Авторы: Джамалудинов Магомедсайгид Омарасхабович, Международная Исламская Миссия
Должность: преподаватель гуманитарного цикла дисциплин
Учебное заведение: ПО АНО "Энергетический колледж"
Населённый пункт: г. Каспийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Практическое руководство по организации и проведению симуляционной игры"
Раздел: дополнительное образование
ЦРО «Международная исламская миссия»
Практическое руководство
по организации и проведению
симуляционной игры
Автор: Джамалудинов М.О.
Каспийск, 2018
Практическое руководство по организации и проведению
симуляционной игры. Джамалудинов М.О.
Методическое пособие. - Каспийск, 2018. 31 с.
Методическое пособие посвящено разработке и проведению
симуляционной игры - инновационной тренерской технологии,
позволяющей смоделировать тот или иной сегмент реальности с
тем, чтобы дать участникам тренинга возможность взять на себя
определенную роль в рамках заданного сценария и постараться
решить ту или иную проблему интерактивно.
Методическое пособие предназначено для широкого круга
читателей: специалистов в области неформального образования,
студентов, аспирантов, преподавателей и психологов.
Введение
2 / 31
Это
практическое
руководство
по
организации
и
проведению
симуляционной игры разработана в рамках проекта «Охотники за
стереотипами», который был реализован в Городе Каспийск с 15 мая
по 15 ноября 2018 года.
Проект был разработан, организован и
реализован следующими организациями:
При
финансовой
поддержке: ЦРО
«Международная
исламская
миссия»
Предисловие
3 / 31
Дорогой друг!
У
тебя
в
руках
Пособие
по
разработке
и
проведению
симуляционных игр. Это пособие – результат коллективной работы
участников и организаторов проекта «Охотники за стереотипами».
Что
же
такое
симуляционная
игра?
Прежде
всего,
это
и н н о в а ц и о н н а я
т р е н е р с к а я
т е х н о л о г и я ,
п о з в о л я ю щ а я
смоделировать тот или иной сегмент реальности с тем, чтобы дать
участникам тренинга возможность взять на себя определенную роль
в рамках заданного сценария и постараться решить ту или иную
проблему интерактивно и, что самое главное – почти вживую. Игра
дает
возможность
развивать
лидерские
качества,
навыки
коммуникации, работы в команде, всестороннего анализа ситуации
и
управления
ресурсами.
И
кроме
того,
игра
дает
толчок
последующим
размышлениям
о
проблемах
или
конфликтах,
с
которыми участники столкнулись в ходе игры. Все это делает метод
симуляционных
игр
не
только
эффективным
тренерским
инструментом,
но
и
неформальным
средством
саморазвития
личности.
Это
пособие
может
быть
использовано
для
моделирования
различных
конфликтных
ситуаций,
с
которыми
каждый
из
нас
сталкивается
в
своей
жизни
не
один
раз.
Через
организацию
и
проведение
симуляционной
игры
можно
дать
ее
участникам
возможность подумать, поработать и найти наиболее приемлемый
способ разрешения конфликта. Автор пособия надеются, что оно
станет хорошим помощником для тренеров, работающих в области
обучения
бесконфликтной
коммуникации
и
гражданского
образования.
4 / 31
1. Введение в симуляционные игры
Симуляционные игры представляют собой новую перспективную
обучающую
и
тренировочную
стратегию.
Целью
данного
руководства
является
стимулирование
творческого
мышления
и
обеспечение
хорошей
подготовки
и
практики
внедрения
симуляционных
игр.
Это
руководство
рассматривает
базовые
знания
о
методологии
симуляционных
игр
и
их
пользе
для
различных процессов обучения.
Пособие предлагает обзор различных заданий, которые следует
выполнить с целью правильной реализации симуляционной игры.
Руководство
направляет
организатора
на
протяжении
всего
хода
развития, от самого начала, когда начинается планирование, вплоть
до итоговой оценки.
