Автор: Процишина Оксана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Островок"
Населённый пункт: пгт. Смирных, Сахалинской области
Наименование материала: Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Художественно – эстетическое развитие. направление "МУЗЫКА". Инновационные технологии в музыкальной педагогике.Музыкальная грамота в образах и движениях
Тема: "Музыкальные встречи".
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОСТРОВОК»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Образовательная область:
художественно-эстетическое развитие, направление
«Музыка».
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
Музыкальный руководитель:
О.А.Процишина
___________________
2018 декабрь
п.г.т. Смирных
1
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
физическое развитие,
речевое развитие.
Цель: развитие
когнитивных
процессов
и
музыкальных
способностей
детей
посредством
использования
музыкальной
грамоты
в
образах
и
движениях,
педагогических здоровьесберегающих, и ИК-технологий.
Задачи:
обучающие:
-
совершенствовать
вокальные
навыки
и
звуковысотный
слух
в
процессе
певческой деятельности;
2
- закреплять навыки интонирования и пения в унисон;
- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;
- обогащать речь детей за счёт закрепления и включения в словарный запас
новых слов (ритм, музыкальное движение, темп, высота звука, двухголосье).
развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, образное мышление;
- способствовать развитию памяти, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;
- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитывающие:
-
воспитывать
культуру
слушания,
любовь
к
музыке,
желание
заниматься
музыкальной деятельностью;
- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
- побуждать детей к двигательным импровизациям;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства
и настроения.
здоровьесберегающие:
-
создать
положительную
психологическую
атмосферу
на
занятии,
снизить
эмоциональное напряжение;
- повысить самооценку детей, их уверенности в собственных силах и результатах
деятельности;
-
формировать
мотивацию
к
творческому
самовыражению
в
процессе
коллективной деятельности;
- снизить зрительное напряжение;
- снизить мышечное напряжение
- развивать навыки певческого дыхания.
Оборудование:
- фортепиано;
- ноутбук;
- музыкальный центр;
3
- мультимедийный комплекс (стационарный экран + подвесной проектор);
- стулья детские – по количеству детей;
- флейта, деревянные ложки и бубны;
- иллюстрации музыкальных инструментов.
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении
всего занятия;
- разучивание 1 куплета песни с последующим исполнением на 2 голоса;
- закрепление ритмического рисунка посредством игры на музыкальных
инструментах.
Хороводным шагом дети входят в зал под русскую народную песню «Во поле
берёза
стояла».
Пройдя
круг
по
залу
они
выполняют
движение
змейкой
в
различном направлении и вновь образовывая круг останавливаются напротив
гостей с поклоном.
Исполняется приветствие.
Мы к музыке в гости пришли – привет, (2 хлопка)
И Тёмы и Соня, пришли, привет (2 хлопка)
Дениска и Даша, Ариша и Маша,
И Дима и Коля привет (2 хлопка)
Мы будем все вместе играть, привет, (2 хлопка)
И петь, и танцевать, привет (2 хлопка)
4
Привет всем гостям, привет, привет! (4 хлопка)
Здоровья и счастья вам много лет
Музыкальный
руководитель: Ребята, все рады приветствовать вас в нашем
музыкальном зале. У нас сегодня такая неожиданная и радостная встреча, что от
этого хочется танцевать, правда?
Дети: да!
Музыкальный руководитель: а вы знаете что – нибудь музыкальное для такой
встречи?
Дети: танец «Встреча»!
Музыкальный руководитель: а с кем мы сегодня встречаемся?
Дети: с друзьями и гостями!
Музыкально – ритмические движения. Исполнение танца «Встреча»
Музыкальный руководитель: ну вот мы все и встретились и мне кажется, что
вместе с нашими гостями нам будет намного интереснее на этом занятии. Какой
темп был у музыки к танцу? Какое у вас настроение? Оно приподнятое?
Дети: музыка ритмичная, подвижная. Настроение отличное, приподнятое.
Музыкальный
руководитель:
Обратите
внимание
-
к
этой
встрече
мы
подготовили наряды в русском стиле. Как вы думаете для чего?
