Автор: Бочарова Евгения Евгеньевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦДиПОВ Восточного округа"
Населённый пункт: г. Отрадный, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема взаимодействия дошкольников и взрослых в современных условиях
Раздел: дошкольное образование
Проблема взаимодействия дошкольников и взрослых в современных
условиях
С 2012 года в системе образования произошли значительные измене-
ния. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-
ской Федерации» впервые выделяет дошкольное образование как самостоя-
тельный уровень. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее ФГОС) предъявляет определенные требова-
ния к организации взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослы-
ми.
Как правило, термин «взаимодействие» тесно связывается с термином
«общение», а иногда и отождествляется с ним. Там, М.И.Лисина определяет
общение как «взаимодействие двух или более людей, направленное на согла-
сование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и дости-
жения общего результата». А.А.Бодалев полагает, что общение – это взаимо-
действие, при котором люди «вступают в те или иные взаимоотношения». Ряд
ученых рассматривает общение как коммуникацию и как взаимодействие.
Взаимодействие, как полагают А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, -
это непосредственное или опосредованное воздействие субъектов друг на
друга, который порождает их взаимосвязь. В социальной психологии взаимо-
действие рассматривается как интерактивная сторона общения, которая вклю-
чает в себя компоненты общения, связанные с совместной деятельностью лю-
дей. Подобные трактовки взаимодействия и общения позволяют раскрыть
связь данных понятий, не отождествляя их.
ФГОС дошкольного образования предъявляет следующие требования к
взаимодействию детей дошкольного возраста со взрослыми:
личностноориентированный и гуманистический характер взаимо-
действия дошкольников и взрослых;
ориентация на интересы и возможности каждого ребенка, учет
социальной ситуации его развития;
поддержка детской инициативы и т.д.
Ниже
представлена
сравнительная
характеристика
традиционной
(учебно-дисциплинарной) и личностноориентированной модели взаимодей-
ствия дошкольников со взрослыми.
Учебно-дисциплинарная модель
Личностноориентированная модель
Детство – это этап подготовки к будущей
жизни. Основная функция учреждения до-
школьного образования – подготовка ребён-
ка к школе
Детство ценно «само по себе». Основная функ-
ция учреждения дошкольного образования –
охрана жизни и здоровья ребёнка
Приоритетом дошкольного образования яв-
ляется образовательная программа. Основ-
ная задача педагогических работников – реа-
лизовать образовательную программу
Приоритетом дошкольного образования являет-
ся взаимодействие педагогических работников с
детьми. Основная задача – содействовать макси-
мальному раскрытию и самораскрытию потен-
циальных возможностей развития личности
Ребёнок рассматривается как объект прило-
жения сил воспитательной системы. Актив-
ность детей подавляется в угоду внешнему
порядку и формальной дисциплине
Ребёнок – главное действующее лицо образова-
тельного процесса, субъект деятельности, кото-
рого характеризуют избирательность, актив-
ность, инициативность, ответственность
Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг
взрослого «Делай, как я!»
Ребёнок
рассматривается
как
равноправный
партнёр. Взрослый исходит из интересов ребён-
ка и перспектив его дальнейшего развития
Воспитание – это исправление поведения
или предупреждение возможных отклонений
от правил посредством ограничений
Воспитание – это приобщение ребёнка к миру
человеческих ценностей. Поощрение желатель-
ного поведения ребенка и игнорирование неже-
лательного
Приоритетные способы общения: наставле-
ния, нотации, ограничения, наказания.
ССпособы общения предполагают умение стать
на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и
внимательно относиться к его чувствам и эмо-
циям.
Взрослый сам разрешает возникающие кон-
фликты между детьми
Взрослый побуждает детей самостоятельно раз-
решать конфликтные ситуации
Прямое обучение определённым програм-
мой знаниям, умениям и навыкам, что подра-
зумевает копию «школьной модели
фронтальных занятий». Приоритетные фор-
мы работы – фронтальные. Главная задача –
формирование у ребенка знаний, умений и
навыков
Переход от прямого обучения знаниям, умениям
и навыкам к формированию возможности при-
обретать их и использовать в жизни. Приори-
тетные формы работы – индивидуальные и под-
групповые. Ориентация на собственные откры-
тия ребёнка
Взрослый обучает всех детей установленной
сумме знаний, умениям и навыкам. Убежде-
ние: ребёнок обучается лучше и научится
большему под непосредственным руко-
водством взрослого. Усвоение опыта взрос-
лых – наиболее ценный способ развития
Взрослый способствует эффективному накопле-
нию каждым ребёнком собственного опыта.