Автор надеются, что каждый педагог, организатор и/или тренер,
желающий использовать методологию симуляционных игр, найдет
это руководство полезным. Это руководство в первую очередь для:
❖
Лиц,
разрабатывающих
новые
методы
т р енир овки,
преподавания и обучения;
❖
Лиц,
помогающих
другим
людям
и
группам
в
развитии
их
знаний и навыков в симуляционных играх;
❖
Учреждений, увеличивающих дисциплинарные знания/опыт/
практики.
1.1.
Что такое симуляционные игры?
5 / 31
Симуляция
–
это
проработанный
метод
тренировки,
пародирования
ситуации
из
реальной
жизни
и
воспроизведения
потенциального развития событий после определенного действия.
Она использует игры, ролевые игры, тематические исследования и
социально-драматические
обстоятельства,
чтобы
симулировать
определенные
жизненные
ситуации.
В
большинстве
случаев
симуляционные
игры
используются
для
тренировки
у
игроков
навыков
принятия
решений
путем
формирования
модели
реальности,
которая
позволяет
игрокам
создавать
определенную
динамику,
привлекающую
их
интерес
посредством
конфликта,
стимула для достижения успеха и подсчёта очков.
“Сравнительная открытая политическая, социальная или
экономическая проблемная ситуация, являющаяся учебно-
дидактической, упрощена и требует любого способа
решения”.
Симуляционные
игры
предоставляют
возможности
для
проверки коммуникационных и организационных умений человека
в свободной от риска среде и развития навыков принятия решений,
при
этом
устанавливая
определенные
цели.
В
более
широком
смысле
симуляционные
игры
позволяют
разрабатывать,
реализовывать и оптимизировать политику действий и подходов.
Инструменты симулирования позволяют участникам пройти через
сотрудничество и командную работу без дорогостоящих ошибок и
получить плодотворные выводы.
Симуляция следует убеждению,
что «учишься на практическом опыте».
“Дидактический метод/деятельность, в ходе которой
многие участники делятся на разные группы и
взаимодействуют в рамках полученных ими ролей и
различных сцен”.
В симуляционной игре от отдельных действующих лиц или
групп
требуется,
чтобы
они
«вжились»
в
определенные
роли
и
взаимодействовали друг с другом в пределах заданной структуры.
От
игроков
обычно
требуется,
чтобы
они
решали
насущные
проблемы,
такие,
как
принятие
мер
или
принятие
решений
на
начальном этапе симулирования. Как правило, условия (сценарий)
симуляционных
игр
включают
конфликтоопасные
отношения
между
различными
действующими
лицами
и
группами
и/или
тематический конфликт.
6 / 31
В
зависимости
от
общей
цели
и
целевой
группы,
основным
направлением
может
быть
процесс
принятия
решений,
политические события, анализ совокупности действующих лиц или
поведенческая и конфликтная динамика. Соответствующий формат
варьируется
от
простых
симуляций
ведения
переговоров
или
конференций, до сложных симуляций, с более чем 40 действующих
лицами, длящихся несколько дней.
1.2.Зачем нужно использовать симуляционные игры?
Метод симуляционных игр – очень перспективный механизм
достижения
различных
учебных
целей
одновременно.
Метод
симуляционных
игр
особенно
полезен
благодаря
следующим
характеристикам:
Экспериментирование
В общем, во всех симуляционных играх применяются одни и те
же правила: вы создаете ситуации, в которых участники не только
узнают
об
обстоятельствах
и
обсуждают
различные
действия
и
реакции, но также вынуждены применять свои навыки принятия
решений, и где они находятся под влиянием решений других людей.
В
целом,
есть
возможность
экспериментировать
с
социальными
формами поведения и конфликтными действиями в строгих рамках
симуляционной обстановки.
Изучение
Знания,
приобретенные
с
помощью
метода
симуляционных
игр,
не
только
лишь
следствие
простой
когнитивной
обработки
внешних
стимулов,
но
также
следствие
опыта,
полученного
в
результате пребывания в роли активного участника в группе людей.
Таким
образом,
ключевым
элементом
является
изучение
аутентичных
и
совокупных
описаний
проблемы.
Симуляционная
игра к тому же поддерживает самоорганизующуюся и практико-
ориентированную культуру получения знаний.
Изменение перспектив
Центральным
элементом
симуляционной
игры
является
смещение
ролей.