Дети: у нас сегодня встреча с русской народной музыкой, песнями, играми,
музыкальными инструментами…и просто для хорошего настроения…
Слушание. Звучит флейта (очень тихо)
Музыкальный руководитель: а я уже слышу какие – то звуки… под эти звуки
мне
вспомнилась
одна
старая
–
старая
сказка…давайте
присядем
и
вы
ее
послушаете…
5
Музыкальный руководитель садится на пенек, а дети рассаживаются на ковре
вокруг него. Сказка о флейте
Давным–давно
жил–был
богач
по
имени
Митрофан.
Однажды
увидел
он
прекрасную девушку Аленку и влюбился в нее. Но юной Аленке Митрофан
пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив….
Дева бросилась прочь от Митрофана, но он помчался за ней и почти настиг ее на
берегу реки. Аленка стала умолять реку укрыть ее от неприятного поклонника.
Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.
Печальный Митрофан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней
играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая красавица
Аленка…
Музыкальный
руководитель: ребята, вы услышали голос Аленки? Каким он
вам показался? Как вы считаете – звуки у флейты низкие и высокие? А голос
Аленки громкий или тихий? Музыка - замершая или просит движения?
Ответы детей.
Музыкальный
руководитель:
я
предлагаю
вам
сейчас
рассмотреть
мою
игрушечную флейту, представить, что у каждого из вас в руках такая же и
попробовать
поиграть
на
воображаемой
флейте…а
еще
можно
показать
как
движется река, превратившая Аленку в тростник…
Повторное
слушание.
Дети
выполняют
воображаемые
действия,
свободно
перемещаясь по залу. К детям присоединяются и гости.
Музыкальный руководитель: мы послушали флейту, и я задалась вопросом, а
можем ли мы петь так же красиво, как флейта?
Дети: можем!
Музыкальный руководитель: а прежде, чем мы начнем это делать нам нужно
подготовить наш язык, зубы, губы, и, конечно же, голос…
6
Распевка.
Превратились в старичков – выдохнули «с-с-с-с-с-с-с»
Превратились в чайник – выдыхаем «ф-ф-ф-ф-ф»
Превратились в паровоз – выдыхаем «у-у-у-у-у-у-у»
Превратились в жука – выдыхаем «ж-ж-ж-ж-ж-ж». и так далее…
Последним может быть звук «м-м-м-м-м-м-м»
Музыкальный
руководитель:
ну
вот…
мы
и
готовы…
давайте
вспомним
русскую народную песню «У кота – воркота…». Раньше на Руси музыкальных
инструментов было не много, да и работы у простого человека было много…
поэтому
в
поле
или
в
дороге
люди
чаще
всего
пели
без
музыкального
сопровождения.
Пение. Исполнение песни «У кота – воркота» в различных вариациях. Акапелла.
Музыкальный руководитель:
1.
Исполнение закрытым ртом (м-м-м-м-м-м-м)
2.
Исполнение с закрытым ртом (с произношением текста песни)
3.
Исполнение с приоткрытым ртом
4.
Исполнение с поочередным движением рук вверх и вниз (определение
звуковысотности исполнения)
5.
Исполнение с поочередным движением рук влево и вправо (определение
динамики исполнения)
6.
Исполнение
с
изменением
направления
мелодической
линии
–
ее
зеркальности (пентограмма)
7.
Исполнение двухголосия (совместно с гостями)
В ходе деятельности между музыкальным руководителем и детьми может
быть диалог о важности движений при пении и их вспомогательной функции.
Кроме того, эти движения еще являются элементами хороводов…
7
Музыкальный руководитель: какие мы все молодцы! Занимаясь музыкой, мы
очень
часто
увлекаемся
этим,
и
с
нами
волшебным
образом
происходят
различные превращения. Скажите, пожалуйста – когда вы послушали звуки
флейты – кем вы были в этот момент? А теперь, исполняя песню, в кого мы
превратились?
Дети: когда мы слушали флейту, то были слушателями, а когда играли на
воображаемой флейте, пели и танцевали – то превратились в исполнителей.
Музыкальный руководитель: и это просто здорово! Оказывается каждый из
нас может творить чудеса… сейчас я бы хотела, чтобы вы превратились в
«Знатоков». Кто такие знатоки?