Предполагается самостоятельное обучение ре-
бенка путем взаимодействия с окружающим
миром; самое ценное для гармоничного разви-
тия – приобретение собственного опыта
Взрослый определяет задания, форму рабо-
ты детей и демонстрирует им образец пра-
вильного выполнения задания
Взрослый предлагает детям на выбор различ-
ные задания и формы работы, поощряет их к
самостоятельному поиску решения этих зада-
ний
Взрослый старается заинтересовать детей в
том материале, который предлагает сам
Взрослый стремится выявить реальные интере-
сы детей и согласовать с ними подбор материа-
ла
Индивидуальный подход распространяется
на небольшую часть группы; от педагога
требуется умение выявить проблемы и недо-
статки в развитии и знание требований про-
граммы
Индивидуализация распространяется на каждо-
го ребёнка; от педагога ожидаются большая гиб-
кость и открытость новым идеям, способность к
импровизации, постоянному осмыслению
происходящего
Взрослый планирует и направляет детскую
деятельность по определённому руслу
Взрослый помогает детям самостоятельно спла-
нировать свою деятельность
Взрослый оценивает результаты работы де-
тей, подмечая и исправляя допущенные ими
ошибки
Взрослый стимулирует детей самостоятельно
оценивать результаты их работы и исправлять
допущенные ошибки
Основной способ проведения занятий – пря-
мое воздействие взрослого на ребёнка, во-
просно-ответная форма взаимодействия
Одним из наиболее эффективных путей обуче-
ния детей на занятиях является дидактическая
игра. Интеграция разных видов деятельности на
занятиях
Достижения ребёнка оцениваются исходя из
групповых стандартов (норм)
Достижения ребёнка сравниваются с ним самим
Овладение знаниями считается обязатель-
ным программным требованием и жёстко
контролируется. Часто игнорируются ин-
тересы ребёнка: главное – формирование
необходимых качеств
Игра в сочетании с необходимыми объяснения-
ми – прямым воздействием взрослого – образу-
ет своеобразный синтез игры и занятия
Используется дидактический материал, рас-
считанный на определённый объём знаний
«среднего» ребёнка
Используется дидактический материал, соответ-
ствующий уровню развития и способностям
каждого ребёнка
Стимулируется активность группы
Стимулируется активность каждого ребёнка с
учётом его возможностей и индивидуальных
склонностей
Взрослого не интересуют способы познания,
важны только результаты обучения
Взрослый помогает детям осознать способы по-
знания мира
Игра используется как приложение к дидак-
тическому процессу приобретения знаний,
определённых программными требованиями
Игра является основной формой организации
детской жизни, основывается на свободном со-
трудничестве взрослого с детьми и самих детей
друг с другом
Воспитатель обычно проводит с детьми игру
так же, как и занятие: определяет тему, отво-
дит каждому участнику место и даёт роль,
предписывает и регламентирует действия
Развивающие игры, свободные от навязанной
взрослыми «сверху» тематики и регламентации
действий
Несомненными
преимуществами
личностноориентированной
модели
воспитания являются уважение к личности каждого ребенка, учёт его интере-
сов,
возможностей
и
наклонностей,
а
также
простор
для
поиска
новых
средств и методов обучения и воспитания.
Вместе с тем следует отметить, что в процессе работы с детьми нередко
проявляются
следующие
недостатки
модели
личностноориентированного
обучения:
требование игнорировать нежелательное поведение на практике
часто приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляет-
ся: ребенок не видит отрицательных последствий для себя и вос-
принимает недопустимый поступок как норму;
переоценка интересов и способностей детей приводит к сниже-
нию уровня знаний, к их отрывочности, бессистемности;
ребенок, привыкший к тому, что его интересы и желания учиты-
вались в детском саду, сталкивается с проблемами при адаптации
к школьным требованиям, которые на практике оказываются го-
раздо более консервативны;
педагоги часто бывают не готовы к использованию данной моде-
ли взаимодействия с воспитанниками.
Принцип ориентации на интересы и возможности каждого ребенка
может быть реализован путем индивидуального подбора дидактического ма-
териала, заданий разной степени сложности, а также организации детского
досуга. На наш взгляд, наиболее органично ориентация на индивидуальные
интересы происходит именно в досуговой деятельности, предполагающей за-
нятия тем, что нравится и интересно самому ребенку.
Поддержка детской инициативы. Целевые ориентиры дошкольного
образования определены ФГОС и предполагают умение ребенка проявлять
инициативу и самостоятельность в различной деятельности; способность вы-
брать себе занятие и участников для совместной деятельности; способность к
волевым усилиям и принятию собственных решений. Детская инициатива
может быть поддержана в следующих направлениях:
поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении;
поддержка спонтанной игры;
учет интересов ребенка.
Несмотря на ряд недостатков, с которыми связана реализация требова-
ний ФГОС дошкольного образования, в современной модели взаимодействия
дошкольников и взрослых есть положительные аспекты. Это ориентация на
раскрытие потенциала ребенка, индивидуализация образования, а также сти-
мулирование активности детей.
Литература
1.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.,1983.
2.
Лисина М.Е. Общение, личность и психика ребенка. Москва – Воро-
неж, 1997.
3.
Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Яро-
шевского. – М.: 1990.
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утвержде-
нии Федерального государственного образовательного стандарта до-
школьного образования». – «Российская газета», № 265, 25.11.2013.