Принимая
на
себя
роль
в
конфликте,
можно
сделать
мотивы,
ограничения
и
возможности
заинтересованных
сторон
более
понятными.
Становятся
видимыми
новые
7 / 31
перспективы,
а
методы
разрешения,
как
и
стратегии
ведения
переговоров, могут быть опробованы.
Сопереживание
Аспект
смещения
ролей
имеет
огромное
значение,
так
как
благодаря
нему
можно
практически
обучить
сопереживанию,
поставив
участника
на
место
другого
человека.
Таким
образом,
основное требование удовлетворяется за счет обретения понимания
собственного поведения и его влияния на других.
Самоанализ и навыки регулирования конфликтов
Симуляционные
игры
–
это,
несомненно,
богатый
опыт,
в
котором участники могут испытать и тренировать свои социальные
способности: Как мне работать и как вести себя в команде? Как я
справлюсь с пребыванием «в чужой шкуре»? Как мне реагировать
на
давление
извне?
Как
мне
убеждать
других?
Как
лично
мне
урегулировать конфликт?
Также в симуляционных играх развиваются различные навыки,
такие,
как
навык
ведения
переговоров,
стратегическое
планирование
и
способность
к
компромиссу.
В
частности,
этот
богатый личный опыт и обучение, которое происходит во время
участия в симуляционных играх, с его тематиками и результатами,
оставляет неизгладимое впечатление у участников.
1.3.Чему можно научиться, играя в симуляционные игры?
Метод
симуляционных
игр
способствует
откровенности
в
диалоге.
Симуляционные
игры
поддерживают
воспроизведение
преобладающих
социальных,
политических
и
экономических
конфликтов, а также осмысление и
понимание другой точки
зрения.
Кроме того, симуляционные игры подходят для тестирования
альтернативных методов разрешения и разработки эффективных
техник
решения
проблем.
Таким
образом,
с
помощью
метода
симуляционных игр мы можем создать основы для продуктивного
обмена мнениями, конструктивного разрешения конфликтов, и мы
можем обеспечить стимулы для установления мирного будущего.
8 / 31
Контакт, укрепление доверия и сотрудничество
В симуляционных играх участники могут дистанцироваться от
своего
собственного
положения
через
выполнение
роли
определенного
действующего
лица.
Таким
образом
они
преодолевают коммуникационные барьеры и налаживают лучший
контакт с «другой стороной». Совместная работа над стратегиями и
компромиссами
в
рамках
симуляционной
игры
может
быть
использована
в
качестве
инструмента
развития
доверия
в
отношениях. Благодаря этому процессу возникает прочная основа
для дальнейшего сотрудничества.
Лучшее понимание развития конфликта и действующих лиц
Социальные
и
политические
конфликты
характеризуются
принуждением к действию, неполным знанием всех конфликтных
элементов и интерактивными процессами. В симуляционных играх
эта динамика может быть пережита.
Готовность идти на компромисс и решение проблем
Готовность большей части населения к компромиссу является
необходимым
условием
для
успешных
многолетних
мирных
процессов.
В
симуляционных
играх CRISP
участники
учатся
разрабатывать
конструктивные
решения,
понимать
различные
точки зрения через ролевую игру и принимать другие точки зрения
путем переговоров.
Саморефлексия,
навыки
работы
с
конфликтами
и
личностное
развитие
Одна из особенностей Симуляционной игры – это получение
интенсивного
опыта,
благодаря
которому
участники
могут
испробовать из социальные навыки: Как я работаю и как себя веду,
будучи
в
команде?
Как
я
чувствую
себя
в
новой
роли?
Как
я
реагирую на давление? Как я убеждаю других? Как я справляюсь с
конфликтами? В частности, этот опыт позволяет получить личную
связь
в
конфликтных
ситуациях
и
делает
симуляционную
игру
привлекательной,
наряду
с
темами
и
запоминающимися
впечатлениями
и
результатами.
Именно
по
этой
причине
самоанализ – ключевой элемент в симуляционной игре.
В конце игры многие аспекты могут быть проанализированы
более детально. Это зависит от тренеров, какую задачу они ставили.