Дети: это люди, которые много знают.
Музыкальный руководитель: конечно! И я уверена, что вы тоже много чего
уже
в
своей
жизни
узнали!
К
примеру,
вспомните
–
какие
музыкальные
инструменты вам известны?
Дети: перечисляют известные им музыкальные инструменты
Музыкальный руководитель: А вы сможете их узнать по звуку?
Дети: узнают звучание музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель: А по изображению?
Дети: называют инструменты, которые видят на иллюстрациях.
Музыкальный руководитель: Тогда задача усложняется… я объявляю начало
игры.
Ваша
задача
–
внимательно
посмотреть
на
экран
и
назвать
лишний
инструмент.
Кроме
того,
постарайтесь
объяснить:
почему
именно
этот
инструмент лишний?
Музыкально – дидактическая игра. Игра - презентация «Четвертый лишний»
Музыкальный руководитель: мне очень с вами повезло! Вы действительно уже
стали взрослыми и любознательными. И это опять ваше маленькое волшебство…
И теперь наше новое волшебное превращение – мальчики у нас превратились в
8
«дедушек», а девочки во «внучек». Итак, давайте вспомним, как ходят дедушки?
А как ходят внучки?
Дети: отвечают и показывают движение заданных героев.
Музыкальный руководитель: так у кого шаги длиннее, а у кого короче?
Дети:
у
дедушек
длиннее,
ему
тяжело
ходить,
а
у
внучек
быстрее
–
они
маленькие и шустрые.
Музыкальный
руководитель:
попробуем
воспроизвести
этот
ритм
ногами?
Сначала дедушки, затем внучки. А теперь хлопками: сначала дедушки, затем
внучки.
Дети: выполняют задание.
Музыкальный
руководитель:
Предлагаю
вам
взять
в
руки
музыкальные
инструменты: мальчикам – бубны, девочкам – деревянные ложки.
Дети: выполняют ритмический рисунок заданный педагогом.
Игра
на
детских
музыкальных
инструментах.
Возможно
вовлечение
в
игру
гостей.
Музыкальный руководитель: теперь вы точно волшебники. Вы четко выполняли
мои указания и у вас все получилось. Наверное, поэтому вы так много знаете… а
для того, чтобы быть еще умнее вам в будущем понадобится не только желание
все знать, но и не мало терпения и прилежания. Может кто – то из вас уже сейчас
хочет быть музыкантом? А певцом? А танцором?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: в таком случае я снова вас приглашаю в зал и мы
поиграем в игру, в которой нужна ваша подвижность и сообразительность.
Игра – пляска. Танцевальная игра «Ходим кругом друг за другом»
Ходим кругом друг за другом
Эй, ребята, не зевай!
9
Всё, что Лёша (Аня и т.д.) нам покажет
Будем сразу повторять
Музыкальный руководитель: вот и подошла к концу наша с вами встреча.
Давайте перечислим: с кем или чем мы сегодня встретились?
Дети:
перечисляют
все
встречи:
гости,
песня,
танцы,
игры,
флейта,
другие
музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: а что вы можете рассказать о них?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: ребята, как вы считаете: а наши наряды помогли
вам сегодня на занятии? А чем именно?
Ответы детей.
Звучит тихо флейта.
Музыкальный руководитель: ой, опять я слышу какой – то звук… да это же
наша флейта. Она нам пытается что – то сказать… флейта прямо притягивает
меня к этому пеньку. Давайте посмотрим – что в нем необычного? а! так,
оказывается, она решила нам сделать подарки. Вы любите подарки?
Дети: очень!
Музыкальный руководитель: а как называются неожиданные подарки?
Дети: сюрприз!
Музыкальный руководитель: и правда, пенёк – то не простой. Он с секретом…
Дети: пытаются раскрыть секрет пенька…
Сюрпризный
момент.
Пенек
раскрывается,
и
внутри
находятся
маленькие
дудочки – сестры флейты. Воспитатель помогает каждому ребенку…
Музыкальный
руководитель: пришла
пора
расставания…
давайте
мы
все
дружно попрощаемся уже всем знакомым танцем… ребята – приглашайте наших
гостей
10
Заключительный танец «Прощание»
11