Автор: Мухина Лидия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1имени Героя Советского Союза И.В.Королькова
Населённый пункт: ЯНАО г.Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: "Школьный музей. Воспитание гражданственности и патриотизма."
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»
Школьный музей. Воспитание гражданственности и патриотизма.
Настоящим гражданином, стойким бойцом за высокие идеалы становится
только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством
человечности, – научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих
родителей»
(В. А.Сухомлинский).
Как красив, как дорог всем человек, в котором его радости и заботы живут вместе с
радостями и заботами Родины. ( Василий Песков)
Как же воспитать сегодня настоящего гражданина патриота, передать
эстафету патриотизма следующему поколению?
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам
своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая
Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и
остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города,
школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не
только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились…
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого
функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры,
дающей
прочную
духовную
опору
на
подлинные,
а
не
мнимые
жизненные
ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма
берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное
становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических,
культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих
предков.
1
Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь
подразумеваем, формирование у молодого поколения чувства любви к своей малой
родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток»
прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность
и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит воспитательной деятельности
школы и, в частности , музею истории школы.
Наш школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей
разных
учебных
возможностей:
от
интеллектуалов
до
школьников
с
особыми
образовательными потребностями. Формы работы в школьном музее различны:
это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и
оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой
Отечественной войны и ветеранах труда нашей школы и многое другое. Ученики
привлекаются
к
оформительской
и
поисковой
работе,
к
несложным
реставрационным работам,
к участию в мероприятиях школы, организатором
которых
является
музей
и
детское
объединение
«Поиск».
Это
позволяет
вырабатывать у ребят чувство сопричастности к большому полезному общему делу.
Школьники чувствуют свою необходимость малой родине, а значит и она им будет
нужна тоже.
Музей истории школы № 1 был создан коллективным трудом, в
результате совместной деятельности учителей, учеников и их родителей,
выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны. Профиль музея - историко
– краеведческий. Одно из направлений музея – изучение отдаленных результатов
деятельности школы. Наша школа имеет богатую и интересную историю и
хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и
теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о
ком рассказывать. Интересны судьбы выпускников, учителей и директоров, ведь
для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть
педагогического коллектива – учителя – выпускники нашей школы. Мы гордимся
своими выпускниками: ветеранами ВОВ, тружениками тыла, государственными
служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов…
2
Наша школа стала хранилищем памяти о людях, учившихся, работавших в
ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем
станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.
Сегодня в музее существует 7 основных экспозиций: страницы истории;
И.В.Корольков; они защищали нашу Родину; выпускники – ученые; школа сильна
не числом , а славою своих учеников;ими гордится наша школа; кому гордое имя
Учитель.
Экспозиции,
которые
в
полной
мере
могут
служить
в
качестве
учебного,
исследовательского и проектного материала для учителей, для учеников.
Особое место в школе занимает работа по формированию у обучающихся
патриотических чувств, гражданского самосознания и здорового образа жизни.
Деятельность музея осуществляется по четырем направлениям:научно-
исследовательское:научно-фондовое:экспозиционное:массово-просветительское.
Весь музейно-педагогического процесс адресован детской аудитории, имеет
ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе
активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов,
детей и родителей, а также других помощников и партнеров.
Музей решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс
достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Он служит хорошим мотивом
деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на
благо всех земляков.
Он является постоянным спутником учащихся весь период их обучения в
школе, а затем поддерживает связь с выпускниками, сохраняя связь поколений.
Возглавляет работу музея Совет, председателем которого избирается ученик
(ца), как правило, 10-11 класса . На заседаниях Совета музея решаются вопросы
подготовки к школьной и городской олимпиаде по краеведению, о проведении
разнообразных конкурсов, посвященных юбилею школьного музея, о работе с
фондом музея, о проведении вечера встречи юбилейных выпусков, разрабатывается
поисковое задание на учебный год. И в течение первого полугодия учебного года
классные коллективы под руководством классного руководителя осуществляют
3
сбор информации о выпускниках по годам (собранные материалы Совет класса
сдает в музей школы), а также приглашают на «Вечер встречи» выпускников,
которая проходит в феврале месяце.
Это мероприятие является важным для развития коллектива, для формирования
его общественной направленности. Такие мероприятия воздействуют как на
отдельных учащихся, так и на весь коллектив в целом. Прививают ученикам этику
труда, этику поведения, развивают у воспитанников гражданскую позицию и
патриотизм.
Музей школы № 1 считается одним из лучших школьных музеев на территории
округа, в 2014 году ему присвоен статус «Образовательный бренд Ямала».
Благодаря поддержке региона, в музее была обновлена материально-техническая
база (стенды, витрины). Положительно сказалось и то, что он имеет статус и
специальный паспорт музея, является структурным подразделением школы.
На современном этапе одной из форм работы школьного музея является
использование информационных технологий. Традиционные направления
деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская,
экспозиционная, пропагандистская – реализуются новыми средствами.
Это применение компьютерной техники для создания электронной базы данных
фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации,
формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции
аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.
Создаются электронные экспозиции, интерактивного экспозиционно-
выставочного пространства. Применяется офисная и компьютерная техники для
редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создаются
презентации для использования в учебной деятельности и демонстрации их в
рамках школьных мероприятий.
Информационные технологии привлекают учеников в музей, вызывают
интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны,
воспитывают у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших
современников, гордость за успехи и достижения земляков.
4
Деятельность музея истории школы №1 имени Героя Советского Союза И.В.
Королькова позволяет организовать работу в логике и духе федеральных
государственных образовательных стандартов. Музей стал уникальной точкой
преломления культуры и образования, позволяющий не потерять и сберечь то ценное,
что накапливалось в народной культуре веками, формируя у подрастающего поколения
осознанное отношение к Отечеству, к его прошлому, настоящему и будущему.
Музей - гордость школы. Здесь проходят уроки Мужества, классные часы,
встречи
с
ветеранами,
выпускниками
школы,
интересными
людьми,
уроки
литературы, истории, физики,
праздники, которые проводятся с участием ветеранов Великой Отечественной
войны, тружениками тыла.
Школьный музей, в соответствии с концепцией воспитательной работы школы
осуществляет многообразную деятельность, главным в которой является
воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к своей семье, школе, городу,
уважение к славной истории нашей страны.
5