Напоминание

Занятие по внеурочной деятельности "Откуда берутся новые слова (неологизмы)? (коллективный проект) 5 класс


Автор: Золотарева Лия Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Карымкарская СОШ"
Населённый пункт: с.п. Карымкары, Октябрьский район, ХМАО – Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по внеурочной деятельности "Откуда берутся новые слова (неологизмы)? (коллективный проект) 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»

Открытое занятие

по внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык».

5 класс.

Тема: Откуда берутся новые слова (неологизмы)?

(Коллективный проект)

Учитель русского языка

и литературы

Золотарева Лия Валерьевна

п. Карымкары, 2016

1

Цели занятия:

создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся.

УУД

познавательные:

- познакомить учащихся с понятием неологизм;

- научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

- научить находить неологизмы в многообразии лексики.

личностные:

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

- воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

регулятивные:

- адекватное оценивание достижений, осознание возникающих трудностей, поиск и

причины их преодоления.

коммуникативные:

- развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и

взаимовыручку.

- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Предварительная работа: составление рекламы занятия для приглашения всех желающих.

(Приложение № 1).

Ход занятия.

Мотивация.

Инсценирование «Всегда вместе».

Однажды не поладили звуки - гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.

Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!..

Кашлянули:

- Кх!

Чихнули:

- Пчх!

Хмыкнули:

- Хм..

И заскучали…

И вдруг им показалось, что кто-то где-то плачет…

Прислушались.

- А-а-а! О-о- о! – кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

- Уа! Уа!

Аукались:

-Ау! Ау!

И согласные крикнули им:

- БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное в ответ:

- У – Е – Е – А – Е – Е!

Заключили они мир, снова стали рядом и внятно сказали:

- Будем всегда вместе!

И с тех пор они никогда не разлучались.

Актуализация опорных знаний.

2

- Почему так важно, чтобы звуки были вместе? (Образовываются слова)

- Зачем нам слова? (Чтобы речь была более понятной)

Слово учителя.

- Речь наша состоит из слов. Все слова русского языка образуют его словарный состав,

который находится в состоянии постоянного изменения. В нём есть слова старые:

архаизмы, историзмы, есть слова общеупотребительные, которые составляют основу

словарного состава и дают материал для образования всех остальных слов (вода, земля,

лес, гора, дом, ход, бег и др.), такие слова называются общеупотребительными.

- Но есть также и новые слова, которые называются неологизмами.

- Учёные подсчитали, например, что с открытием и применением электричества в русском

языке появилось около двадцати тысяч новых слов.

- На какие части можно поделить слово – неологизм? (Нео, логизм)

- В переводе с греческого - «нео» — новый, «логос» — слово, суждение.

Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, в каком случае вы будете использовать новое суждение? (названия

новых предметов, явлений)

- Подумайте и скажите, что мы сегодня будем исследовать, чем заниматься? (Исследовать

новые слова. Узнаем, как они образовались. Находить в тексте.)

- Зачем нам это нужно? (Сохранение культуры русского народа. Грамотно составлять

предложения.Использовать неологизмы при написании сочинения).

- Как мы сможем показать и рассказать всем о нашей работе? ( Конечный продукт –

проект в виде презентации).

- Итак, я подведу итог. Наша цель: познакомиться с неологизмами; узнать, как они

появляются; научиться находить неологизмы в многообразии лексики. И подготовить

коллективную презентацию.

- Как удобно вам будет работать? (В парах)

- Я приглашаю вас в творческую лабораторию.

(Проходят за столы)

Практическая часть занятия.

- Как мы уже сказали, новые слова имеют свое название — н е о л о г и з м ы . Эти слова

воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не

вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке

слов.

Рассмотрим некоторые примеры.

Карточка № 1.

Заполни недостающие строки.

пар

ходить

теплоход

тепло

ходить

атом

ходить

По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. (Слова состоят из двух

корней)

Допиши недостающую часть слова.

3

Пулемётчик

Зенит..

Ракет..

Слова пулеметчик, минометчик, зенитчик послужили моделью для образования слова

ракетчик. (Суффиксальный способ образования)

Допиши недостающую часть слова.

Приземлиться

… луниться

… водниться

Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

(Приставочный способ образования)

Вывод: неологизмы могут образовываться по образцу знакомых слов.

- Кроме новых слов, образованных с помощью суффиксов, приставок и т. п. по образцу уже

известных слов, в языке есть неологизмы семантические, потому что новым у них

оказалось лишь значение, а звуковой состав остался прежним.

Карточка № 2.