9 / 31
2. Проект: «Охотники за стереотипами»
2.1. Обзор программы
Северо-Кавказский
Федеральный
округ
РФ
–
это
регион,
который
можно
описать
как
лакмусовую
бумагу
всех
проблем
России в целом, имея в виду то, что, живя на Северном Кавказе,
можно
наблюдать
проблемы,
общие
для
всей
России,
но
в
преувеличенном виде.
И, конечно, первой мишенью становится
гражданское общество, особенно это видно в регрессе гражданской
активности у молодежи. Однако, много молодых людей решаются
рискнуть и попытаться воздействовать на свое окружение. Одним из
факторов, усложняющих этот процесс, является отсутствие у людей
доступа к наиболее эффективным методам и способам, а даже если
он есть, то немногие могут использовать их должным образом.
Так что лучшая поддержка, которая может быть обеспечена
молодежи – это дать ей возможность использовать лучшие техники
или
методы,
помогающие
достигнуть
лучших
результатов
с
должным пониманием процесса, и это именно то, что мы хотим
сделать.
Основной
элемент
метода
симуляционных
игр
–
изучение
сложные
проблемы.
В
рамках
реализованного
проекта
симуляционная
игра
исследовала
возможности
более
глубокого
гражданского
участия
на
уровне
местного
сообщества
на
Юге
России.
Основной
акцент
был
сделан
на
социальных
процессах
принятия решений, политических событиях, анализе совокупности
действующих лиц и поведенческой и конфликтной динамике.
2.2. Цели
Здесь метод симуляционных игр был использован в качестве
лаборатории,
в
которой
можно
сделать
выводы,
применимые
к
нашей реальности. Получив опыт участия в симуляционной игре,
участники
из
местных
администраций
поняли
возможность
легитимности принятия решений на локальном уровне и, кроме
того,
они
получили
стимул
думать
и
применять
конкретные
процедуры гражданского участия.
10 / 31
Симуляционные
игры
поддерживают
воспроизведение
преобладающих
социальных,
политических
и
экономических
конфликтов, а также осмысление и
понимание другой точки
зрения.
Кроме
того,
симуляционные
игры
подходят
для
тестирования
альтернативных
методов
разрешения
и
разработки
эффективных
техник
решения
проблем.
Совместная
работа
над
стратегиями
и
компромиссами
в
рамках
симуляционной
игры
может быть использована в качестве инструмента развития доверия
в отношениях. Благодаря этому процессу возникает прочная основа
для дальнейшего сотрудничества.
Конкретная и очень практическая цель состоит в активизации
местных
молодых
людей
и
создании
условий
для
их
участия
в
реальной социальной активности и процессах принятия решений.
Целями этого проекта были:
1) Создать практическую платформу для обучения методическим
навыкам и для практической реализации симуляционной игры
для 18 участников (передовые тренеры из Северо-Кавказского
региона и выпускники программы «Совместное гражданское
образование для молодежи»);
2)Создать
платформу
для
наращивания
потенциала
ключевых
действующих лиц/тренеров в регионе;
3)Создать
условия
для
умножения
опыта
в
проведении
симуляционных игр в пределах Северо-Кавказского региона;
4)Повысить
уровень
общественной
информированности
об
инновационных технологиях вовлечения молодежи.
2.3. Целевая группа(-ы)
Местные тренеры: Этот проект направлен на развитие потенциала
местных тренеров в области неформального образования из Северо-
Кавказского региона. У них у всех был сильный социо-политический
интерес, некоторый опыт в активном гражданском образовании и
организаторская
подготовка.
Тренеры
прошли
обучение
в
одной
конкретной симуляционной игре. Все местные тренеры были очень
заинтересованы в углублении их знаний в области неформального
образования
в
общем
и
расширили
свой
набор
методов
перспективным
методом
политического
и
гражданского
образования.
11 / 31
4. Реализация симуляционной игры
В следующих пунктах мы детально объясним различные шаги,
которые
должны
быть
предприняты
во
время
различных
фаз
(Подготовка,
Реализация
и
Оценка),
чтобы
успешно
провести
симуляционную игру.
