Автор: Подплутова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ " Средняя общеобразовательная школа №2 г. Балабаново–1 "
Населённый пункт: г. Балабаново–1
Наименование материала: Разработка серии уроков по математике 6 класс
Тема: "Раскрытие скобок"
Раздел: среднее образование
Разработка серии уроков по математике в 6 классе
учебник Н.Я. Виленкин, М.: Мнемозина, 2016г.
Тема урока: Раскрытие скобок
Цели урока:
- обучающая - ввести понятие раскрытия скобок; ознакомить с правилом раскрытия
скобок; отрабатывать умения решать уравнения;
- развивающая – развитие логического мышления и устной речи;
- воспитывающая – воспитание познавательной активности.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран-проектор.
Ход урока
1.
Организационный момент .
2.
Устный счет (слайд)
1)
решить уравнения:
а)(х-5)(х+7)=0 б)(х+1)(х+4)=0 в)(х-2)(х-6)=0 г)(х+3)(х-8)=0
2)
при каких значениях а и b верно равенство:
а) а+b=b в) а+b=а д) b-b=0 ж) а+b=0
б) а-b=b г) а-b=а е) а+а=0 з) а-b=-b
3)
«Сколько лет твоему отцу?» - спросил Колю товарищ. А ты посчитай сам: число
лет на 39 больше, чем наименьшее из натуральных чисел. Сколько лет Колиному
отцу? (1+39=40)
4)
Разделите сто на половину. (100:0,5=200)
5)
Сосчитай количество треугольников на чертеже
3.
индивидуальная работа
1 карточка
1. Выполнить действие:
а)
)
7
,
4
(
6
,
5
б)
)
8
5
2
(
7
2
2
в)
1
,
3
:
99
,
8
г)
)
3
1
3
(
:
3
2
1
2. Выразить числа
9
5
2
;
13
7
в виде приближенного значения десятичной дроби до
тысячных.
3. Найти значение выражения
18
7
72
,
3
)
28
,
0
(
18
7
4. Найти корни уравнения (13х-39)(5,7y-1,14)=0
2 карточка
1. Выполнить действие:
а)
)
7
,
8
(
6
,
3
б)
)
9
1
1
(
5
2
5
в)
2
,
9
:
26
,
37
г)
4
1
5
:
4
3
1
2. Выразить числа
31
7
1
;
27
5
в виде приближенного значения десятичной дроби до
тысячных.
3. Найти значение выражения
16
5
77
,
1
)
23
,
6
(
16
5
4. Найти корни уравнения (17х-68)(3,7y-0,74)=0
4.
Сообщение темы урока
- Тема нашего урока «Раскрытие скобок». Что это такое, вы мне объясните в конце
урока
5. Изучение нового материала
1) Подготовительная работа
- Вспомните, как к числу прибавить сумму двух чисел и разность двух чисел.
- Запишите это свойство с помощью букв.
a+(b+c)=a+b+c
a+(b-c)=a+b-c
- Запишите в буквенном виде свойство вычитания из числа суммы и числа разности
a-(b+c)=a-b-c
a-(b-c)=a-b+c
2) Работа над новой темой.
- Преобразование выражений, содержащих скобки, таким образом, что их можно
записать без скобок, называют раскрытием скобок.
- Правила раскрытия скобок основываются на свойствах сложения и вычитания,
которые мы с вами сейчас вспомнили.
3) Работа с учебником.
- Рассмотрим пример 1 на стр. 214
- Прочитайте первое правило раскрытия скобок
- Найдите значение выражения:
-6,23+(6,23-8,95)=-6,23+6,23-8,95=0-8,95= -8,95
- На чем основано сложение чисел -6,23 и 6,23? (на свойстве сложения
противоположных чисел)
- Чему равна их сумма?(0)
- Что означает запись –а? (число противоположное числу а)
- А запись - (-а)? (число противоположное числу -а)
- Чему это равно? (а)
-(-а)=а
- Найдите значение выражения:
-(-8+5)
1 способ
-(-8+5)=-(-3)=3 Сначала мы сложим числа -8 и 5, затем нашли число,
противоположное числу -3
2 способ
-(-8+5)=8-5=3 Сначала найдем числа, противоположные данным слагаемым (т.е. мы
изменим их знаки), а потом сложим эти числа.
- Чтобы записать сумму, противоположную сумме нескольких слагаемых, надо
изменить знаки данных слагаемых.
-(а+b)=-a-b
- Рассмотрим пример 2 на стр. 215
- Прочитайте второе правило раскрытия скобок
- Вот как эти правила звучат в стихотворной форме:
Перед скобкой плюс стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой минус строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.
