Автор: Гадиляева Нурзиля Шаймардановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок окружающего мира "Ежели вы вежливы"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Урок окружающего мира в 3в классе
«Ежели вы вежливы…»
Провела учитель начальных классов
Гадиляева Нурзиля Шаймардановна
г. Кумертау
1.
Организационные моменты урока.
Прекрасно все на небе
Прекрасно на земле
Прекрасно все вокруг
Прекрасно все во мне.
Сегодня 22 апреля – Международный день Земли.
- Когда образовалась земля? (около 4,6 миллиардов лет назад)
Мы должны беречь свою планету.
Есть прекрасная планета
И зовут её Земля.
И живет на той планете
Удивительный народ.
2.
Проверка домашнего задания.
И на этой Земле есть люди разных профессий…
-Какие профессии вы знаете?
(ответы детей)
-Выслушиваются сообщения о профессии родителей.
Но чтобы овладеть той профессией, какая тебе нравится, надо хорошо учиться.
Ведь если хорошо не учиться вот, что может получиться: взяла бы неуч строить
дом – стена бы развалилась, решил бы портным – людей насмешил: рукав на
спине, воротник на животе.
Школа – начало любой профессии.
В нашем классе 29 учащихся: из них 5 отличников, 18 хорошистов. Мы все
стараемся хорошо учиться.
- Можно ли назвать самую главную профессию?
(Нет. Все профессии нужны, все профессии важны.)
- Давайте я некоторым детям раздам задания, а мы все поговорим о профессиях.
1-я карточка.
-В сельском хозяйстве заняты люди следующих профессий:….
- Моя мама работает: …..
- Её работа связана с ……..
2-я карточка.
- В строительстве заняты люди следующих профессий…..
- Когда я вырасту, я хочу стать…..
- Моя работа будет связана с……
3-я карточка.
- В транспорте заняты люди следующих профессий…..
- Мой папа работает….
- Его работа связана
А в этот момент с другими детьми:
Давайте, перечислим профессии по отраслям экономики:
Промышленность: (сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик, слесарь)
Сельское хозяйство: (доярка, агроном, полевод, зоотехник, комбайнер, пчеловод)
Транспорт: (водитель, шофер, кассир, контролер)
Строительство: (каменщик, моляр, сварщик, плиточник)
Торговля: (продавец, кассир)
Игра «Доскажи словечко».
Трактор водит…….(тракторист)
Электричку………..(машинист)
Стены выкрасил …..(маляр)
Доску выстругал…..(столяр)
В доме свет провел…(монтер)
В шахте трудится……(шахтер)
В жаркой кузнеце…….(кузнец)
Кто все знает молодец!
- Назови пословицы о труде:
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда,
2. Без работы и репы не вырастишь,
3. Не спеши языком, торопись делом.
- Загадки о профессиях – кроссворд.
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны
Так кто же мы? (пожарники)
Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров – разрешит погулять. (доктор)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (маляр)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он …. (артист)
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель)
Работа в рабочей тетради с.41 № 56
Итак, все чем мы пользуемся в нашей повседневной жизни связано трудом многих
людей. Люди разных профессий трудятся, чтобы обеспечить все необходимое для
жизни.
3.
Новая тема.
Объяснение нового материала.
Да профессии все важны, но я хочу сказать каждый человек еще должен быть
приветливым, внимательным, уметь общаться, то есть знать правила культурного
поведения – этикет.
Открой учебник с.140, давай прочитаем, что такое этикет.
Вот некоторые пословицы об этом:
-Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
-Хочешь иметь друзей – будь вежлив.
Вы сейчас послушайте частушки и подумайте: а вы так не поступаете, как эти
дети?
Тетя Сима попросила
Витю слазить на чердак.
-Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В подъезд входят три юнната,
Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать,
-Я бы мама, убрала,
Только я еще мала.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
-Скажите, а какие волшебные слова вы знаете?
-Почему называются волшебными? (эти слова делают нашу речь приятнее, более
теплой, доброжелательной).
-В каких случаях мы используем их?
-до свидания, пока, счастливого пути (прощание)
-Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие)
-извините, простите, я виноват (извинение)
-спасибо, благодарю (благодарность)
-будьте добры, пожалуйста (просьба).
Класс поделен на 3 группы.
Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова
(раздаются рисунки).
Выслушивание детей.
-Правило поведения много, но есть правило: Поступай с другими так, как тебе
хотелось бы, чтобы они поступали с тобой.
Физминутка – релаксация
-Чтение учителем ситуации (Книга «Этические беседы с младшими
школьниками», с.147)
Откройте учебники с.140-141
Рассматривание и обслуживание ситуаций на рисунке. Раздача детям рисунки.
У каждого человека есть такой день, который он считает самым главном в своей
жизни – это день рождение.
-Откройте с.156 учебника, прочитайте «как вести себя в гостях».
-А теперь откройте с.143 – ответим на вопросы
-А как вести себя за столом?
Стихотворение А. Барто «Несли мы облако…»
Несли мы облако с собой:
Букет сирени голубой…
Взглянула Надя на сирень:
Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть,
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
Ну Наденька,
Ну, скромница!
Мы не могли опомниться!
Что вам не понравилось?
-И еще важный момент один – умеете ли вы разговаривать по телефону?
Сценка с детьми (с игрушечным телефоном)
-Алло, это кто?
-Я, а ты кто?
-эй, Серег, ты?
-Ну…
-Илья звонит: Мишу!
-Что Мишу!
-Дай.
-Как дать?
-Ну, позови!
-А-а-а.
-Миша мы едем.
-Ага, ладно, давай.
-Вы, что-нибудь поняли ребята? Вывешиваются правила (на доске)
Работа в рабочих тетрадях с.51 № 69
4.
Физминутка.
5.
Итог урока. Оценивание.
-Вы все хорошо поработали. Домашнее задание на доске, ответить дома на
вопросы.