Автор: Ашихмина Анна Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №131"
Населённый пункт: Город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные занятия в детском саду и в подготовительном классе ДМШ, как часть комплекса непрерывного музыкального образования."
Раздел: дополнительное образование
Музыкальные занятия в детском саду и в подготовительном классе
ДМШ, как часть комплекса непрерывного музыкального образования.
В жизни ребенка очень важен момент поступления в музыкальную
школу.
Этот
момент
является
переломным,
он
связан
с
изменением
привычного распорядка дня, новыми отношениями с окружающими, когда
центральное место в жизни занимает учебная деятельность в двух школах
одновременно. Очень важно начинать подготавливать ребенка к этому виду
деятельности заранее, еще в детском саду. Занятия музыкой и ритмикой
проводятся
в
детском
саду
во
всех
группах
–
от
младшей
до
подготовительной.
Основная
задача
педагога,
ведущего
эти
занятия
–
накопление
эмоционального
багажа
для
дальнейшего развития
ребенка,
развитие
его
музыкальности
и
чувства
ритма
и
стимулирование
начала
формирования творческих способностей, развития индивидуальных качеств.
Мой опыт работы в дошкольном учереждении состоял в проведении
музыкально-ритмических занятий с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет. Занятия
велись
по
программам:
Елены
Попляновой
«Давай
Земля
покружимся»;
Екатерины Железновой «Музыка с мамой»; Ирины Новоскольцевой и Ирины
Каплуновой «Ладушки». Также использовалась музыка из мультфильмов.
(«Чунга-Чанга»,
«Песенка
мамонтенка»,
«Паровозик
из
Ромашкова»,
«Ужасно интересно», «Два веселых гуся»).
Дети маршировали, разучивали элементарные танцевальные движения
под
музыкальное
сопровождение,
запоминали
на
слух
и
воспроизводили
мелодические
обороты
(приветствие,
представление),
пели
песни,
участвовали в их театрализации. Например: упражнение «Четверо лягушат».
Сидим в воде, показываем лапки, летит мошка, ловим ее, ныряем в озеро.
Все эти формы работы способствовали воспитанию самостоятельности,
развитию музыкальности, чувства ритма, координации и пластики.
В
подготовительном
классе
музыкальной
школы
происходит
продолжение этого процесса, но на новом уровне. Накопление информации
продолжается, но уже в сопровождении теоретического материала. Ученики
знакомятся с основными жанрами, ритмическими формулами, размерами,
интервалами
и
аккордами,
ладами.
Поскольку
возраст
детей
в
подготовительном классе – 5-6 лет, то большое значение по-прежнему имеют
игровые формы, ритмические картинки, рисование на уроках. Во время урока
педагог следит за тем, чтобы происходила смена деятельности.
На
этом
этапе
аудиальное
восприятие
музыки
начинает
согласовываться с визуальным. Происходит знакомство с нотным письмом.
Задача педагога в этот период - продолжить линию развития, идущую из
детского
садика,
и
подготовить
ученика
к
предпрофессиональному
музыкальному образованию.
На уроках «Слушания музыки» на основе музыкального материала,
дети знакомятся с основными музыкально-речевыми интонациями (жалоба,
приказ, просьба) (Г. В. Свиридов. «Ласковая просьба»; В. А. Моцарт. «Ария
Барбарины»,
Ф.
Шуберт.
«Лесной
царь».),
с
тембрами
различных
инструментов
(С.
С.
Прокофьев.
«Петя
и
волк»)
с
основными
видами
фактуры (А. Корелли. «Сарабанда, И. С. Бах «Токката и фуга ре минор», В. А.
Моцарт. Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»), учатся
определять лад по характеру звучания (Л. В. Бетховен. «Весело-грустно», Д.
Б. Кабалевский «Три подружки».). Так же мы проводили конкурс рисунков
после
прослушивания
некоторых
музыкальных
произведений,
устраивали
выставку.
На сольфеджио мы учимся нотному письму, (переписывание примеров,
запоминание порядка появления знаков), проводим игры: «Угадай мелодию»,
«Угадай звук». Так как «музыкальная лексика» у детей имеет пока маленький
объем,
приходится
многие
упражнения
заучивать
наизусть
с
тем,
чтобы
накопить
«словарный
запас»
для
дальнейшего
обучения.
Существует
достаточное
количество
пособий,
но
нами
используется
учебник
двух
составителей: Баева Н.Д., Зебряк Т.А.
Вывод:
Основная
задача
обучения
музыке
дошкольника
–
о б ще э с т е т и ч е с ко е
р а зв и т и е ,
кото р о е
зат е м
п р од олжа е т с я
в
общеобразовательной школе, и может служить базой для начала занятий в
музыкальной школе.
Основная
задача
обучения
в
подготовительном
классе,
помимо
общеэстетического
развития,
состоит
в
более
глубоком
погружении
в
т е х н о л о г и ч е с к у ю
с т о р о н у
д л я
о б л е г ч е н и я
п е р е х о д а
к
предпрофессиональному образованию.
Этапы обучения на каждом уровне связаны между собой и являются
частью системы непрерывного эстетического образования.
Используемая литература:
1.
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001.
2.
Осеннева М. Теория и методика музыкального образования. Учебник. – М.:
Академия 2012
3.
Безбородова
Л.
Теория
и
методика
музыкального
образования.
Учебное
пособие. – М.: Флинта 2014