Напоминание

Проблема взаимодействия дошкольников и взрослых в современных условиях


Автор: Бочарова Евгения Евгеньевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦДиПОВ Восточного округа"
Населённый пункт: г. Отрадный, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема взаимодействия дошкольников и взрослых в современных условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема взаимодействия дошкольников и взрослых в современных

условиях

С 2012 года в системе образования произошли значительные измене-

ния. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-

ской Федерации» впервые выделяет дошкольное образование как самостоя-

тельный уровень. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (далее ФГОС) предъявляет определенные требова-

ния к организации взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослы-

ми.

Как правило, термин «взаимодействие» тесно связывается с термином

«общение», а иногда и отождествляется с ним. Там, М.И.Лисина определяет

общение как «взаимодействие двух или более людей, направленное на согла-

сование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и дости-

жения общего результата». А.А.Бодалев полагает, что общение – это взаимо-

действие, при котором люди «вступают в те или иные взаимоотношения». Ряд

ученых рассматривает общение как коммуникацию и как взаимодействие.

Взаимодействие, как полагают А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, -

это непосредственное или опосредованное воздействие субъектов друг на

друга, который порождает их взаимосвязь. В социальной психологии взаимо-

действие рассматривается как интерактивная сторона общения, которая вклю-

чает в себя компоненты общения, связанные с совместной деятельностью лю-

дей. Подобные трактовки взаимодействия и общения позволяют раскрыть

связь данных понятий, не отождествляя их.

ФГОС дошкольного образования предъявляет следующие требования к

взаимодействию детей дошкольного возраста со взрослыми:

личностноориентированный и гуманистический характер взаимо-

действия дошкольников и взрослых;

ориентация на интересы и возможности каждого ребенка, учет

социальной ситуации его развития;

поддержка детской инициативы и т.д.

Ниже

представлена

сравнительная

характеристика

традиционной

(учебно-дисциплинарной) и личностноориентированной модели взаимодей-

ствия дошкольников со взрослыми.

Учебно-дисциплинарная модель

Личностноориентированная модель

Детство – это этап подготовки к будущей

жизни. Основная функция учреждения до-

школьного образования – подготовка ребён-

ка к школе

Детство ценно «само по себе». Основная функ-

ция учреждения дошкольного образования –

охрана жизни и здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования яв-

ляется образовательная программа. Основ-

ная задача педагогических работников – реа-

лизовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования являет-

ся взаимодействие педагогических работников с

детьми. Основная задача – содействовать макси-

мальному раскрытию и самораскрытию потен-

циальных возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект прило-

жения сил воспитательной системы. Актив-

ность детей подавляется в угоду внешнему

порядку и формальной дисциплине

Ребёнок – главное действующее лицо образова-

тельного процесса, субъект деятельности, кото-

рого характеризуют избирательность, актив-

ность, инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг

взрослого «Делай, как я!»

Ребёнок

рассматривается

как

равноправный

партнёр. Взрослый исходит из интересов ребён-

ка и перспектив его дальнейшего развития

Воспитание – это исправление поведения

или предупреждение возможных отклонений

от правил посредством ограничений

Воспитание – это приобщение ребёнка к миру

человеческих ценностей. Поощрение желатель-

ного поведения ребенка и игнорирование неже-

лательного

Приоритетные способы общения: наставле-

ния, нотации, ограничения, наказания.

ССпособы общения предполагают умение стать

на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и

внимательно относиться к его чувствам и эмо-

циям.

Взрослый сам разрешает возникающие кон-

фликты между детьми

Взрослый побуждает детей самостоятельно раз-

решать конфликтные ситуации

Прямое обучение определённым програм-

мой знаниям, умениям и навыкам, что подра-

зумевает копию «школьной модели

фронтальных занятий». Приоритетные фор-

мы работы – фронтальные. Главная задача –

формирование у ребенка знаний, умений и

навыков

Переход от прямого обучения знаниям, умениям

и навыкам к формированию возможности при-

обретать их и использовать в жизни. Приори-

тетные формы работы – индивидуальные и под-

групповые. Ориентация на собственные откры-

тия ребёнка

Взрослый обучает всех детей установленной

сумме знаний, умениям и навыкам. Убежде-

ние: ребёнок обучается лучше и научится

большему под непосредственным руко-

водством взрослого. Усвоение опыта взрос-

лых – наиболее ценный способ развития

Взрослый способствует эффективному накопле-

нию каждым ребёнком собственного опыта.