Соотнеси слово с лексическим значением.

Слово

Лексическое значение

Лицей

среднее общеобразовательное учреждение с

углубленным изучением определенных

предметов.

из пушки, автомата, пулемёта

Стрелять

привилегированное мужское среднее

учебное заведение.

«пускать стрелу из лука»

Например, какое значение имеет слово ЛИЦЕЙ?

Лицей-это среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением

определенных предметов.

А раньше ЛИЦЕЕМ было привилегированное мужское среднее учебное заведение.

Мы говорим: СТРЕЛЯТЬ из пушки, автомата, пулемёта, а ведь

раньше СТРЕЛЯТЬ означало только «пускать стрелу из лука».

Новые значения, в своё время, появились у слов: морж, комета, окно.

Вывод: у многих неологизмовизменилось лишь значение, а звуковой состав остался

прежним.

- А иногда слова уходят и возвращаются к нам, не меняя лексического значения. Так,

например, в 90 – е годы прошлого столетия к нам вернулось слово – милосердие.

- Что оно означает? Какие слова помогают нам понять значение этого слова?

- Подумайте, как милосердие сможет обезопасить жизнь планеты?

- Давайте украсим наше дерево милосердия этими словами. И пусть слова не новые, но

очень добрые и нужные нашей планете.

- Как вы думаете, кто создатель новых слов?

4

- Создатель новых слов — народ, поэтому его и назвал В. В. Маяковский «народ-

языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно

отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже

известно многим. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное

слово впервые.

Презентация 1.

Много слов, обозначающих различные научные понятия, идут от великого русского

ученого М. В. Ломоносова; это кислород, водород, маятник, чертеж, рудник и др. Слово

детектив, например, ввел писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением

Джонатану Свифту.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то

нам хорошо знакомое.

В художественных произведениях можно встретить немало новых слов, созданных

писателями для большей выразительности, придания речи яркости, образности. Такие

слова создаются по образцу уже известных слов.

Эти неологизмы называются авторскими.

Презентация 2.

Послушайте стихотворение Г. Граубина. А назвал его автор новым словом, которое вы

встретите в стихотворении.

Осень шагает в жёлтом пальтишке,

с кедров сшибает бурые шишки.

Тр-ах! – на опушку,

Бух! – на кукушку,

Хлоп! – на зайчишку

Падают шишки.

Прячьтесь скорее

Лесные зверята!

Грозно по лесу

идут шишкопады!

- Какое новое слово изобрел поэт? (шишкопады)

- Какие сложные слова с корнем – пад вы знаете? (Листопад, снегопад, звездопад,

водопад).

- А вот ещё одно стихотворение с новым авторским словом:

От села до переката,

Где идёт озимый сев,

пляшут бойкие дождята,

на минуту не присев…

Н. Егоров

- Кто такие дождята? (Ребята)

- Прочитайте стихотворение и определите, какие слова скрываются за авторскими

неологизмами?

Под ногами листопад,

Листья жёлтые лежат,

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш,

Шуршиха

5

И Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

В. Голяховский

Вывод: неологизмы создаются писателями и поэтами для большей выразительности,

придания речи яркости, образности. Такие слова созданы по образцу уже известных слов.

- Следует отметить, что авторские неологизмы всегда свежие, необычные и сохраняют

новизну. Они не входят в общелитературный язык.

- Хорошо, а скажите, когда пройдет много времени, то эти слова будут считаться

неологизмами? Будут ли они через несколько лет новыми словами? Почему?

- Когда появляются неологизмы? (Новое явление, открытие)

- Как мы уже сказали, новые слова имеют свое название — н е о л о г и з м ы . Эти слова

воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не

вошли в общий словарный состав.

- О каких новых словах мы ещё не поговорили? (Связанные с компьютером и т.д.)

- О них поговорим на следующем занятии.

- А теперь пора формировать наш продукт – слайды презентации.

(Учащиеся устно предлагают слайды презентации, аргументируя свой выбор)

- Подведём итоги занятия.

Рефлексия.

Приложение № 1.

Реклама занятия для приглашения всех желающих.

В ногу с временем идём,

Песни новые поём,

В игры новые играем

И слова изобретаем:

Брифинг, кастинг,

Марсоход,

Стопер, хакер,

Шуршачок…

А откуда эти слова берутся,

И почему они неологизмами зовутся?

Об этом языковом явлении вы узнаете на внеурочном занятии «Откуда берутся новые

слова (неологизмы)?»

Занятие будет проходить в 15 кабинете после 6-го урока.

6



В раздел образования