Напоминание

Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся


Автор: Сабуров Владимир Александрович
Должность: УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Детский дом–школа № 95»
Населённый пункт: новокузнецк
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Резьба по дереву как средство развития

творческих способностей обучающихся

Сабуров Владимир Александрович, учитель технологии,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Детский дом-школа № 95», город Новокузнецк, Кемеровская область,

Сабуров Александр Владимирович, учитель технологии,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65», город Новокузнецк,

Кемеровская область

Труд,

являясь

главным

условием

жизнедеятельности

людей,

рассматривается

как

источник

формирования

п о з н а ват е л ь н о й

самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой

личности.

Под творчеством понимают деятельность человека, которая преобразует

природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями

человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Техническое творчество – это вид творчества, целью которого является

создание

технического

объекта,

обладающего

объективной

новизной

и

общественной

значимостью.

Рассмотрим

процесс

развития

творческих

способностей

обучающихся

на

примере

организации

занятий

учащихся

резьбой по дереву.

В России, издавна славящейся лесными богатствами, дерево всегда

было одним из любимых материалов. Среди художественных работ самой

распространенной в народе является резьба по дереву.

В последнее время искусство резьбы по дереву переживает подъем,

резко возрос интерес к этому виду творчества.

На

протяжении

столетий

из

поколения

в

поколение

передавалось

мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные

навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили

национальные

традиции

самобытной

деревянной

пластики.

Древняя

церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Занятия декоративно-

прикладным

искусством,

основанные

на

народном

творчестве,

имеют

существенное значение в воспитании обучающихся, в их духовном развитии.

Благодаря

соединению

техники,

технологических

приемов

обработки

материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая

декоративная красота и выразительность предмета.

Занятия

резьбой

формируют

эстетический

вкус

обучающихся,

позволяют

овладеть

техническими

знаниями,

развивают

у

них

трудовые

умения и навыки, способствуют выбору профессии.

Занимаясь

резьбой,

обучающиеся на практике познают пластические свойства привычного им

материала – дерева, знакомятся с их декоративными свойствами. Учащиеся в

увлекательной форме закрепляют знания, полученные на уроках литературы,

изобразительного

искусства,

технологии,

учатся

затачивать

инструменты,

покрывать

деревянные

изделия

различными

лаками

и

политурами,

закрепляют

навыки

работы

на

деревообрабатывающих

станках.

У

школьников

формируется

понимание

прямой

и

непосредственной

зависимости

подготовительного

рисунка

от

технологии

обрабатываемого

материала, от характера применяемых инструментов, что является одним из

показателей развитого художественного вкуса и творческих способностей.

Часто детское увлечение резьбой по дереву становится профессией. Но даже

если учащиеся в дальнейшем не свяжут свою профессию с декоративно-

прикладным искусством, навыки, полученные ими на занятиях, повысят их

культурный уровень, расширят кругозор. Занятия резьбой позволят учащимся

приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведет в

мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом

свободное от работы время.

Формированию

у

учащихся

художественной

и

технологической

культуры

как

составной

части

материальной

и

духовной

культуры,

творческих способностей способствуют школьное объединение «Резьба по

дереву».

Задачей объединения «Резьба по дереву» является обучение учащихся

различным видам резьбы по дереву, а также:

- воспитание уважения к народным традициям;

- развитие индивидуальных и творческих способностей;

- развитие способностей к профессиональному самоопределению;

- воспитание патриотизма, трудолюбия, культуры поведения.

Главная цель занятий в объединении - помочь детям найти дело по душе,

что очень важно, особенно, если дети находятся в условиях их пребывания в

государственном учреждении- детском доме. Дети сами выбирают будущее

изделие, которое они хотят создать из дерева. Занятия резьбой проводятся в

школьной

мастерской,

которая

оборудована

столярными

верстаками

и

инструментами.

Для

занятий

в

мастерской

имеются

все

необходимое

:

справочно-информационная литература, альбомы с рисунками для первичных

учебных

работ,

укладки

с

наборами

инструментов

для

художественной

резьбы, выставки работ учащихся прежних лет с указанием названий работ и

фамилий

авторов,

информационные

плакаты,

стенды

с

образцами

материалов, инструкции по технике безопасности.

Использование

средств

наглядности,

а

также

ИКТ-технологии

вызывают более активное восприятие обучающимися изучаемого материала,

повышает интерес к работе. Начинаем работу с учащимися 6 классов, так как

в

5

классе

ребята

еще

осваивают

приемы

работы

с

инструментами,

чертежную

грамоту.

Обучающимся

11-13

лет

полезны

занятия

с

чередованием

видов

деятельности,

движений.

Именно

таковы

занятия

резьбой

по

дереву

работа

на

станках

сменяется

работой

ручными

инструментами: строганием, выпиливанием. Меняются рабочие позы при

пользовании

резаками,

стамесками.

Технологические

операции

перемеживаются

с

раздумьями

и

поисками

оригинальных

декоративных

форм и композиций.

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами

декоративно-прикладного

творчества

зависит

от

правильного

и

своевременного планирования работы детского творческого коллектива.

В плане предусматриваются все основные формы занятий – беседы с

показами лучших образцов народного искусства, практические работы по

составлению эскизов, посещение выставок, подготовка и участие в выставке

по декоративно-прикладному творчеству.

