Напоминание

Хосе Мария Гайярдо дель Рей "Калифорнийская сюита"(к трактовке жанра)


Автор: Енякина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 1
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Хосе Мария Гайярдо дель Рей "Калифорнийская сюита"(к трактовке жанра)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хосе Мария Гайярдо дель Рей. «Калифорнийская сюита»

(к трактовке жанра).

Хосе Мария Гайярдо дель Рей - выдающаяся фигура в мировой

музыкальной жизни. Это известнейший испанский гитарист-виртуоз,

владеющий всеми ресурсами гитары классической и фламенко, активно

концертирующий по всему миру, внесший огромный вклад в

популяризацию гитары, раскрывший широкие возможности этого

инструмента. Он выступает в крупнейших концертных залах мира – в

Париже, Вене, Монтре, Нью-Йорке, Мадриде. Гастрольная география

музыканта включает в себя также поездки в Корею и Японию, Сингапур и

Китай, Италию и Англию, страны Карибского бассейна. В 2004 году Хосе

Мария Гайярдо дель Рей посетил Москву, где выступил с сольным

концертом и дал мастер-класс.

Он талантливый дирижер, руководитель и основатель ансамбля камерной

музыки «La Maestranza». Не менее известен Гайярдо дель Рей и как

композитор. Основой его композиторского творчества стала широкая

практика концертного музицирования, тяга к самовыражению,

великолепная техника владения инструментом. Его музыку используют в

своих балетных постановках известные хореографы и танцовщики

( балеты «Севилья», Дон Кихот», «Иберия»). В репертуар многих

музыкантов мира входит «Калифорнийская сюита». Опираясь на жанр

старинной сюиты, Гайярдо дель Рей создал произведение, созвучное

времени его написания (1985 г.), да и сегодняшнему времени тоже.

Данное композитором название « Калифорнийская» накладывает на

сюиту отпечаток программности, что особенно ощутимо в интонациях и

ритмах заключительного «Вальса», по стилю отличающегося от трех

первых частей.

Сосредоточим свое внимание на взаимодействии традиционных черт,

присущих жанру старинной сюиты, и новом видении этого жанра

испанским композитором, его новаторских стилистических приемах.

В «Калифорнийской сюите» 4 части: Прелюдия, Аллеманда,

Сарабанда и Вальс. Еще у австрийского композитора 17 века

И.Я.Фробергера утвердилась и затем во «Французских сюитах» И.С.Баха

широко использовалась схема старинной танцевальной сюиты: Аллеманда,

Куранта, Сарабанда и Жига. Видим, что две части в сюите Гайярдо дель

Рея заимствованы оттуда. У того же Баха в «Английских сюитах»

появляются Прелюдии, предваряющие последующие танцы. После

Сарабанды часто следовали вставные танцы, такие как Гавот, Бурре,

Полонез, Лур и другие. «Калифорнийская» же сюита завершается

Вальсом явно не из той эпохи, что свидетельствует об индивидуальном

стиле композитора, оригинальной трактовке жанра.

Начинается сюита светлой мажорной Прелюдией. Словно из времен

Баха, Генделя возникают начальные мелодические фразы, основанные на

моторном движении по звукам разложенных аккордов (1-4такты). Их

сменяют мимолетные трепетные мотивы, затем еще дважды появляющиеся

в Прелюдии и легко узнаваемые (5-6 такты). Оставаясь в традиционных

рамках, композитор обогащает гармонический язык Прелюдии

трогательными задержаниями, щемяще-грустными нонаккордами,

красочными отклонениями, свежими аккордовыми сопоставлениями.

После некоторого нагнетания наступает кульминация, но она сглажена, что

продиктовано вступительной функцией Прелюдии. Своим свободным

развертыванием материала, сменой фактуры Прелюдия обязана

импровизационности, основанной на исполнительской практике Гильярдо

дель Рея.

Аллеманда также представляет собой взаимодействие традиционного

и новаторского. Традиционно серьезная, неторопливая, даже

торжественная, она по-новому звучит в «Калифорнийской сюите». Сам

композитор определил темп и характер этой пьесы как Andantino expresivo

y con fantasia. Экспрессивность образа достигается насыщенностью

фактуры (аккомпанементом, взволнованно устремляющимся по звукам

аккордов), трепетностью мелодических фраз. Интересен начальный затакт,

столь типичный для старинной Аллеманды. Словно возникающие из

эпохи Баха фразы преломляются новым, современным языком, когда вдруг

используются щемящие нонаккорды с задержанием.