4.1. Подготовка игры
Вводная часть «Симуляционная игра
как новый метод неформального образования»
Симуляционные
игры
–
это
упрощенная
модель
реальности,
акцентированная
на
определенном
аспекте
конфликта
с
элементами ролевых игр. Иными словами, симуляционные игры –
это другая альтернативная реальность.
Погрузившись в нее, вы
сможете влиять на политические и общественные процессы, что
позволит
вам
не
только
понять
конфликт
и
его
причины,
но
и
узнать, как СМИ оказывает влияние на все процессы и события,
происходящие вокруг нас. Проанализировать
всю информацию,
которая влияет на принятие решений, как простого человека, так и
высокопоставленного
чиновника.
Вы
сможете
проработать
возможные пути разрешения конфликтов.
Уникальность
заключается
в
том,
что
игра
воздействует
на
чувственно-эмоциональный канал восприятия. А как известно, это
самый эффективный способ изучения и запоминания чего-либо.
Эта технология носит обучающий и развивающий характер и
позволяет вам:
познакомиться с интересными людьми;
выразить свое мнение/поменять точку зрения;
усилить эмпатию;
разработать и протестировать идеи/стратегии;
выработать навыки ведения переговоров;
научиться эффективно взаимодействовать в команде;
открыть в себе новые качества и способности.
Подготовка игры
12 / 31
А) Договоренность с командой
время встреч команды
определение и разделение обязанностей (см. Приложение №1)
определение
пожеланий
и
потребностей
каждого
из
участников
ресурсы
знакомство с игрой
Б) Договоренность с партнерами
поддержка
помещение
транспорт
питание
распечатка
оборудование
канцтовары
В) Поиск участников
определение целевой группы
рассылка писем с формой анкеты
анализ анкетирования
распределение ролей
рассылка
писем
–
приглашений
с
профайлами,
сценарием,
датой и местом проведения, просьбой взять с собой атрибутику
для входа в роль
Г) Подготовка материала
проверка и корректировка материалов
покупка канцтоваров
распечатка материала/ламинирование (сценарий, профайлы,
бейджи, формы действий, печати игроков )
подготовка необходимых материалов на флипчартной бумаге
(описание ситуации, правила и процедуры, расписание)
подготовка декораций, в случае необходимости
поиск и подготовка оборудования (видео, фото, компьютер,
проектор, проекторная доска, флипчартная доска, микрофон,
чайники, термосы и т.д).
Д) Подготовка помещения
поиск соответствующего помещения
13 / 31
подготовка помещения для работы (столы, стулья, декорации,
комната СМИ, кофе-брейки, свет, материалы на флипчартной
бумаге, карты и т.д.)
Правила для организаторов:
1.1. Золотое правило: «Вмешиваться в игру надо настолько мало,
насколько
это
возможно,
и
настолько
много,
насколько
это
необходимо».
1.2. В составе команды организаторов должен быть дополнительный
человек в игре, который не будет нарушать игровую реальность и c
которым можно посоветоваться о правилах игры и как поступать в
той или иной ситуации .
1.3. Организаторы должны следить за временем по расписанию (это
может быть гонг, колокольчик).
1.4. Организаторы должны быть взаимодополняемы.
1.5. Все организаторы должны знать легенду, правила и процедуры
и проверить между собой знание этого.
1.6. Нотариус должен быть из числа организаторов
1.7.
Организаторы
должны
помогать
СМИ
делать
новости
(информационный материал) и строго следить за выполнением их
работы.
Программа выездной игры
14 / 31
- День 1-
1.Заезд участников, расселение – до 16:00 час
2.Знакомство (представление проекта, тренеров и расписания
мероприятия) с 16:00 до 16:25 час
1.Знакомство между участниками с 16:25 до 17:15 час
- игра на запоминание имен (тренеры тоже играют) (см.
