Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников в детском саду"


Автор: Демченко Елена Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР–д⁄с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.о.Ступино Московской области
Наименование материала: Доклад на педчасе
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Демченко Елена Ильинична,

педагог дополнительного образования

МАДОУ ЦРР – д/с №19 «Ягодка»

г.о.Ступино,

Московская обл.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное

отношение

к

природе,

к

рукотворному

миру,

к

себе,

к

окружающим людям.

Основным

содержанием

экологического

воспитания

ребенка

является

формирование

у

него

осознанно-правильного

отношения

к

окружающим

природным явлениям и объекта

В детском саду под названием «Ягодка» осознанно-правильное отношение

детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном

отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных

живых

существ,

некоторых

биоценозов,

знаний

приспособительных

зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды,

взаимосвязи внутри природных сообществ. Давая знания в процессе общения

ребенка с природой, обеспечивает понимание им конкретных ситуаций в

поведении

животных,

состояние

растений,

а

также

формируем

умение

оценивать

явление

и

адекватно

реагировать

на

него.

Каждый

вид

деятельности

проходит

ряд

этапов.

Так,

учебная

деятельность

в

ДОУ

формирует общее представление о ней, а технология предусматривает показ

значимости

овладения

учебной

деятельностью

в

области

«Природа»

и

«Экология». Это предполагает создание условия для формировании опыта,

развитие

определенных

качеств

личности,

проявление

активности

и

самостоятельности

при

нахождении

возможных

вариантов

действий,

в

конечном

счете

это

приводит

к

совершенствованию

деятельности

в

наблюдениях, опытах, играх, занятиях, праздниках, акциях, фестивалях. В

течение

26

лет

приоритетной

задачей

воспитания

дошкольников

в

ДОУ

является

экологическая

работа.

В

ДОУ

все

эти

годы

организовывались

открытые

мероприятия

для

педагогов

города

и

района

на

базе

клуба

«Эколог».

Занятия

по

экологическому

воспитанию

традиционно

проводятся

как

в

групповом помещении, так, и в экологической комнате и на участке детского

сада. В утренние и в вечерние часы осуществляется индивидуальная работа

по освоению детьми экологических знаний. Такая работа проводится в уголке

природы,

экологической

комнате,

где

в

зависимости

от

изучаемой

темы

имеется

дополнительный

материал:

(иллюстрации

картин,

набор

книг,

альбомы, природные объекты). Во второй половине дня организуются игры с

детьми

экологической

направленности:

дидактические

(«Съедобное-

несъедобное», «Чудесный мешочек», «Детки на ветке», «Когда это бывает?»).

Включают и разнообразные подвижные игры.

Занятия

по

экологическому

воспитанию

традиционно

проводятся

как

в

групповом

помещении,

так

и,

и

в

экологической

комнате

и

на

участке

детского сада. В утренние и в вечерние часы осуществляется индивидуальная

работа по освоению детьми экологических знаний. На таких занятиях как «В

гостях у Сентябринки» уточняется представление о форме, вкусе, цвете,

запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; «Путешествие в осень» -

помогаем детям увидеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту

окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, а эмоциональный всплеск

дети получают в практическом применении через рисунок и самовыражение

в музыке. Наблюдения за животным, растительным миром, уход за ними -

необходимая

часть

в

развитии

экологической

культуры

у

ребенка.

Темы

различные: «Кто живет в лесу?», «Наблюдение за черепахой», «Путешествие

в

царство

комнатных

растений»,

«Водное

царство

живого

уголка»,

«На

бабушкином дворе», «Царица-водица», «Источники загрязнения воды. Меры

охраны». и т.д.

Занятия по экологическому воспитанию традиционно

проводятся как в групповом помещении, так и, в экологической комнате и на

участке

детского

сада.

В

утренние

и

в

вечерние

часы

осуществляется

индивидуальная работа по освоению детьми экологических знаний.

Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем

важнее игра для общества. Изготовлено и приобретено огромное количество

игр

на

разнообразные

темы:

«Угадай-ка»,

«Да

или

нет»,

«Волшебные

краски», «Что было бы если из леса бы исчезли…», «Противоположность» и

многие

др.,

где

дети

узнают

о

маскировочной

окраске

животных,

как

защищаются от врагов, как приспосабливаются к сезонным изменениям в

природе, как много у осени работы, кто загадает интересную загадку об

овощах, листиках, кто угадает по вкусу овощ (фрукт), «Не разлей», «Запомни,

повтори», «Нарисуй», «Дождик, дождик», «Необыкновенное путешествие по

временам года». и т.д.

