Напоминание

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках в ДОУ


Автор: Носова Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 72"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Носова Наталья Андреевна.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №72»

г. Бийск, Алтайский край.

Консультация для начинающих педагогов

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ»

«Великая цель образования –

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Музыка

самое

выразительно

и

доступное

средство

для

детей,

они

интуитивно,

с

рождения, чувствуют музыку и очень отзывчиво на нее реагируют: придумывают движения,

некоторые даже песни. У всех детей эти способности развиты по разному, но мы с вами можем

помочь ребенку развить музыкальные способности. Проблема педагогического взаимодействия

воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит

успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все

ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью

всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А

некоторые не считают нужным, даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать

какие-то

дела

в

группе. Между

тем,

без

активной

помощи

воспитателя

продуктивность

музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Когда

ребенок

видит,

что

воспитатель

с

интересом

выполняет

все

задания,

то

сам

включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный

авторитет, и, что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на

воспитателя.

С музыкальным руководителем ребенок встречается не так часто: всего дважды в неделю

на музыкальном занятии и по мере надобности на индивидуальном порядке. И на первых этапах

ребенок только узнает музыкального руководителя, не совсем доверяет ему, его привели в новое

помещение (я говорю сейчас о тех детях, которые только пришли в детский сад), которое они еще

не видели, и именно в этот период очень важна поддержка воспитателя, его активное участие во

всех видах деятельности на музыкальном занятии. Если полученная информация от музыкального

руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных

особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до

другого с детьми в группе, периодически

повторялся музыкальный материал, полученный в

музыкальном

зале.

Это

и

движения,

и

пение,

и,

быть

может,

даже

игра

на

музыкальных

инструментах.

Основные принципы по ФГОС

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных

видах деятельности.

Но вернемся, все же, к важной роли воспитателя на занятиях.

Чем

младше

дети,

тем

активнее

приходится

быть

воспитателю

оказывать

помощь

каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как

проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше

самостоятельности,

но

все

же

помощь

воспитателя

необходима.

Он

показывает

движения

упражнений

вместе

с

музыкальным

руководителем,

исполняет

пляску

вместе

с

ребенком,

у

которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего

программного материала. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей,

произношением

слов

в

песне,

качеством

усвоения

материала.

Роль

воспитателя

меняется

в

зависимости от содержания музыкального занятия.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде

всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и

дети, а не надзиратель. Понятно, что дисциплина – это важнейший фактор, но не стоит забывать и

о том, что в музыкальном зале мы занимаемся эстетическим воспитанием детей. Представьте, что

вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете,

вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что

идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия.

Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов,

которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

1.

На ногах удобная обувь. (мы не требуем чешки.... )

2.

Начиная со средней группы дети заходят в зал (в моем случае) – стрелочкой. Мальчик слева

от девочки. Что касается 1 и 2 младших групп, то они, в силу возраста, в зал заходят

«стайкой» и от них мы пока не требуем какого -

то четкого построения (полукругом,

кругом, линией). Но к середине 2 младшей группы (после Нового года), необходимо

строить детей, чередуя: мальчик - девочка и уже выстраивать их в полукруг, а к концу года

дети уже делают хоровод и элементарные движения в парах и движения по кругу.

3.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей

на занятие.

4.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Но и помогать следить за дисциплиной.

5.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых

игр, петь песни, и т.д.

6.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

7.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Так же, вне занятий, воспитателю необходимо:

Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному

руководителю на музыкальных занятиях.

Оказывать

помощь

музыкальному

руководителю

в

освоении

детьми

программного

музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

Закреплять движения с отстающими детьми.

Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. И, конечно же,

сообщать о тех или иных особенностях конкретных детей.

Развивать

самостоятельность,

инициативу

детей

в

использовании

знакомых

песен,

хороводов,

музыкальных

игр

на

занятиях,

прогулке,

утренней

гимнастике,

в

самостоятельной деятельности.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим

видам деятельности.

Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать

активное

участие

в

подготовке

и

проведении

праздников,

развлечений,

музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Оказывать

помощь

в

изготовлении

атрибутов,

оформлении

музыкального

зала

для

праздников и развлечений.

Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Что

же

касается

утренников.

Праздники,

которые

регулярно

проводятся

в

каждой

возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной

к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа. Поэтому

праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно

разделить

обязанности

музыкального

руководителя

и

воспитателя,

потому

что

успешное

проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

1.

На праздник дети одеваются нарядно. Мы практикуем задолго до праздника приносить

поименные списки в каждую группу по форме одежды каждого ребенка.

2.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить

групповую

комнату,

повесить

красочные

плакаты,

приглашения

на

праздник

для

родителей,

гостей.

3.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными.

4.

При

подготовке

к

празднику

задействовать

по

возможности

всех

детей:

постараться

каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д. Здесь тоже все оговаривается на этапе

подготовки к утреннику, на генеральных репетициях. Героев назначаем мы сами, а вот монтажи

распределяют воспитатели самостоятельно.

5.

Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение,

ударение в словах, соблюдение пунктуации, эмоциональности детей.

6.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7.

Вести себя корректно.

8.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей,

поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Свои слова необходимо знать наизусть,

т.к. подглядывание своего текста сбивает и не позволяет следить за всем происходящим в зале.

9.

Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Особенно

средняя

группа

и

дети

младшего

дошкольного

возраста,

где

все

движения

дети

выполняют по показу воспитателя и музыкального руководителя.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти

из зала. Стоит, наверное, отметить, что если утренники у одной параллели и дети одеваются в

костюмы, то необходимо позаботиться о том, чтобы костюмы предыдущей группы были быстро

принесены в следующую группу аккуратными и в кратчайшие сроки.

11 Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего

утренника все атрибуты.

И, напоследок, хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное

выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой

ответственностью. И тогда все у нас получится!

Список используемой литературы:

1.

Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

М.: Просвещение,

1989. – 270 с.

2.

А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении » - М., 2000.

3.

Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста» - М., «Просвещение»,

1957, 191 с.

4.

Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 10, 2015г.

5.

М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2016. – 96 с.

6.

М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» - М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2009. – 80 с.



В раздел образования