Приложение №1)
- игры на выявление лидерских качеств и т.д. (Один тренер ведёт
игру, другие при этом распределяют роли)
4. Кофе-пауза с 17:15 до 17:45 час
5. Рассказ об игре, представление правил и процедур с 17:45 до
18:20 час
6. Раздача профайлов с 18:20 до 18:30 час
7. Свободное время с 18:30 до 19:00 час
8. Ужин с 19:00 до 20:00 час
9. В зависимости от вашей ситуации (участники знакомы друг с
другом или нет) вы даете им свободное время либо можете
провести энерджайзеры и игры на командообразование с 20:00 час
до отбоя.
- День 2 –
1. Завтрак с 8:00 до 9:00 час
2. Вход в роль с 9:00 до 9:30 час
3. Брифинг с 9:30 до 10:00 час
4. Начало игры. Раунд 1 с 10:00 до 11:30 час. Кофе-паузы во время
всей игры
5. Новости с 11:30 до 11:45 час
6. Раунд 2 с 11:45 до 13:15 час
7. Новости с 13:15 до 13:30 час
8. Обед с 13:30 до 14:30 час
9. Раунд 3 с 14:30 до 16:00 час
10. Новости с 16:00 до 16:15 час
11. Раунд 4 с 16:15 до 17:45 час
12. Новости с 17:45 до 18:00 час
13. Пресс-конференция с 18:00 до 18:30 час
14. Выход из роли с 18:30 до 19:00 час
17. Ужин с 19:00 до 20:00 час
18. Свободное время с 20:00 час. Возможно вечеринка и т.д.
- День 3 –
15 / 31
1. Завтрак с 8:00 до 9:00 час
2. Оценка игры с 9:00 до 10:00 час
3. Рефлексия с 10:00 до 11:30 час
4. Свободное время с 11:30 до 13:30час. Совместная прогулка по
местным достопримечательностям, фотосессия и т.д.
5. Обед с 13:30 до 14:30 час
6. Разъезд участников с 14:30 час
4.2. Оценка
Завершающий
этап
симуляционной
игры
включает
в
себя
несколько
пунктов:
рефлексию,
подведение
итогов,
оценку
и
прощание. В это время обсуждается, насколько были удовлетворены
первоначальные ожидания участников, что, по их мнению, они для
себя вынесли из игры, что понравилось, а что можно было сделать
лучше. Приносятся взаимные благодарности тренеров и участников,
заполняются бланки обратной связи.
После выхода из роли участники игры собираются в круг и
проводят рефлексию. На рефлексии участники отвечают на вопрос:
«Как вы себя чувствуете сейчас? Какие у вас впечатления? После
рефлексии проводят оценку.
Оценка
игры
состоит
из
двух
этапов.
На
первом
этапе
проводится
общая
оценка
игры.
На
втором
этапе
проводится
точечная
оценка,
направленная
на
выявление
качественных
и
количественных изменений участников игры.
Оценка
игры
может
проводиться
с
помощью
различных
инструментов. Для удобства в руководство включены разные формы
оценок:
письменные
и
устные.
Для
общей
оценки
игры
используются
визуализированные
методы,
представленные
в
приложениях
3,
4,
5.
Точечная
оценка
участников
проводится
с
помощью
упражнений
«Светофор»,
«Социометрия».
Также
для
оценки
симуляционной
игры
могут
быть
использованы
анкеты.
Тренер
выбирает,
какие
инструменты
он
будет
использовать,
в
зависимости от участников игры, времени и имеющихся ресурсов.
16 / 31
17 / 31
Приложение 1
Матрица ответственности
Что делать?
Кто ответственный?
Найти помещение
Договориться по транспорту
Организовать питание
Найти и подготовить техническое
оборудование
Закупить канцтовары
Отбор участников
Подготовить материалы (карта,
бейджи, схема игры, расписание,
правила и т.д.)
Подготовка помещения,
декорации.
Знакомство
Рассказ об игре
Распределение ролей
Вход в роль
Брифинг
Нотариус
Помощь и инструктаж СМИ
Выход из роли
Рефлексия
Оценка
Содержательный отчет
Фото
Видео
Финансовый отчет
Привести помещение в порядок
после игры
18 / 31
Приложение 2
Оценка 1.
Инструкция
Участникам раздаются стикеры двух цветов (синий и желтый).