-(-2а+3b)+(-4c+d)=2a-3b-4c+d
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала
1) №1234 стр. 216 (у доски и в тетрадях)
2) №1235 стр. 216 (у доски и в тетрадях)
3) №1240 стр. 217 (первые два выражения разобрать подробно, затем самостоятельно с
последующей проверкой)
8. Самостоятельная работа (Воспользуйтесь помощью учителя или сильного ученика
-консультанта) (слайд)
Вариант 1
Раскройте скобки
1) (a-b)+(c-d)
2)-(-a+b)-(-c-d)
3)(a+b)-(c+d)
4)-(a+b)+(-c-d)
5)-(a-b)-(c+d)
Вариант 2
Раскройте скобки
1) (a-b)-(c-d)
2)-(-a-b)+(-c-d)
3)(a+b)+(-c+d)
4)-(a-b)+(c-d)
5)-(a+b)-(c+d)
9. Повторение изученного материала
№ 1245 на стр. 218 (самостоятельно, самопроверка с образцом на доске)
- Расположите ответы в порядке возрастания (89; 156,83;
9
2
162
;176)
- Не выполняя вычислений, найдите, при каком значении х выражение будет наибольшее
значение. (наибольшее значение выражения будет при х=-19, так как чем меньше мы
отнимаем от одного и того же числа, тем больше остается)
10. Подведение итого урока
- Тема нашего урока была «Раскрытие скобок»
- Что значит раскрыть скобки?
- Расскажите, как раскрывают скобки, перед которыми стоит знак «+»?
- Расскажите, как раскрывают скобки, перед которыми стоит знак «-»?
- Как можно найти значение выражения, противоположное сумме нескольких чисел?
11. Домашнее задание
№1254 (а,б) стр. 219, №1255 (а,б), №1256 (а,б), №1258 (а), №1259 (а) стр 220
Тема урока: Раскрытие скобок
Цели:
- обучающая – отрабатывать умение раскрывать скобки при упрощении выражений,
решении уравнений и задач, решать уравнения несколькими способами;
- развивающая – развивать грамотную математическую речь, память, внимание и
логическое мышление;
- воспитывающая – воспитание самостоятельности учащихся.
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран-проектор.
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Устный счет (слайд)
1)
Раскройте скобки:
a-(b+c-d) a+(b-c+d)
a+(b+c-d) a-(b-c+d)
a-(b+c+d) a+(b-c-d)
a+(b+c+d) a-(b-c-d)
2)
Выполните действия:
)
4
(
8
)
3
4
7
)
2
)
3
(
5
)
1
)
3
(
)
6
(
)
6
4
8
)
5
7
1
)
4
3)
Решите уравнение:
4
2
3
1
3
7
х
х
х
х
3.
Индивидуальная работа по карточкам
1 карточка
1) -4,5:1,5 5) -21:(-3)
2)(-1,44)(-0,12) 6) -60:15
3) -4,2:0,8 7) 0:(-5)
4)36: (-0,6) 8) -4,9:0,7
2 карточка
1) -7,5:0,15 5) -2,7:(-3)
2)(-1,21)(-1,1) 6) -600:1,2
3) -4,2:0,07 7) 0:(-5)
4)36: (-0,4) 8) -4,9:0,007
4.
Сообщение темы урока
-Сегодня мы продолжим раскрывать скобки при упрощении выражений, решении
уравнений и задач
5. Закрепление изученного материала
№1238 (2 столбик) стр. 217 (самостоятельно, взаимопроверка)
№1241 (в,г) стр. 217 (на обратной стороне доски, самопроверка)
6. Самостоятельная работа (слайд)
Вариант 1
1.
Раскройте скобки и найдите значение выражения:
а) 8,3+(4,5-6,3) б) 4,1-(5,6-6,9)
2.
Составьте сумму выражений m+4,8 и -3,2-m и упростите ее.
3.
Составьте разность выражений 24-y и -12-y и упростите ее.
4.
Решите уравнение:
а) 8,4-(х-36)=18 б) 9,3+(3,1-у)=12,2
Вариант 2
1.
Раскройте скобки и найдите значение выражения:
а) 5,94+(7,2-4,14) б) 8,31-(7,2-1,89)
2.
Составьте сумму выражений х+12 и -16-х и упростите ее.
3.
Составьте разность выражений 4,8+n и -6,3+n и упростите ее.
4.
Решите уравнение:
а) 9,6-(2,6-у)=4 б) -4,2+(х-5,8)=2,5
7. Физкультминутка
8. Работа над задачей
№1242(а) стр. 218 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием)
- Прочитайте задачу
- Составьте краткую запись в виде таблицы
№1249 стр. 219 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием)
9. Повторение изученного материала
1. Определите порядок действий и запишите программу их выполнения:
)
(
)
(
2
3
k
f
e
d
c
b
a
2. №1246 (а,б) стр. 218 (с объяснением у доски и в тетрадях)
- Какие числа называются целыми? (Натуральные числа, противоположные им числа и
нуль называют целыми числами)
3. №1253 (а) стр. 219 (у доски и в тетрадях)
10. Подведение итогов урока
- Для чего в выражениях раскрывают скобки? (Для упрощения вычислений)
- Чему равна сумма противоположных чисел? (0)
11. Домашнее задание
№1254 (в,г) стр.219, №1255 (в,г), №1256(в,г), №1258(б), №1259(б) стр.220
Тема урока: Раскрытие скобок
Цели:
- обучающая – формировать навык раскрытия скобок при решении уравнений, задач и
упрощении выражений;
- развивающая – развивать логическое мышление;
- воспитывающая - воспитывать познавательную активность и самостоятельность
учащихся.
