Автор: Демченко Елена Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР–д⁄с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.о.Ступино Московской области
Наименование материала: Доклад на педчасе
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Демченко Елена Ильинична,
педагог дополнительного образования
МАДОУ ЦРР – д/с №19 «Ягодка»
г.о.Ступино,
Московская обл.
Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное
отношение
к
природе,
к
рукотворному
миру,
к
себе,
к
окружающим людям.
Основным
содержанием
экологического
воспитания
ребенка
является
формирование
у
него
осознанно-правильного
отношения
к
окружающим
природным явлениям и объекта
В детском саду под названием «Ягодка» осознанно-правильное отношение
детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном
отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных
живых
существ,
некоторых
биоценозов,
знаний
приспособительных
зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды,
взаимосвязи внутри природных сообществ. Давая знания в процессе общения
ребенка с природой, обеспечивает понимание им конкретных ситуаций в
поведении
животных,
состояние
растений,
а
также
формируем
умение
оценивать
явление
и
адекватно
реагировать
на
него.
Каждый
вид
деятельности
проходит
ряд
этапов.
Так,
учебная
деятельность
в
ДОУ
формирует общее представление о ней, а технология предусматривает показ
значимости
овладения
учебной
деятельностью
в
области
«Природа»
и
«Экология». Это предполагает создание условия для формировании опыта,
развитие
определенных
качеств
личности,
проявление
активности
и
самостоятельности
при
нахождении
возможных
вариантов
действий,
в
конечном
счете
это
приводит
к
совершенствованию
деятельности
в
наблюдениях, опытах, играх, занятиях, праздниках, акциях, фестивалях. В
течение
26
лет
приоритетной
задачей
воспитания
дошкольников
в
ДОУ
является
экологическая
работа.
В
ДОУ
все
эти
годы
организовывались
открытые
мероприятия
для
педагогов
города
и
района
на
базе
клуба
«Эколог».
Занятия
по
экологическому
воспитанию
традиционно
проводятся
как
в
групповом помещении, так, и в экологической комнате и на участке детского
сада. В утренние и в вечерние часы осуществляется индивидуальная работа
по освоению детьми экологических знаний. Такая работа проводится в уголке
природы,
экологической
комнате,
где
в
зависимости
от
изучаемой
темы
имеется
дополнительный
материал:
(иллюстрации
картин,
набор
книг,
альбомы, природные объекты). Во второй половине дня организуются игры с
детьми
экологической
направленности:
дидактические
(«Съедобное-
несъедобное», «Чудесный мешочек», «Детки на ветке», «Когда это бывает?»).
Включают и разнообразные подвижные игры.
Занятия
по
экологическому
воспитанию
традиционно
проводятся
как
в
групповом
помещении,
так
и,
и
в
экологической
комнате
и
на
участке
детского сада. В утренние и в вечерние часы осуществляется индивидуальная
работа по освоению детьми экологических знаний. На таких занятиях как «В
гостях у Сентябринки» уточняется представление о форме, вкусе, цвете,
запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; «Путешествие в осень» -
помогаем детям увидеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту
окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, а эмоциональный всплеск
дети получают в практическом применении через рисунок и самовыражение
в музыке. Наблюдения за животным, растительным миром, уход за ними -
необходимая
часть
в
развитии
экологической
культуры
у
ребенка.
Темы
различные: «Кто живет в лесу?», «Наблюдение за черепахой», «Путешествие
в
царство
комнатных
растений»,
«Водное
царство
живого
уголка»,
«На
бабушкином дворе», «Царица-водица», «Источники загрязнения воды. Меры
охраны». и т.д.
Занятия по экологическому воспитанию традиционно
проводятся как в групповом помещении, так и, в экологической комнате и на
участке
детского
сада.
В
утренние
и
в
вечерние
часы
осуществляется
индивидуальная работа по освоению детьми экологических знаний.
Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем
важнее игра для общества. Изготовлено и приобретено огромное количество
игр
на
разнообразные
темы:
«Угадай-ка»,
«Да
или
нет»,
«Волшебные
краски», «Что было бы если из леса бы исчезли…», «Противоположность» и
многие
др.,
где
дети
узнают
о
маскировочной
окраске
животных,
как
защищаются от врагов, как приспосабливаются к сезонным изменениям в
природе, как много у осени работы, кто загадает интересную загадку об
овощах, листиках, кто угадает по вкусу овощ (фрукт), «Не разлей», «Запомни,
повтори», «Нарисуй», «Дождик, дождик», «Необыкновенное путешествие по
временам года». и т.д.
В процессе экологического воспитания дошкольников входят и такие виды
деятельности,
как
экспериментирование
и
практическая
познавательная
деятельность
с
объектами
природы,
сопровождающиеся
наблюдениями.