При

планировании

и

проведении

занятий

добиваемся

единства

обучения

и

воспитания,

учитываем

знания

и

умения,

полученные

школьниками на уроках изобразительного искусства, технологии, черчения,

физики, математики и других предметов. Объекты труда определяются с

учетом

потребностей

и

интересов

обучающихся.

Намеченный

план

и

программа обсуждаются с учащимися. Многими своими изделиями ребята

украшают свои жилые комнаты и игровые , рекреации и кабинеты занятий по

интересам.

При выборе обрабатываемого материала всегда необходимо учитывать

возраст

детей.

Учебные

занятия

по

резьбе

начального

периода

лучше

выполнять на липе или осине. Более твердые породы можно использовать для

старших

школьников.

Нужно

учитывать

отличительные

особенности

индивидуально-творческой

деятельности

на

занятиях,

так

как

у

каждого

ученика

свой

темп

работы,

свои

сроки

реализации

различных

этапов

выполнения одних и тех же заданий. Одни долго работают над рисунками,

другие

не

имеют

навыка

ручной

обработки

материалов,

у

третьих

сложности в процессе декорирования изделия. Поэтому, как правило, на

задания общего характера, даже выполняемые по образцу, у каждого уходит

разное

количество

времени.

Причем

это

различие

может

быть

довольно

значительным: пока одни доводят до конца первую работу, другие успешно

завершают

несколько

работ.

С

самого

начала

надо

приучать

детей

к

самостоятельной

работе.

После

работы

по

образцам

начинается

самостоятельная

работа

учащихся.

Они

используют

сюжеты

учебного

материала по литературе, истории, изобразительному искусству.

О д н а

и з

особенностей занятий резьбой по дереву состоит в том , что для выполнения

задания требуется длительное время. Эффективный методический прием –

подведение итогов одного занятия – совершенно необходим в тех случаях,

когда

дети

выполняют

длительное

задание

и

конечный

результат

будет

отсрочен.

В

этом

случае

они

видят

результаты

своего

труда

на

каждом

занятии, что является стимулом плодотворной дальнейшей работы и интереса

к деятельности.

В конце каждого года занятий устраивается итоговая выставка в школе,

участие в которой отмечается грамотами и призами. Умелая организация

выставок творческих работ учащихся является одной из эффективных форм

морального

поощрения,

стимулирования

творческой

деятельности

воспитанников

Занимаясь резьбой по дереву, обучающиеся решают конструкторско-

изобретательские

задачи,

учатся

планировать

свою

работу,

проводить

самоконтроль выполняемой работы через тестовые задания , учатся понимать

весь процесс создания изделий, который состоит из следующих операций:

- осмысления и эстетической интерпретации декоративного образа, эскизной

разработки изделия, подбора материала ,столярной подготовки заготовки,

переноса

рисунка

подготовки

инструмента,

выполнения

резьбы,

отделки

изделия (опиливание, шлифование, лакирование, чеканка, морение)

Перед

обучающимися

стоит

проблема

выбора

на

всех

выше

перечисленных

этапах:

разработка

замысла,

выбор

композиции,

выбор

формы,

выбор

материала,

вида

резьбы,

отделки.

Это

способствует

стимулированию их умственной деятельности, активизации их мышления и

развитию творчества.

При отборе материала происходит активное формирование у детей

зрительного

образа,

который

они

впоследствии

воплощают

в

данном

материале, но этому предшествует работа над проектом будущего изделия с

учетом

композиционных,

методических

и

технологических

особенностей,

которые свойственны творческому процессу создания декоративного образа и

воплощения замысла в материале. Соблюдение этих особенностей позволяет

учащимся в конечном итоге гордиться результатами своего труда.

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над

тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные

многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал

открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь

становления творческих способностей. В отличие от учебной деятельности

творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, она

способствует

проявлению

у

ребенка

самодеятельности,

самореализации,

воплощение его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью

развить способности ребенка.

И наша

задача – помочь встать

каждому

ребенку на путь его творческого развития.

Список литературы

1.

Алексеев,

В.Е.

Активизация

работы

по

развитию

технического

творчества

учащихся

[Текст]:

учебно-методическое

пособие.-

М.:

Высшая школа, 2002.- 87с.

2.

Боровых,

В.П.

Технология.

7-11классы:

практико-ориентированные

проекты-Волгоград: Учитель,2009.-134 с.: ил

3.

Гафурова,

Н.В.

О

педагогических

основаниях

формирования

готовности

учащегося

к

профессиональному

самоопределению

[Текст] / Н.В. Гафурова // Профильная школа.- 2005.

4.

Гришин

В.И.

Вырезаем,

выпиливаем,

вытачиваем

из

дерева.-

М.:

Мартин,2007.-112с., илл.

5.

Дементьев, С. В. Резьба по дереву [Текст] – М.: МСП, 2000.-87с.

6.

Логачева, Л.А. Основы мастерства резчика по дереву [Текст] – М.:

Народное творчество, 2005.-135с.

7.

Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст]

– М.: Просвещение, 2006.-101с.

8.

Ополовников, А.В., Ополовникова, Е.А. Дерево и гармония [Текст] –

М.: Истоки, 2007.-265с.

9.

Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси [Текст] – М.: Наука, 2005.-153с.

10. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст]

– М.:

Просвещение, 2001 - 223с.

11. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву

[Текст] – М., Гуманитарный издательский центр, 2006-298с.

Приложение

Образцы проектных работ воспитанников по теме «Резьба по дереву»

Разделочная доска

Подставка для

цветов

салфетница

кошечка

сухарница



В раздел образования