Предполагается самостоятельное обучение ре-

бенка путем взаимодействия с окружающим

миром; самое ценное для гармоничного разви-

тия – приобретение собственного опыта

Взрослый определяет задания, форму рабо-

ты детей и демонстрирует им образец пра-

вильного выполнения задания

Взрослый предлагает детям на выбор различ-

ные задания и формы работы, поощряет их к

самостоятельному поиску решения этих зада-

ний

Взрослый старается заинтересовать детей в

том материале, который предлагает сам

Взрослый стремится выявить реальные интере-

сы детей и согласовать с ними подбор материа-

ла

Индивидуальный подход распространяется

на небольшую часть группы; от педагога

требуется умение выявить проблемы и недо-

статки в развитии и знание требований про-

граммы

Индивидуализация распространяется на каждо-

го ребёнка; от педагога ожидаются большая гиб-

кость и открытость новым идеям, способность к

импровизации, постоянному осмыслению

происходящего

Взрослый планирует и направляет детскую

деятельность по определённому руслу

Взрослый помогает детям самостоятельно спла-

нировать свою деятельность

Взрослый оценивает результаты работы де-

тей, подмечая и исправляя допущенные ими

ошибки

Взрослый стимулирует детей самостоятельно

оценивать результаты их работы и исправлять

допущенные ошибки

Основной способ проведения занятий – пря-

мое воздействие взрослого на ребёнка, во-

просно-ответная форма взаимодействия

Одним из наиболее эффективных путей обуче-

ния детей на занятиях является дидактическая

игра. Интеграция разных видов деятельности на

занятиях

Достижения ребёнка оцениваются исходя из

групповых стандартов (норм)

Достижения ребёнка сравниваются с ним самим

Овладение знаниями считается обязатель-

ным программным требованием и жёстко

контролируется. Часто игнорируются ин-

тересы ребёнка: главное – формирование

необходимых качеств

Игра в сочетании с необходимыми объяснения-

ми – прямым воздействием взрослого – образу-

ет своеобразный синтез игры и занятия

Используется дидактический материал, рас-

считанный на определённый объём знаний

«среднего» ребёнка

Используется дидактический материал, соответ-

ствующий уровню развития и способностям

каждого ребёнка

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность каждого ребёнка с

учётом его возможностей и индивидуальных

склонностей

Взрослого не интересуют способы познания,

важны только результаты обучения

Взрослый помогает детям осознать способы по-

знания мира

Игра используется как приложение к дидак-

тическому процессу приобретения знаний,

определённых программными требованиями

Игра является основной формой организации

детской жизни, основывается на свободном со-

трудничестве взрослого с детьми и самих детей

друг с другом

Воспитатель обычно проводит с детьми игру

так же, как и занятие: определяет тему, отво-

дит каждому участнику место и даёт роль,

предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от навязанной

взрослыми «сверху» тематики и регламентации

действий

Несомненными

преимуществами

личностноориентированной

модели

воспитания являются уважение к личности каждого ребенка, учёт его интере-

сов,

возможностей

и

наклонностей,

а

также

простор

для

поиска

новых

средств и методов обучения и воспитания.

Вместе с тем следует отметить, что в процессе работы с детьми нередко

проявляются

следующие

недостатки

модели

личностноориентированного

обучения:

требование игнорировать нежелательное поведение на практике

часто приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляет-

ся: ребенок не видит отрицательных последствий для себя и вос-

принимает недопустимый поступок как норму;

переоценка интересов и способностей детей приводит к сниже-

нию уровня знаний, к их отрывочности, бессистемности;

ребенок, привыкший к тому, что его интересы и желания учиты-

вались в детском саду, сталкивается с проблемами при адаптации

к школьным требованиям, которые на практике оказываются го-

раздо более консервативны;

педагоги часто бывают не готовы к использованию данной моде-

ли взаимодействия с воспитанниками.

Принцип ориентации на интересы и возможности каждого ребенка

может быть реализован путем индивидуального подбора дидактического ма-

териала, заданий разной степени сложности, а также организации детского

досуга. На наш взгляд, наиболее органично ориентация на индивидуальные

интересы происходит именно в досуговой деятельности, предполагающей за-

нятия тем, что нравится и интересно самому ребенку.

Поддержка детской инициативы. Целевые ориентиры дошкольного

образования определены ФГОС и предполагают умение ребенка проявлять

инициативу и самостоятельность в различной деятельности; способность вы-

брать себе занятие и участников для совместной деятельности; способность к

волевым усилиям и принятию собственных решений. Детская инициатива

может быть поддержана в следующих направлениях:

поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении;

поддержка спонтанной игры;

учет интересов ребенка.

Несмотря на ряд недостатков, с которыми связана реализация требова-

ний ФГОС дошкольного образования, в современной модели взаимодействия

дошкольников и взрослых есть положительные аспекты. Это ориентация на

раскрытие потенциала ребенка, индивидуализация образования, а также сти-

мулирование активности детей.

Литература

1.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.,1983.

2.

Лисина М.Е. Общение, личность и психика ребенка. Москва – Воро-

неж, 1997.

3.

Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Яро-

шевского. – М.: 1990.

4.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утвержде-

нии Федерального государственного образовательного стандарта до-

школьного образования». – «Российская газета», № 265, 25.11.2013.



В раздел образования