителей
к
речевым
дефектам
их
ребенка.
Анализ
ответов
дает
возможность
правильно
спланировать
работу
с
родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
Родительские
собрания
–
здесь
закладываются
основы
сотрудничества
и
взаимодействия,
формируются
дружеские,
партнерские
отношения,
происходит
обмен
мнениями,
решение
проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.
Эти встречи могут проводится в форме классического собрания
(донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы
педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой
игры
К наглядным формам работы относятся:
Речевой уголок – он отражает тему занятия
Информационные
стенды
-
представляют
собой
сменяемый
несколько
раз
в
год
материал
с
практическими
советами
и
рекомендациями.
Выставки совместных творческих работ
детей и их родителей
Получение
полезной
информации
может
осуществляться и через буклеты, в которых
даются
практические
рекомендации
по
значимым вопросам речевого развития.
Прайс-листы – сориентируют родителей в большом
разнообразии методических пособий и развивающих
игр,
наполнивших
рынок.
Текст
составляется
педагогами
группы
с
учётом
необходимости
и
полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов
и
цен
сэкономит
родителям
время,
которое
они
с
успехом могут использовать для общения со своим
ребёнком
К практическим формам работы относятся:
Открытые занятия.
Занятия-практикумы,
н а
кото р ы х
в з р о с л ы е
обучаются
практическим
приёмам
работы
с
ребёнком.
Основной формой взаимодействия с родителями у
логопеда является тетрадь для домашних заданий.
Она
служит
для
нас
«телефоном
доверия»
-
взрослый
может
написать
в
ней
любой
вопрос,
сомнение
относительно
качества
выполнений
заданий ребёнком
.
Групповые и массовые праздники.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с
родителями, в настоящее время логопедами-практиками
все чаще используются нетрадиционные формы,
такие как:
Видеотека :
у родителей возникает возможность взять видеокассету с
занятиями,
консультациями,
практикумами
по
интересующей
теме
и
просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком
задания логопеда.
Библиотека игр и упражнений
В результате
переосмысливают свою роль в воспитании детей
повышают уровень педагогической компетентности,
систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном
воспитании
глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают
осознают себя субъектами воспитания
становятся более уверены в собственных силах, в
осознании своих прав и потребностей
Работа с детьми, имеющими
отклонения в развитии, должна
строиться в тесном сотрудничестве с
семьей. Именно в этом случае,
коррекционный процесс будет
успешным, а родители смогут
повысить свой педагогический опыт
и стать полноправными,
компетентными участниками
воспитательно - образовательного
процесса, что будет способствовать
активизации коррекции и
улучшению взаимоотношений с
ребенком.
Список литературы:
Вайс М. Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе// Логопед, 2010,
№ 3. С. 85-96.
Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих
нарушения речи// Логопед, 2011, № 1. С.83-91.
Кустова О. И. Сотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пункте
ДОУ// Логопед, 2011, № 8. С. 35-49.
Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по
преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в
детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.
Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед,
2007, № 6. С. 74-78
Стебакова А. П. Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми
недостатками// Логопед, 2010, № 7. С. 66-69
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!