Напоминание

"Школьный музей. Воспитание гражданственности и патриотизма."


Автор: Мухина Лидия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1имени Героя Советского Союза И.В.Королькова
Населённый пункт: ЯНАО г.Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: "Школьный музей. Воспитание гражданственности и патриотизма."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»

Школьный музей. Воспитание гражданственности и патриотизма.

Настоящим гражданином, стойким бойцом за высокие идеалы становится

только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством

человечности, – научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих

родителей»

(В. А.Сухомлинский).

Как красив, как дорог всем человек, в котором его радости и заботы живут вместе с

радостями и заботами Родины. ( Василий Песков)

Как же воспитать сегодня настоящего гражданина патриота, передать

эстафету патриотизма следующему поколению?

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам

своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая

Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и

остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города,

школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не

только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились…

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого

функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры,

дающей

прочную

духовную

опору

на

подлинные,

а

не

мнимые

жизненные

ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма

берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное

становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических,

культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих

предков.

1

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь

подразумеваем, формирование у молодого поколения чувства любви к своей малой

родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток»

прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность

и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит воспитательной деятельности

школы и, в частности , музею истории школы.

Наш школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей

разных

учебных

возможностей:

от

интеллектуалов

до

школьников

с

особыми

образовательными потребностями. Формы работы в школьном музее различны:

это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и

оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой

Отечественной войны и ветеранах труда нашей школы и многое другое. Ученики

привлекаются

к

оформительской

и

поисковой

работе,

к

несложным

реставрационным работам,

к участию в мероприятиях школы, организатором

которых

является

музей

и

детское

объединение

«Поиск».

Это

позволяет

вырабатывать у ребят чувство сопричастности к большому полезному общему делу.

Школьники чувствуют свою необходимость малой родине, а значит и она им будет

нужна тоже.

Музей истории школы № 1 был создан коллективным трудом, в

результате совместной деятельности учителей, учеников и их родителей,

выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны. Профиль музея - историко

– краеведческий. Одно из направлений музея – изучение отдаленных результатов

деятельности школы. Наша школа имеет богатую и интересную историю и

хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и

теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о

ком рассказывать. Интересны судьбы выпускников, учителей и директоров, ведь

для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть

педагогического коллектива – учителя – выпускники нашей школы. Мы гордимся

своими выпускниками: ветеранами ВОВ, тружениками тыла, государственными

служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов…

2

Наша школа стала хранилищем памяти о людях, учившихся, работавших в

ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем

станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.

Сегодня в музее существует 7 основных экспозиций: страницы истории;

И.В.Корольков; они защищали нашу Родину; выпускники – ученые; школа сильна

не числом , а славою своих учеников;ими гордится наша школа; кому гордое имя

Учитель.

Экспозиции,

которые

в

полной

мере

могут

служить

в

качестве

учебного,

исследовательского и проектного материала для учителей, для учеников.

Особое место в школе занимает работа по формированию у обучающихся

патриотических чувств, гражданского самосознания и здорового образа жизни.

Деятельность музея осуществляется по четырем направлениям:научно-

исследовательское:научно-фондовое:экспозиционное:массово-просветительское.

Весь музейно-педагогического процесс адресован детской аудитории, имеет

ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе

активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов,

детей и родителей, а также других помощников и партнеров.

Музей решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс

достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Он служит хорошим мотивом

деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на

благо всех земляков.

Он является постоянным спутником учащихся весь период их обучения в

школе, а затем поддерживает связь с выпускниками, сохраняя связь поколений.

Возглавляет работу музея Совет, председателем которого избирается ученик

(ца), как правило, 10-11 класса . На заседаниях Совета музея решаются вопросы

подготовки к школьной и городской олимпиаде по краеведению, о проведении

разнообразных конкурсов, посвященных юбилею школьного музея, о работе с

фондом музея, о проведении вечера встречи юбилейных выпусков, разрабатывается

поисковое задание на учебный год. И в течение первого полугодия учебного года

классные коллективы под руководством классного руководителя осуществляют

3

сбор информации о выпускниках по годам (собранные материалы Совет класса

сдает в музей школы), а также приглашают на «Вечер встречи» выпускников,

которая проходит в феврале месяце.

Это мероприятие является важным для развития коллектива, для формирования

его общественной направленности. Такие мероприятия воздействуют как на

отдельных учащихся, так и на весь коллектив в целом. Прививают ученикам этику

труда, этику поведения, развивают у воспитанников гражданскую позицию и

патриотизм.

Музей школы № 1 считается одним из лучших школьных музеев на территории

округа, в 2014 году ему присвоен статус «Образовательный бренд Ямала».

Благодаря поддержке региона, в музее была обновлена материально-техническая

база (стенды, витрины). Положительно сказалось и то, что он имеет статус и

специальный паспорт музея, является структурным подразделением школы.

На современном этапе одной из форм работы школьного музея является

использование информационных технологий. Традиционные направления

деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская,

экспозиционная, пропагандистская – реализуются новыми средствами.

Это применение компьютерной техники для создания электронной базы данных

фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации,

формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции

аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

Создаются электронные экспозиции, интерактивного экспозиционно-

выставочного пространства. Применяется офисная и компьютерная техники для

редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создаются

презентации для использования в учебной деятельности и демонстрации их в

рамках школьных мероприятий.

Информационные технологии привлекают учеников в музей, вызывают

интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны,

воспитывают у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших

современников, гордость за успехи и достижения земляков.

4

Деятельность музея истории школы №1 имени Героя Советского Союза И.В.

Королькова позволяет организовать работу в логике и духе федеральных

государственных образовательных стандартов. Музей стал уникальной точкой

преломления культуры и образования, позволяющий не потерять и сберечь то ценное,

что накапливалось в народной культуре веками, формируя у подрастающего поколения

осознанное отношение к Отечеству, к его прошлому, настоящему и будущему.

Музей - гордость школы. Здесь проходят уроки Мужества, классные часы,

встречи

с

ветеранами,

выпускниками

школы,

интересными

людьми,

уроки

литературы, истории, физики,

праздники, которые проводятся с участием ветеранов Великой Отечественной

войны, тружениками тыла.

Школьный музей, в соответствии с концепцией воспитательной работы школы

осуществляет многообразную деятельность, главным в которой является

воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к своей семье, школе, городу,

уважение к славной истории нашей страны.

5



В раздел образования