Детское
экспериментирование
содействует
развитию
интеллектуальных
способностей ребенка и положительно влияет на уровень экологического
воспитания. Темы разнообразные: «Вода и её свойства», «Воздух. Свойства
воздуха. Теплота», «Греет ли шуба?», «Где быстрее растает мороженое?»,
«Чем дышит человек?», «То здесь пар, а то вода» и др.
Педагоги
также
включают
в
свою
работу
материалы
познавательных
рассказов и сказок, опытническую работу с растениями при этом решая
многие задачи: развитие «воображения, логики, памяти, внимания, чувства
эмоциональной
отзывчивости,
способности
к
сопереживанию,
навыков
межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Раскрытие
творческого, нравственного потенциалов - опыт «Тепло ли фасоли в мягкой
постели?»
(наблюдение
за
ростом
фасоли
в
разных
условиях),
опыт
«Санаторий
для
семян».
«Кто
быстрее?»,
«Зачем
крыша
над
головой?»,
«Выращивание зеленого лука в стеклянной емкости», «Свет и тень, «Мать и
мачеха»,
«Семья
и
одиночка»,
познавательная
-
«Какая
земля
содержит
больше
воздуха:
обильно
политая
водой
или
разрыхленная?»,
«Опыт
с
губкой»,
«Может
ли
растение
дышать
листьями?»
и
др.
Научившись
понимать
состояние
растений,
ребенок
начинает
им
сочувствовать
и
помогать. Эти нетрадиционные формы работы помогают воспитывать у детей
любовь к природе.
Конечно, есть проблемы – почему все же дети обижают животных?
- И как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Был
проведён
семинар
по
вопросам
интеллектуального
развития
детей
посредством природы по теме: «Совершенствование экологического сознания
дошкольников»,
а
также
для
родителей
педагогами
был
подготовлен
и
проведен мастер-класс «Знатоки природы», КВН – «Наш дом-природа».
Дети с желанием участвуют в викторинах по сказкам с образами воды, снега
где
формируется
умение
анализировать,
сравнивать,
абстрагировать,
обобщать проводимые опыты. Они часто участвуют в смотрах-конкурсах в
рамках ДОУ и своими коллективными работами,
изготовленными
из
природного материала, украшают стены лестничных переходов.
Наблюдая и экспериментируя взрослые и дети готовят и участвуют ежегодно
в
экологических
природоохранных
акциях
«Чистое
утро»,
«Чистое
утро,
чистый двор – чистый город!», «Посади дерево», «Ёлочка-зеленая иголочка».
Участвуют в выращивании рассады (овощи, цветы).
В ДОУ проведен семинар по здоровье сберегающей технологии для членов
клуба «Эколог» с участием взрослых и детей. Дети показали театральную
постановку, подготовленный ко Дню Земли - экологический суд «Природы
жалобная книга». Родители изготовили костюмы из бросового материала, а
дети
демонстрировали
их
под
музыку
и
аплодисменты.
Также
родители
продемонстрировали
свои
кулинарные
способности
–
«Здоровое
питание
детям!». Представляя выполненные блюда, родители не только рассказывали
о них, но делились рецепторами приготовления.
Выполнен и представлен стенд коллективной работы детей «Космос-наше
настоящее
и
будущее».
Семьи
предоставили
на
смотр-конкурс
поделки
космических аппаратов (ракеты, спутники, космические станции).
В январе 2017 года приняли участие и заняли второе призовое место в
районном смотре-конкурсе «Птичья столовая, лучшая кормушка для птиц!», а
также приняли участие в районном смотре-конкурсе «Ландшафтный дизайн –
2017»
и
являемся
призерами
в
номинации:
«Традиции
и
инновации
в
экологическом воспитании дошкольников».
К концу учебного года дети
подготовили
подарки
для
родителей
–
эстампы,
выполненные
в
технике
пластилинография.
Экологическое
просвещение
родителей
–
одно
из
наиболее сложных направлений в работе, но привлекая родителей в жизнь
детского
сада
и
обсуждая
проблемы
по
экологическому
просвещению,
разрабатывая
ряд
направлений,
объясняя,
как
значимы
они
для
общего
развития детей - и мы находим отклик и помощь.
В
результате
целенаправленных
педагогиче ских
в о зд е й с т в и й
совершенствуются
познавательные
процессы.
Кроме
того,
в
работе
по
экологическому
воспитанию
происходит
формирование
общечеловеческих
ценностей личности, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни обрести
стойкую гражданскую позицию в отношениях с окружающей природой и
обществом людей. Ведь экология - это не наука, а душа.