Напоминание

полифоническое мышление в современной музыке


Авторы: Дмитриева Елена Владиславовна, Земелева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватели высшей категории
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им.М.П.Мусоргского
Населённый пункт: Красноярский край . г. Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: полифоническое мышление в современной музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Полифоническое мышление в современной музыке

(интегрированный урок фортепиано и сольфеджио)

Земелева Т.А.

Преподаватель высшей категории, фортепиано

Дмитриева Е.В.

Преподаватель высшей категории, теоретик, завуч

МБУДО ДШИ им. М.П. Мусоргского г. Железногорск,

Красноярского края

Проблема развития музыкального мышления - это одна из актуальных

тем

в

музыкальной

педагогике.

Понимание

психофизической

готовности

детей к восприятию информации, является важным для нахождения методов

решения

этой

проблемы.

Умение

использовать

на

уроках

практические

навыки

и

наработки,

независимо

от

интеллектуальных

и

музыкальных

способностей детей не менее важно для того, чтобы каждый ребенок (ученик)

почувствовал

удовлетворение

от

своей

работы,

от

творче ства

индивидуального или совместного.

Перед педагогом постоянно стоит задача: как, учитывая разный уровень

возможностей, природных данных учащихся, помочь им понять и освоить

сложный теоретический материал, не теряя интереса к занятиям музыкой?

Профессиональное обучение - это достаточно длинный путь, сопряженный с

приложением значительных усилий, усталостью. Для получения результата,

педагог

должен

постоянно

поддерживать

интерес

к

обучению,

совершенствоваться самому, искать новые формы работы с учащимися, быть

психологом, сценаристом, актером и т.д. Чем более творчески ведется работа,

тем дольше сохраняется сила и свежесть восприятия.

Подача

музыкального

материала

в

форме

тематического

концерта,

является наиболее интересной и, как правило, доступной для всех категорий

учащихся.

При

этом

есть

возможность

учитывать

профессиональные

проблемы

учащихся

(координационные

сложности,

средние

технические

данные, кратковременную память и другое), а также учитывать ведущий

способ

восприятия

информации

ребенка

(аудиальный,

визуальный,

кинестетический), делать главный акцент на образность.

Несмотря на то, что занятия по специальности – это индивидуальный

урок, и на сольфеджио, как правило, находится небольшая группа детей, все

же

нахождение

индивидуального

подхода

к

каждому

ребенку,

остаётся

сложной профессиональной задачей. Как справедливо заметила российский

музыковед Д. К. Кирнарская: «Каждый человек верит в то, что окружающие

видят,

слышат

и

чувствуют

так

же,

как

он.

Однако

каждый

из

нас

воспринимает, обрабатывает и запоминает информацию по-своему».

Главной целью работы, о которой пойдет речь являлось объединение

всех

детей

класса

и

их

родителей

одним

общим

делом.

Тематический

классный концерт «Страна-полифония» ставил задачи:

совершенствования профессиональных умений учащихся в процессе

сценических выступлений;

мотивирования процесса профессионального обучения;

применения

интегрированного

урока

-

взаимодействие

предметов

сольфеджио

и

фортепиано,

т.

е.

слияние

учебного

материала

этих

дисциплин;

поддержания интереса к предмету сольфеджио,

закрепления теоретического материала с использованием различных

форм музыкальной деятельности.

На примере моего класса, хочу поделиться методикой организации

учебно-воспитательного процесса в психологически и технически доступной

форме. Главной составляющей проекта является объединение всех детей

класса независимо от их возраста и уровня подготовки с использованием

индивидуального,

ансамблевого

исполнения.

Немаловажно

и

развитие

умения

работать

в

команде,

а

также

вовлечение

родителей

в

процесс

обучения.

Выбранный формат мероприятия дал возможность детям раскрыться

ярче, проявить себя разносторонне, стать смелее в преодолении трудностей,

инициативнее. Раскрылся творческий потенциал учеников, а публичность

выступления заставила их мобилизовать свои внутренние силы. Взаимосвязь

предметов (фортепиано и сольфеджио) дала возможность объединить в себе

изучение темы с практическим ее применением, создало естественную форму

сотрудничества

педагогов

и

детей

для

приобретения

учащимися

профессиональных навыков, закрепления «сложных понятий» в процессе

игры

на

инструменте, побудило

делать

необходимые

«скучные

вещи»

и

получать от этого удовольствие.