Тип урока: применение правил раскрытия скобок в более сложных примерах, урок
проверки знаний
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран-проектор.
Ход урока
1.
Организационный момент
Девизом нашего занятия стали слова Михаила Ломоносова: «Математику уже затем учить
следует, что она ум в порядок приводит»
- Как эти слова относятся к нам?
2.
Устный счет (слайд)
1.
Раскройте скобки:
1) (a-b)+(c-d) 3)-(a+b)+(c-d)
2)(a+b)-(c+d) 4)(-a-b)-(-c+d)
2. Раскройте скобки, применив распределительный закон умножения:
1) 2(b+c-d) 3) -5(b+c-d)
2) -3(b-c+d) 4)4(b-c+d)
3. При каких a и b верно равенство:
1) 5:а=а:5 3) а:b=0 5) a:b=a
2) а:b=1 4)a:b=-1 6) a:b=
b
1
4. Чему равна сумма чисел от (-200) до (200)?
3. Индивидуальная работа
Можно в любой момент остановить ребенка, потом дать закончить эту карточку во время
любого этапа урока, когда появится свободная минута или на следующих уроках, но уже
дав задание исправить свои ошибки.
1 карточка
1) c-(a-b)
2) c+(a+b)
3) c-(a+b)
4) –c-(-a-b)
5) (a-b)+(c-d)
6) (-a-b)-(c-d)
7) x+(a-b)-(c-d)
8) d-(a+b)-(c-d)
2 карточка
1) c+(a+b)
2) c-(a+b)
3) c-(a-b)
4) –c-(-a+b)
5) (-a-b)-(c-d)
6) (a-b)+(c-d)
7) x-(a-b)+(c-d)
8) c-(a-b)-(c+d)
4.Сообщение темы урока
-Мы продолжаем работать по теме «Раскрытие скобок»
5. Изучение нового материала (необязательный материал, можно рассмотреть в сильном
классе)
- Есть выражения, содержащие двойные скобки.
- Сначала лучше раскрыть внутренние скобки, потом внешние, можно наоборот.
- Рассмотрим выражение(учитель подробно объясняет ):
f-(a+b-(n+m-k))=f-(a+b-n-m+k)=f-a-b+n+m-k$
a-d+(c-b-(n-m+r)-k)=a-d+(c-b-n+m-r-k)=a-d+c-b-n+m-r-k.
- Раскройте скобки (с подробным комментированием у доски)
1) (a-b-(c+d-k+n));
2) a-(b+(c+d-k)+n);
3) –(-a-b-(-c-d+k+n));
4) a+(b-(-c-d+k-n))
6.Закрепление изученного материала
№1238 (1 столбик) стр. 217 (самостоятельно, взаимопроверка)
№1241 (д,е) стр. 217 (слабые ученики решают одним способом – на выбор, сильные -
двумя)
7. Физкультминутка
8. Работа над задачей
№1242 (б) стр. 218 (на оборотной стороне доски и в тетрадях, самопроверка)
9. Повторение изученного материала
№1246 (в,г) стр. 218 (с объяснением у доски и в тетрадях)
№1252 (1) стр. 219
№1253 (2) стр. 219 (у доски и в тетрадях)
10. Самостоятельная работа (10 минут) (слайд)
Вариант 1
1.
Раскройте скобки и найдите значение выражения:
а) -0,6+(-4,4+3,8) б) -1,8-(-4,8+2,9) в)
)
14
9
8
13
2
2
(
14
5
1
2.
Упростите выражение: -(m-3,8)+(4,8+m)
3.
Решите уравнение: 7,7-(3,8+х)=-1,1
4.
При каких значениях х верно
2
x
х
Вариант 2
1.
Раскройте скобки и найдите значение выражения:
а) -0,56+(3,8-2,44) б) -3,24-(-4,76-2,9) в)
)
9
1
8
15
2
2
(
15
7
2
2.
Упростите выражение: (с+5,4)-(4,9+с)
3.
Решите уравнение: -5,4-(х-7,2)=1,9
4.
При каких значениях х верно
2
x
х
11. Подведение итогов урока
- Расскажите, как раскрыть скобки в выражениях.
12. Домашнее задание
№1254 (д,е) стр. 219, №1255 (д,е), №1256 (д), №1258 (в) стр. 220, №1252 (2) стр. 219