Участники должны написать на синих стикерах - Что полезного
вынесли из игры и будут использовать на индивидуальном уровне
А на желтых стикерах - что им поможет в повседневной жизни и
общественной деятельности
Что вы узнали, что поможет в повседневной жизни и общественной
деятельности? (на флипчарте)
Что полезного вынесли из Как эти навыки могут быть
игры и будут использовать использованы вами, членами
на индивидуальном уровне гражданского общества, для
влияния на социальные
изменения
(синий цвет) (желтый цвет)
19 / 31
Поз на ва т е льный
э ф ф е кт
О
б
у
ч
а
ю
щ
и
й
э
ф
ф
е
к
т
Приложение 3
Оценка 2.
20 / 31
Приложение 4
Оценка 3.
Упражнение «Прицел»
Оценка насколько вы достигли своей цели и чувства
удовлетворения игрой
21 / 31
Приложение 5
Оценка 4
Упражнение «Светофор»
Инструкция: У вас на руках карточки трех цветов: зеленый, красный
и желтый. Если Ваш ответ на вопрос «Да», то покажите зеленую
карточку.
Если
вы
затрудняетесь
ответить
на
вопрос
или
Вы
испытываете замешательство, то покажите желтую карточку. «Нет»
- красная карточка.
Вопросы:
1.Вы себя чувствовали безопасно и комфортно во время игры?
Да/нет/не знаю/
2.Участие в игре расширили ваши знания о командной работе?
Да/нет/не знаю/
3.Оправдались ли ваши ожидания от игры?
Да/нет/не знаю/
4. Хотелось ли вам выйти из игры или уйти?
Да/нет/не знаю/
5.Повлияло ли участие в игре на ваше видения самого себя?
Да/нет/не знаю/
6. Удалось ли вам вжиться в свою роль?
Да/нет/не знаю/
7. Чувствовали ли вы давление со стороны участников во время
игры?
Да/нет/не знаю/
8.Повлияло
ли
участие
в
игре
на
ваше
представление
о
своих
возможностях и способностях?
Да/нет/не знаю/
9.Вам понравилась игра?
22 / 31
Да/нет/не знаю/
23 / 31
Приложение 6
Оценка 5
Упражнение «Социометрия»
Инструкция: На полу бумажным скотчем создайте шкалу от 1 до 10.
Участники
должны
оценить
свое
эмоциональное
состояние
по
предложенным вопросам по шкале от 1 до 10.
1.Сильно ли Вы устали?)))
2. Ожидали Вы, что так сильно устанете?))))
3. Повлияло ли участие в игре на ваше умение общаться, Если
да, то насколько?
4. П о в л и я л о
л и
у ч а с т и е
в
и г р е
н а
в а ш е
у м е н и е
договариваться/
насколько
(в
сложных
ситуациях,
при
решении проблем)
5. Повлияло
ли
участие в игре на ваше умение критиковать
конструктивно/ насколько?
6. Умение видеть человека в командной роли, использование
сильных сторон каждого?
7.Вы стали терпимее друг к другу?
8. Удовлетворены ли вы от участия в совместной деятельности?
9. Вам было сложно работать в большой команде?
10.
Повлияла ли игра на ваше умение эффективно разрешать
конфликты?
11.
Хотелось бы вам организовать симуляционную игру?
24 / 31
Приложение 7
Оценка 6
Вопросы для рефлексии
1.
Комфортно и безопасно ли вы себя чувствовали в ходе игры в
своих ролях?
2.
Ощутили ли вы какую-то аналогию с действительностью в ходе
игры?
3.
Расширили вы свои знания о СМИ и влиянии информации на
принятие решений в жизни?
4.
Оправдались ли ваши ожидания от игры?
5.
Хотелось ли вам выйти из игры и уйти?
6.
Удалось ли вам вжиться в свою роль?
7.
Чувствовали ли вы давление от участников игры в ее ходе?
8.
Понравилась ли вам игра?
9.
Есть ли вам что добавить?
10.
Хотите ли вы провести эту игру для другой аудитории?
По образовательной цели:
1.
Поняли ли вы в ходе игры насколько у вас развито
критическое мышление и вообще его плюсы?
25 / 31
2.