В

наше

время,

в

условиях

чрезмерной

загруженности

детей,

когда

заниматься приходиться, зачастую, только на уроках, необходимым условием

в преодолении трудностей изучения предмета, является позитивный стиль

общения и личностная коммуникация с педагогом.

Все дети моего класса являются учениками одного преподавателя по

сольфеджио, педагога высокопрофессионального, креативно мыслящего, с

легким чувством юмора. Ее замечания дети воспринимают как помощь. На ее

уроках счастливо соединяются и пение, и движение, и театр и многое другое.

Помощь и поддержка педагога по сольфеджио, в проведении нашего урока,

дала нам всем возможность работать в комфортной обстановке.

Одной из сложных для освоения тем является полифония, ее жанры, ее

разновидности.

Развитие полифонического мышления в классе фортепиано -

так

же

один

из

наиболее

сложных

разделов

музыкального

воспитания.

Трудность

представляет

понимание

устройства

полифонической

ткани

произведения, закономерности ее развития. Долгим и трудоемким является

путь

освоения

навыков

исполнения

полифонических

произведений,

осмысленного интонирования всех элементов, составляющих музыкальную

фактуру.

Не секрет, что не всем детям удается исполнение полифонии, многие

так и не доходят до сложных форм. Для некоторых полифония непонятна и

малоинтересна.

Тем

не

менее,

младший

школьный

возраст

является

оптимальным

периодом

для

начала

формирования

полифонического

мышления ребенка. Такое мышление способствует активизации психических

процессов,

интуитивности

восприятия,

живой

впечатлительности.

Заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке, зависит от

метода

работы

педагога,

от

его

умения

подвести

ученика

к

восприятию

основных

элементов

полифонии

и

присущих

ей

приемов.

Эта

задача

решалась нами на базе материала А. Н. Давидчик: сюита «Семь сказочных

снов».

Наш

урок-концерт

мы

назвали

«Страна-полифония».

Легкость,

до ступно сть

музыка льного

материа ла,

оформленная

в

в и д е

театрализованного представления, позволила провести мероприятия силами

учеников

одного

класса.

Ансамблевая

игра

дала

возможность

наглядно

показать голоса, обозначить их индивидуальность. Все это позволило лучше

слышать, сопереживать, правильно толковать музыкальную речь, получить

больше

эмоциональных

возможностей

для

восприятия,

представления

и

понимания

единства

содержания

и

формоструктуры

музыкальных

произведений.

А

это

пока

самая

сложная

сторона

в

практике

исполнительства.

Усвоение

определенных

представлений,

сложных

понятий,

теоретических категорий происходило на простом доступном материале, в

игровой форме, и это воспринималось участниками как необходимое условие

музыкальной игры. Мы старались связывать мысли, чувства и действия. Это

необходимо

для

процесса

восприятия,

упорядочения

и

объединения

отдельных

ощущений;

процесс

в

котором

участвуют

различные

органы

чувств, образующие комплексные условно рефлекторные связи, благодаря

чему развивается фантазия и творческое воображение.

Об этом подробно написано в работах И.М. Сеченова: «Зрительно-

моторная

координация,

«принцип

согласования

движений

с

чувствами»,

детского психолога Ж. Пиаже: «Основа детского интеллекта в сенсомоторной

деятельности».

Необходимо

искать

пути

оптимизации,

эффективные

способы

для

восприятия сложной информации, используя

возможности современных

технологий.

В

общеобразовательной

школе,

как

правило,

используется

конвергентное мышление, где к любой задаче известен ответ и единственный

способ решения, который к нему приводит. А нам, музыкантам, необходимо

развивать

дивергентное

мышление,

что

принято

называть

творческим

мышлением,

которое

идет

от

проблемы

к

ее

решению

через

множество

различных

путей

решения.

Это

развитие

оригинальности,

беглости

мышления (количество идей), постоянной работы с образами, символами,

ассоциациями.

Метод ассоциаций имеет отношение ко всем сторонам психической

жизнедеятельности

человека

-

памяти,

фантазии,

воображению,

эмоциональной

сфере.

