Автор: Иголкина Ирина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Ларьянская школа–интернат"
Населённый пункт: Бокситогорск
Наименование материала: доклад
Тема: «Проектные технологии в работе воспитателя как средство развития личности школьника с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной среды школы – интерната».
Раздел: дополнительное образование
Уважаемые коллеги!
Позвольте
представить
Вашему
вниманию
доклад
на
тему:
«Проектные
технологии в работе воспитателя как средство развития личности школьника
с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной среды
школы - интерната».
В
современной
жизни
к
ребенку
поступает
много
разнообразной
информации
отовсюду!
Задача
педагогов
—
помочь
ребенку
научиться
находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых
знаний.
Использование
инновационных
педагогических
технологий
открывает новые возможности воспитания. Одной из наиболее эффективных
технологий в наши дни стала технология проектной деятельности.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в
мировой
педагогике.
Цель
данной
технологии
—
развитие
свободной
творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности
является
самостоятельная
деятельность
детей
–
исследовательская,
познавательная,
продуктивная,
в
процессе
которой
ребенок
познает
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом
проектом является любая деятельность, выполненная
от всего сердца, с
высокой
степенью
самостоятельности
группой
детей,
объединенных
в
данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только
подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать
жизнь в настоящем.
Положительные моменты технологии проектной деятельности:
*
изменение
позиции
воспитателя.
Из
носителя
готовых
знаний
он
превращается
в
организатора
познавательной,
исследовательской
деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в
группе;
*
знания,
приобретаемые
в
ходе
реализации
проекта,
становятся
достоянием личного детского опыта, т.е. знания нужны детям и поэтому
интересны;
* приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать
средства для ее достижения, оценивать последствия;
* развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать
чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими,
умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети
стремятся, не будет достигнута.
Таким
образом,
связь
социальной
жизни
в
группе
с
нравственным
воспитанием
и
интеллектуальным
развитием
обеспечивает
целостность
развития личности ребенка.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что
их
проект
будет
востребован.
Выбирая
тему
проекта
и
выполняя
его,
школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить
возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и
умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и
настойчивость.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.
Тематика проектов, предназначенных для внеурочной деятельности, может
быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются
при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и
творческие, прикладные.
Проект может быть индивидуальным, но обычно является результатом
совместных
действий.
При
работе
над
проектом
воспитатель
выполняет
следующие
функции:
помогает
ребятам
в
поиске
источников,
способных
помочь им в работе над проектом; сам является источником информации;
координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.
Технология
проектной
деятельности
предусматривает
определенную
последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
• в каких источниках можно найти информацию.
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4.Публичное представление продукта проектной деятельности.
5. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Цель работы над проектами в начальной школе.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
—
умение
вести
диалог,
координировать
свои
действия
с
действиями
партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
—
формирование
навыков
организации
рабочего
пространства
и
рационального использования рабочего времени;
—
формирование
умения
самостоятельно
и
совместно
планировать
деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование)
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной)
школе
ориентирована
на
психофизические
возможности
учащихся
с
недостатками
интеллекта
и,
в
качестве
приоритетной,
на
коллективную
деятельность.
Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ имеет
немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с
нарушением
интеллекта
научиться
общению
и
общаться.
Важным
положительным качеством метода является его активная форма, которая да
е
т
возможность
детям
проявить
сво
е
творчество,
фантазию,
возможность
реализовывать свои способности.
Метод
проектов
в
специальной
коррекционной
школе
имеет
свои
специфические
особенности,
которые
необходимо
учитывать
при
его
реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
Проектные
технологии
помогают
создать
условия
для
творческой
самореализации
учащихся,
способствует
развитию
познавательных
возможностей,
самостоятельности,
ответственности,
умений
планировать,
принимать решения, оценивать результаты. Воспитанники приобретают опыт
решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
На начало учебнлгл года реализован проект « Подарок ко дню пожилого
человека».
Цель нашего проекта:
- формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей
младшего школьного возраста по отношению к старшему поколению.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательные.
Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
Развивающие.
Развитие творческих способностей.
Воспитательные.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным
и
близкими,
пожилым
людям);
совершенствование
навыков
культуры
поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими
поступками.
В проекте участвовали учащиеся 4-б класса.
Актуальность
проекта: Отсутствие
тесного
контакта
детей
со
старшим
поколением
семьи
приводит
к
утрате
семейных
традиций,
разрываются
представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным
становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям
старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Аннотация. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей.
Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в
Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года.
Проект направлен на воспитание нравственно – патриотических чувств у
детей младшего школьного возраста по отношению к старшему поколению,
развитию творческих способностей.
По содержанию проект соответствует общим воспитательным задачам и
возрастным особенностям.
Проблема: Недостаточные знания о своей семье, о бабушках и дедушках.
Проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности;
осуществление деятельности; представление результатов.
1 этап. Провела беседу на тему «Я и моя семья». После занятия возникло
много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать
ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта
«Моя семья» определил интерес детей. Определение целей и задач проекта.
2 этап. Проведено несколько занятий с детьми: творческое рассказывание
детей
«Выходной
день
в
моей
семье»,
«Мои
близкие»,
Пословицы
и
поговорки
о
семье.
Групповая
работа,
организованная
на
этом
этапе,
позволила всем участникам проекта обсудить значимые для них вопросы.
3
этап.
Осуществление
деятельности.
Ребята
делали
поделки
для
своих
бабушек и дедушек.
4
этап.
На
этом
этапе
ребята
поздравляли
своих
бабушек
и
дедушек.
Оформили результаты с помощью рисунков, фотографий и устных рассказов.
Вывод:
семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо
знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них.
Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки
и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.
Итог проекта:
Уже
в
подготовительный
период
ребята
прониклись
пониманием
необходимости и значимости предстоящей деятельности, И в ходе подготовки
и
в
ходе
самого
мероприятия
учащиеся
проявили
собранность,
ответственность и дисциплинированность.
В подготовке мероприятия участвовали все учащиеся, что явилось важным
воспитательным моментом.
Использование проектной технологии дает возможность учащимся больше
работать самостоятельно во внеурочное время, развивать свои способности,
проявлять
лидерские
качества.
У
школьников
формируется
личная
ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с
данной технологией. Проект становится личностно значимым и уникальным
для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении
д е т е й
с
р а з н ы м и
в о з м о ж н о с т я м и
( п р и
и н д и в и д у а л ь н о м ,
дифференцированном
подходе
к
каждому).
Идеи
проектных
работ
могут
успешно находить не только воспитатели, но и сами дети, но справедливости
ради, надо отметить, что в коррекционной школе VIII вида большая часть
работы приходится на долю педагога.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников показывает, что ее
мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской,
нестойки,
ситуативны.
Многие
учащиеся
не
всегда
заинтересованы
в
обучении, оно у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает)
положительных эмоций.
Особенности организации проектной деятельности в специальной
(коррекционной) школе:
Воспитателю необходимо учитывать основные требования к подбору
объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными
являются следующие:
•
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
•
интерес школьников к проблеме;
•
практическая направленность и значимость проекта;
•
практическая осуществимость проекта;
•
существенными условиями проектной деятельности являются:
-
возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
-
соответствие
поставленной
задачи
индивидуальным
возможностям
учащихся;
-
наличие необходимых материально-технических средств;
-
обеспечение безопасных условий труда;