Заслуживает внимания заимствование такого характерного баховской

эпохе приема развития как секвенции, хотя они подчас несут более

современное интонационное содержание. Ближе к концу первого раздела

движение как-будто застывает, и возникающая трепетная ариозная, словно

мерцающая мелодия невольно заставляет нас вспомнить знаменитую Аве

Марию Баха-Гуно, но скорее как ассоциацию (т.15-18). Выходом же из

этого оцепенения служат восходящие гаммообразные пассажи.

Во второй части (Аллеманде традиционно характерна двухчастность)

движение драматизируется, устремляется к яркой кульминации – резкому

срыву и остановке на кадансовом квартсекстаккорде. И затем -

импровизационный речитатив как некое послесловие. На пути к

финальной точке Гайярдо дель Рей на время обращается к одноименному

Ре мажору, вновь появляются восходящие гаммообразные пассажи,

разложенные аккорды (прием арпеджиато). В конце исходная тональность

Ре минор возвращается, и Аллеманда завершается на довольно

встревоженной ноте (беспокойное движение шестнадцатых в

аккомпанементе).

Сарабанда объединила в себе много традиционных признаков жанра:

трехдольный размер, медленный темп, размеренную ритмику шага,

тенденцию к аккордовой фактуре изложения, углубленно-печальный,

подчас скорбный образ. Сарабанда «Калифорнийской сюиты» пленяет

сдержанной красотой своего мелодического и гармонического языка.

Предпосылая своей Сарабанде обозначение характера Grave Maestoso,

Гайярдо дель Рей создает сосредоточенно-возвышенный образ с помощью

архитектонически стройных, статичных аккордов. Из их верхних звуков

рождается проникновенная мелодия, сами же аккорды чередуются,

перетекают друг в друга, следуя неторопливой логике гармонического

развития. Но стоит обратить внимание на неквадратную структуру первого

раздела - пять двутактных мотивов. Возникает ощущение некоей

странности, нарушения периодичности, импровизационности. Вслед за

этим идет вариация аналогично дублю в старинной сюите.

Во второй части (старинной Сарабанде была свойственна

двучастность) несколько раз сменяется фактура, следуя за развитием

музыкального образа. То звучат насыщенные аккорды на глубоком

доминантовом басу РЕ (вся сюита исполняется с перестройкой шестой

струны на звук РЕ), то возвращается движение по звукам разложенных

аккордов, то вновь пленяют своей красотой секвенции. Иногда стройные

аккорды словно бы «рассыпаются» в арпеджиато. Окончание Сарабанды

размыто, мерное движение растворяется. Последняя щемящая точка –

острое задержание, которое неоднократно обыгрывается.

Если искать в частях сюиты отзвук ее названия, то именно Вальс

окажется наиболее приближен к ярким калифорнийским образам.

Начинается Вальс с небольшого вступления. Далее следует легкая,

непритязятельная, квадратная по своей структуре мелодия, типичная для

вальсов времени 80-х, да и сегодняшнего дня. Удивительно тонко

мелодическая линия отражает круговые движения танцующей пары (8-15

такты).

Вальс написан в трехчастной форме. Грациозное «порхание» вальсовой

мелодии в средней части приводит к кульминации, где искрометное

движение прекращается, вдруг сменяется фактура и звучат сначала

напряженные, а затем по контрасту робкие, нерешительные аккорды с

многочисленными фермато, из которых вновь возникает брыжжащая

весельем тема Вальса.

«Калифорнийская сюита» Хосе Мария Гайярдо дель Рея прочно

обосновалась в концертном репертуаре современных исполнителей-

гитаристов, ее музыкальная образность сценически выпукла, доступна

пониманию публики. В зависимости от специфики жанра и образной

характерности композитор использует приемы полифонического или

гомофонно- гармонического развития. В трактовке сюиты проявилась

самобытная индивидуальность испанского гитариста, его интерес к

традициям музыкальной культуры, потребность творческого

переосмысления музыкального наследия прошлого.



В раздел образования