Эмоционально-выразительная

сторона

влияет

на

ритмическое

восприятие,

качественный

уровень

мыслительного

процесса

учащегося-музыканта,

которые

зависят

от

его

способности

использовать

ассоциативные связи.

Использование в нашем уроке материала А. Давидчик обусловлено его

литературно-образными и ассоциативными характеристиками, метафорами,

удобством наглядности фактуры, ее графической «многослойностью». Мы

добавили работу с тембром, индивидуальной окраской (звуки синтезатора),

распределили ансамблевую фактуру для наглядности голосов, внесли свои

добавления.

Все

это

позволило

нам

расширить

пространственное

представление исполняемого материала, а также решать психологические

задачи для визуалов, аудиалов и кинестетиков (это, как обязательное для нас

условие - возможность работы для всех).

Несложный

технически

материал

позволил

готовить

произведения

быстро, эскизно (тоже необходимый навык для пианиста), что позволило не

терять

интерес

к

процессу,

активно

реагировать

на

быструю

смену

разнохарактерных

музыкальных

впечатлений,

получать

психологическую

уверенность и поддержку внутри класса (особенно детям с минимальными

исполнительскими умениями). Ведь срывы и заикания в игре на инструменте,

это

не

всегда

техническая

недоработка,

это

также

следствие

слабых

музыкально-слуховых

представлений.

Театрализованный

урок

проходил

в

форме свободного общения, оставляя возможность для импровизации, на

которую чутко реагировал, ведущий мероприятие преподаватель. Все это

учило всех нас быть более мобильными в современном процессе.

Взаимосвязь сольфеджио и фортепиано, единство теории и практики,

позволило:

- усвоить сложные понятия контрапунктических приемов, точной и стреттной

имитации, канонической секвенции, наглядное удобство движения голосов;

- освоить навык

подбора аппликатуры, свободно распределяя мелодию

между руками;

-

осмыслить

партитуру

в

целом,

выстраивая

ее

как

диалоги,

понимая

драматургию музыкального процесса;

-

обогатить

исполнение

разнообразными

красками

(возможность

синтезатора), обрести свободу тела и рук (игра стоя);

- избежать механической зубрежки, используя так называемые «сквозные»

проигрывания,

где

проверяются

или

закрепляются

наработанные

ранее

навыки.

Практика показала необходимость использования простого материала

для улучшения восприятия сложных понятий (индуктивный метод освоения

полифонии - от простого к сложному), сохраняя эмоциональную реакцию на

музыку более глубокую и сложную по содержанию и форме.

Открытый

урок

был

дан

для

учащихся

младших

классов.

Подача

материала в ансамблевой форме - это еще одно преимущество. Дети любят

игру в ансамбле. Даже при минимальных исполнительских навыках, ученики,

музицируя в паре и более, получают удовольствие от эффектного звукового

результата. Поэтому ансамбль, в любом составе, должен быть постоянной

формой учебной работы. Любая подача материала в игровой форме – это

мощный

регулятор

развития

ребенка.

Умение

азартно

радоваться,

совершаемым на уроках открытиям - одна из составляющих успеха. То, что

эмоционально не интересно, не может быть методически целесообразным.

Ни одна из технологий не может являться универсальной. Педагог сам

для

себя

определяет,

чего

он

хочет

достичь

данной

формой

работы,

интуитивно

приходит

к

осознанию

многих

особенностей

детского

восприятия.

По-нашему

мнению,

игровая

форма

способствует

как

формированию сплоченности коллектива, так и самостоятельности каждого

ребенка. Такая практика помогает даже исправлять некоторые отклонения в

поведении отдельных детей.

Любая

программа

обучения

основывается

на

законах

притяжения

ученика и учителя. Триединый закон педагогики - закон взаимодействия

учителя

и

ученика:

взаимозависимость,

взаимосвязь,

взаимопомощь.

Известный немецкий композитор и педагог Карл Орф сказал: «Кем бы ни

стал в дальнейшем ребёнок, задача педагогов воспитывать в нем творческое

начало, творческое мышление. Привитые желание и умение творить скажутся

в любой сфере его будущей деятельности».

Список литературы:

1.

[А.

Давидчик

«Формирование

полифонического

мышления

начинающего пианиста»]

2.

[А. Давидчик сюита « Семь сказочных снов»]



В раздел образования