Узнали ли вы что-нибудь новое о том, как работает СМИ, какое
влияние оно оказывает на различные социальные сферы?
3.
Считаете ли вы, что СМИ это независимая структура?
4.
Насколько сильно вы ощущаете влияние СМИ на себя и свою
жизнь?
5.
Идеальное СМИ в Вашем понимании, какое оно?
6.
Какова роль СМИ в конфликтных ситуациях разного уровня?
26 / 31
Приложение 8
Карта эмоций
В течение игры, в определенное установленное время участники
будут отмечать на карте эмоций, которая будет висеть на стене, свое
эмоциональное состояние.
Основные эмоции:
1.
Интересно! (Красный)
2. Я устал (а) или болит голова. (Черный)
3. Я ничего не понимаю! (Желтый)
4. Хочу свалить, мне скучно, это не мое! (Коричневый)
5. Круто! (Зеленый)
Акторы
Время
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
12:00-13:00
13:00 14:00
14:00-15:00
15:00-16:00
16:00-17:00
27 / 31
Приложение 9
Форма Действия
Время:
Описание _________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
___________________
Подписи:
1. 2.
3. 4.
5. 6.
Нотариус_______
Анкета по оценке основных параметров работы в игре
(Вариант 1 – начало игры
)
28 / 31
Оцените себя по предложенным критериям:
1.Умение общаться
-3 -2 -1 0 1 2 3
2. Умение договариваться (в сложных ситуациях, при решении
проблем)
-3 -2 -1 0 1 2 3
3. Умение критиковать конструктивно
-3 -2 -1 0 1 2 3
4. Умение видеть человека в командной роли, использование
сильных сторон каждого (кого)
-3 -2 -1 0 1 2 3
5. Терпимость к другому
-3 -2 -1 0 1 2 3
Спасибо!
Вопрос 1 анкеты по оценке основных параметров работы в игре
(вариант
1
–
начало
игры)
позволяет
участникам
игры
произвести
оценку
развития
навыков
общения,
вопросы
2
–
4
развитие навыков конструктивного взаимодействия, вопрос 5 –
развитие
эмпатии.
Если
роли
предполагают
активное
взаимодействие
в
процессе
игры,
а
участники
не
хотят
взаимодействовать
из-за
личных
антипатий,
это
может
сказаться на процессе игры.
29 / 31
Анкета по оценке основных параметров работы в игре
Вариант 2 (окончание игры)
Оцените Вашу работу в группе после игры по предложенным
критериям:
1.Умение общаться
-3 -2 -1 0 1 2 3
2. Умение договариваться (в сложных ситуациях, при решении
проблем)
-3 -2 -1 0 1 2 3
3. Умение критиковать конструктивно
-3 -2 -1 0 1 2 3
4. Умение видеть человека в командной роли, использование
сильных сторон каждого
-3 -2 -1 0 1 2 3
5. Терпимость друг к другу
-3 -2 -1 0 1 2 3
6. Удовлетворенность от участия в совместной деятельности
-3 -2 -1 0 1 2 3
7.Теперь, когда игра окончена, с кем из участников игры вам
хотелось бы больше взаимодействовать в рабочей ситуации?
1.
________________________
2.
________________________
3.
________________________
30 / 31
8. Поведение кого из участников игры, по вашему мнению, на
данный момент ближе всего к конечной цели игры —
улучшению командной работы?
1.
_____________________
2.
_____________________
3.
_____________________
9. Хотелось бы вам организовать симуляционную игру? Да Нет
Спасибо!
1. Вопросы
анкеты
1–5
по
оценке
основных
параметров работы в игре (вариант 2 – окончание игры)
позволяет
выявить
динамику
личностных
изменений
каждого
члена
группы. Удовлетворенность
от
участия
в
совместной деятельности возникает чаще в случаях достижения
участниками
своих
целей
(6
вопрос).
Вопросы
7
–
выбор
эмоционального
лидера,
8
–
негласного
лидера
позволяют
игрокам
в
ходе
игры
анализировать
поведение
каждого
участника,
узнавать
друг
друга
глубже
и
выявлять
действительных лидеров.
31 / 31