В процессе экологического воспитания дошкольников входят и такие виды

деятельности,

как

экспериментирование

и

практическая

познавательная

деятельность

с

объектами

природы,

сопровождающиеся

наблюдениями.

Детское

экспериментирование

содействует

развитию

интеллектуальных

способностей ребенка и положительно влияет на уровень экологического

воспитания. Темы разнообразные: «Вода и её свойства», «Воздух. Свойства

воздуха. Теплота», «Греет ли шуба?», «Где быстрее растает мороженое?»,

«Чем дышит человек?», «То здесь пар, а то вода» и др.

Педагоги

также

включают

в

свою

работу

материалы

познавательных

рассказов и сказок, опытническую работу с растениями при этом решая

многие задачи: развитие «воображения, логики, памяти, внимания, чувства

эмоциональной

отзывчивости,

способности

к

сопереживанию,

навыков

межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Раскрытие

творческого, нравственного потенциалов - опыт «Тепло ли фасоли в мягкой

постели?»

(наблюдение

за

ростом

фасоли

в

разных

условиях),

опыт

«Санаторий

для

семян».

«Кто

быстрее?»,

«Зачем

крыша

над

головой?»,

«Выращивание зеленого лука в стеклянной емкости», «Свет и тень, «Мать и

мачеха»,

«Семья

и

одиночка»,

познавательная

-

«Какая

земля

содержит

больше

воздуха:

обильно

политая

водой

или

разрыхленная?»,

«Опыт

с

губкой»,

«Может

ли

растение

дышать

листьями?»

и

др.

Научившись

понимать

состояние

растений,

ребенок

начинает

им

сочувствовать

и

помогать. Эти нетрадиционные формы работы помогают воспитывать у детей

любовь к природе.

Конечно, есть проблемы – почему все же дети обижают животных?

- И как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Был

проведён

семинар

по

вопросам

интеллектуального

развития

детей

посредством природы по теме: «Совершенствование экологического сознания

дошкольников»,

а

также

для

родителей

педагогами

был

подготовлен

и

проведен мастер-класс «Знатоки природы», КВН – «Наш дом-природа».

Дети с желанием участвуют в викторинах по сказкам с образами воды, снега

где

формируется

умение

анализировать,

сравнивать,

абстрагировать,

обобщать проводимые опыты. Они часто участвуют в смотрах-конкурсах в

рамках ДОУ и своими коллективными работами,

изготовленными

из

природного материала, украшают стены лестничных переходов.

Наблюдая и экспериментируя взрослые и дети готовят и участвуют ежегодно

в

экологических

природоохранных

акциях

«Чистое

утро»,

«Чистое

утро,

чистый двор – чистый город!», «Посади дерево», «Ёлочка-зеленая иголочка».

Участвуют в выращивании рассады (овощи, цветы).

В ДОУ проведен семинар по здоровье сберегающей технологии для членов

клуба «Эколог» с участием взрослых и детей. Дети показали театральную

постановку, подготовленный ко Дню Земли - экологический суд «Природы

жалобная книга». Родители изготовили костюмы из бросового материала, а

дети

демонстрировали

их

под

музыку

и

аплодисменты.

Также

родители

продемонстрировали

свои

кулинарные

способности

«Здоровое

питание

детям!». Представляя выполненные блюда, родители не только рассказывали

о них, но делились рецепторами приготовления.

Выполнен и представлен стенд коллективной работы детей «Космос-наше

настоящее

и

будущее».

Семьи

предоставили

на

смотр-конкурс

поделки

космических аппаратов (ракеты, спутники, космические станции).

В январе 2017 года приняли участие и заняли второе призовое место в

районном смотре-конкурсе «Птичья столовая, лучшая кормушка для птиц!», а

также приняли участие в районном смотре-конкурсе «Ландшафтный дизайн –

2017»

и

являемся

призерами

в

номинации:

«Традиции

и

инновации

в

экологическом воспитании дошкольников».

К концу учебного года дети

подготовили

подарки

для

родителей

эстампы,

выполненные

в

технике

пластилинография.

Экологическое

просвещение

родителей

одно

из

наиболее сложных направлений в работе, но привлекая родителей в жизнь

детского

сада

и

обсуждая

проблемы

по

экологическому

просвещению,

разрабатывая

ряд

направлений,

объясняя,

как

значимы

они

для

общего

развития детей - и мы находим отклик и помощь.

В

результате

целенаправленных

педагогиче ских

в о зд е й с т в и й

совершенствуются

познавательные

процессы.

Кроме

того,

в

работе

по

экологическому

воспитанию

происходит

формирование

общечеловеческих

ценностей личности, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни обрести

стойкую гражданскую позицию в отношениях с окружающей природой и

обществом людей. Ведь экология - это не наука, а душа.



В раздел образования