Напоминание

Строение вещества и его свойства. Конспект урока с использованием информационно–коммуникативных технологий (ИКТ)


Автор: Литовченко Полина Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №16 ст. Георгиевской"
Населённый пункт: ст. Георгиевская, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка урока химии
Тема: Строение вещества и его свойства. Конспект урока с использованием информационно–коммуникативных технологий (ИКТ)
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока «Строение вещества и его свойства» с

использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Предмет: химия, урок «Образец исследования»

Тема: «Строение вещества и его свойства»

Продолжительность: 1 урок по 40 минут

Класс: 8

Технологии: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, таблицы,

видеофрагменты.

Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических

элементов». По дидактической цели – обобщающий урок, по содержанию

элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования»

(начальный уровень), педагогической задачей урока является ознакомление

учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями

исследовательской деятельности; научить их различать проблемы,

формулировать и отбирать гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.

На уроке используются такие методы как проблемный, частично-поисковый,

практический.

Цель урока: показать связь между данным типом кристаллической

решетки и физическими свойствами веществ.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть влияние химической связи на тип

кристаллической решетки; помочь учащимся самостоятельно определить

зависимость физических свойств от вида химической связи и типов

кристаллических решёток; научить их получать информацию о свойствах

веществ по виду химических связей и типу кристаллической решётки и,

наоборот.

Развивающие: познакомить учащихся с особенностями процесса

научного познания, ступенями исследовательской деятельности;

формировать умения сравнивать; устанавливать причинно-следственные

связи; делать обобщения; связно излагать и доказывать учебный материал;

применять и систематизировать полученные знания.

Воспитывающие: воспитывать умения организовать свой учебный труд;

соблюдать правила работы в коллективе, на рабочем месте; развитие

нравственных качеств.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, практический.

Форма организации: исследовательская работа в группах с веществами и

справочным материалом.

Оборудование: для демонстрации: модели кристаллических решеток

разных типов. Образцы кристаллических и аморфных тел. ТСО.

На столах учащихся: вещества (вода, поваренная соль, оксид кремния,

алюминий); отпечатанные на листах сведения (см. приложение 1) о свойствах

веществ: вода, поваренная соль, оксид кремния, алюминий; листы бумаги с

заготовленными таблицами.

План проведения урока.

1.

Определение задач урока, мотивация учащихся.

2.

Постановка проблемы.

3.

Определение темы и цели исследования.

4.

Выдвижение рабочей гипотезы.

5.

Повторение изученного материала.

6.

Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных,

исследование).

7.

Формулирование вывода по результатам исследования.

8.

Закрепление, проверка знаний.

9.

Подведение итогов урока, домашнее задание.

Ход урока

“Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри” Бердяев Н. , философ

УЧИТЕЛЬ. Исследование — один из видов профессиональной

деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель,

человек любой профессии, при грамотном подходе к делу использует элементы

исследовательской работы. Одна из задач нашего урока — учиться исследова-

тельской деятельности. Другая задача — сделать очередной шаг по дороге

химических знаний: выяснить, как влияют химические связи на свойства

твердых веществ.

УЧИТЕЛЬ. С чего начинается любое исследование?

УЧЕНИК. С накопления информации, постановки проблемы.

УЧИТЕЛЬ. Жизнь современного человека невозможно представить без

линий электропередач, авто- и авиатранспорта, приборостроения, ракетной

техники и строительства. И во всех этих областях находят применение металлы.

Какие свойства металлов позволяют им быть таким незаменимым? Например,

свойства алюминия.

УЧЕНИК. Легкость, прочность в сплавах, устойчивость к коррозии,

высокая электропроводность и пластичность.

УЧИТЕЛЬ. По физическим свойствам веществ можно определить их

строение.

Просмотр видеофрагмента о кристаллизации свинца.

УЧИТЕЛЬ. Какое это вещество? Что произошло с веществом? Что такое

кристаллизация? Из видеофрагмента хорошо видно, что металлы имеют

кристаллическую структуру.

УЧИТЕЛЬ. Итак, возникает проблема: почему именно металлы обладает

такими свойствами, а не другие вещества?

Учащиеся высказывают различные предположения.

Формулируется проблема, тема, цель и гипотеза исследования.

(см. презентацию 1)

Проблема. Почему именно металлы прочные и проводят электрический

ток.

Тема исследования. Взаимосвязь:

Вид химической связи → тип кристаллической решетки → физические

свойства вещества

Цель исследования. Выявить взаимосвязь между видом химической

связи, типом кристаллической решетки, физическими свойствами вещества.

Гипотеза. Различные вещества, обладая различными физическими

свойствами, имеют различные химические связи и кристаллические решетки.

Подтверждение гипотезы (см. приложение 2 табл.).

УЧИТЕЛЬ. Вам предстоит сегодня исследовать взаимозависимость трех

параметров: вида связи, типа кристаллической решетки и физических свойств

веществ. Для этого необходимо вспомнить, какие бывают вещества по своей

структуре, химическую связь и типы кристаллических решеток.

Распределите вещества на группы.

Определите тип химической связи.

Определите тип химической решётки.

Затем начинается работа в группах.

Учащимся предлагается рассмотреть вещества, информацию о веществах

(см. приложение 1), их кристаллические решетки, заполнить таблицу и сделать

вывод.

Учащиеся выполняют работу, исследуют вещества, заполняют таблицу

(см. приложение 2 табл.) и делают соответствующие выводы. Проверяется

правильность заполнения таблицы (см. презентацию 1)и делается общий вывод.

Вывод. Физические свойства веществ зависят от типа кристаллической

решетки, которая, в свою очередь, определяется видом химической связи.

Закрепление по заданиям:

Задание

1) Некое вещество имеет металлическую кристаллическую решетку.

Охарактеризуйте предположительно его свойства по плану: а) твердость; б)

электропроводимость; в) пластичность или хрупкость; г) металлический блеск;

д) температура плавления.

2) Одно вещество имеет ионную кристаллическую решетку, другое —

молекулярную. По каким свойствам их можно различить?

3) Простое вещество при обычных условиях находится в твердом

состоянии, проводит электрический ток, при ударах молотком изменяет свою

форму, в воде не растворяется. Какую кристаллическую решетку имеет данное

вещество? Ответ обоснуйте.

Выполнение теста (см. приложение 3).

УЧИТЕЛЬ. Кристаллы, то есть вещества с кристаллической решёткой,

встречаются нам повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов,

создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в

технике и в науке, едим кристаллы, лечимся кристаллами, находим кристаллы в

живых организмах, выходим на просторы космических дорог с помощью

приборов из кристаллов…

Кристаллы можно вырастить даже в бытовых условиях. Попробуйте

выполнить творческое домашнее задание по выращиванию кристаллов.

Домашнее задание: вырастить кристалл поваренной соли в домашних

условиях. Инструкция:

Сначала приготовим как можно более концентрированный раствор

выбранной соли, внося соль в стакан с горячей водой, до тех пор,

пока очередная порция соли не перестанет растворяться при

перемешивании.

В полученный концентрированный раствор подвесим на нитке

кристаллическую "затравку" - маленький кристаллик той же соли -

так, чтобы он был погружен в раствор.

На этой "затравке" и предстоит расти будущему экспонату вашей

коллекции кристаллов.

Подведение итогов урока.



В раздел образования