Автор: Завьялова Екатерина Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 201
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Через тернии к звёздам: опыт создания вокального коллектива".
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы "Школа № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев
Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских"
Статья
«Через тернии к звёздам:
опыт создания вокального коллектива »
подготовила
педагог дополнительного образования
Завьялова Екатерина Евгеньевна
Москва
2018
Одиннадцать лет
тому
назад
родилась
идея
создания
ансамбля,
в
который
смогли
бы
попасть
все,
желающие
петь,
независимо
от
их
природных данных и возможностей. Так появились первые участники, первая
группа вокального ансамбля «Конфетти», 12 человек. Для сравнения: сейчас
в ансамбле около 90 человек и 40 человек готовятся в него вступить. Я, как
руководитель коллектива, пыталась доказать, что петь может каждый. Наш
организм
–
это
музыкальный
инструмент,
один
из
самых
гениальных
созданий природы. И как на любом инструменте, на нем надо научиться
играть. Началось исследование физиологии человека: наше тело как корпус, в
котором происходит усиление звука, наши голосовые связки как струны,
издающие
музыкальные
звуки,
наши
лёгкие
как
меха
качающие
воздух,
который заставляет двигаться наши связки и т.д. и т.д. Но готов ли ребёнок к
использованию
своего
организма?
Чаще
всего
наши
современные
дети
физически очень слабы. Проживание в современном мегаполисе влечёт за
собой нехватку кислорода, постоянную утомляемость, малоподвижность, а
самое
«страшное»
-
это
научно-технические
достижения
(компьютеры,
телефоны и прочее). Дети вялые, инертные, не не эмоциональные. Их очень
сложно удивить, побудить к совместному или самостоятельному созиданию.
Первое с чего мы начали – это физическая подготовка. Кстати и до сих
пор в ансамбле этому уделяется очень много времени: к примеру, в настоящее
время старшая группа исполняет рок-н-ролл не только как вокалисты, но и
все движения этого нелёгкого танца (поют и танцуют одновременно). Итак,
физическая подготовка: мы сняли обувь, взошли на ковёр и стали исследовать
свой организм. Что мы можем?: бегать, прыгать изгибаться? Что мешает? Мы
не
умеем
правильно ДЫШАТЬ! И
это
основная
проблема
не
только
в
движении, но и главная основа в пении. Встали на две ножки и снова
«полезли» в свой организм. Позвоночник: как мы с ним поступаем? А ведь
это
главная
наша
часть,
от
него
зависит
наше
здоровье.
Нужно
его
выпрямить: лечь на пол или встать на ножки и потянуться к потолку или… И
вот
позвоночник
мы
нащупали,
переходим
к
дыханию.
А
тут
вторая
проблема: дышим мы «плечиками» наполняя только верхнюю часть лёгких,
что плохо не только для пения, но и для существования. И эту проблему
учимся
устранять:
ручками
берёмся
за
животик
и
вздыхаем
так,
чтобы
плечики остались на месте, а животик сильно увеличился, то есть наполнился
воздухом. Делаем это быстро, а вод выдыхаем очень медленно, изображая
маленькую
дырочку
в
воздушном
шарике.
(Я
привела
один
из
многих
методов
развития
правильного
дыхания).
Если
ребёнок
маленький
и
не
понимает, что я от него хочу, достаточно попросить его лечь, положить на
животик небольшой предмет типа кубика, и попросить вздохнуть так, чтобы
игрушка поднялась вверх, а потом медленно на выдохе опускать её вниз. В
дальнейшем появится термин «вдыхаем воздух до пят» и многие другие.
Одно из проверочных упражнений – это скороговорка: «Как на горке на
пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка …» и так до тех
пор пока не закончится дыхание. Так вот начинают детишки с двух, трёх
Егорок, а старшие наши рекордсмены договариваю на одном дыхании до 44-
ох. Это один из многочисленных примеров, как можно правильно научиться
управлять своим организмом, причём это необходимо не только для пения, но
в первую очередь для полноценной жизни!
Дышать научились, пора ПЕТЬ! Снова целая коллекция проблем, но мы
уже
научились
их
решать
и
с
ними
справляться.
Одна
из
проблем
–
отсутствие слухового опыта: дети не умеют себя слышать и не всегда имеют
положительный слуховой опыт, из-за этого почти полностью отсутствует
слуховой самоконтроль. Начинаем работать над этим: для начала слушаем,
как это делают профессионалы. Чтобы ребёнок достиг результата в пении, он
должен прослушать множество исполнителей, как взрослых, так и детей, как
оперных певцов, так и эстраду, народное пение, рок исполнителей и др., как в
живом исполнении, так и в записи. Ушки начинают совершенствоваться и
теперь
уже
можно
переходить
на
анализ
своего
пения.
И
тут
сразу
же
возникает
следующая
проблема
-
зажатость,
уверенность
в
собственной
беспомощности и нежелание преодоления трудностей. Причем всеми этими
качествами обычно ребёнка награждают любящие родители. Из опыта своей
работы: часто подходят родители и говорят: «моему сыну или дочке медведь
на ухо наступил». Ненавижу эту фразу. Звучит как приговор, но из уст того,
кто в этом ничего не понимает. Всю свою педагогическую деятельность
направляю,
чтобы
доказать
обратное
и
оправдать
обвиняемого!
Чтобы
ребёнок запел, его надо раскрепостить, научить владеть собой, слушателем,
сценой. Существует три этапа: пение-шепот или пение-разговор, второй этап
– крик, и третий – само пение. Вначале ребёнок как бы разговаривает, думая,
что он поёт, затем начинает кричать, также думая, что это пение, и только
когда подключится слуховой опыт и натренированная физика, появляется
пение. Есть дети, которые пропускают первые два этапа и сразу овладевают
правильным вокалом, но это редкость, которая нами называется талантом. А я
ещё раз хочу подчеркнуть, что наша основная задача этот талант сделать
своими руками. Для этого этап крика просто необходим. Ребёнок должен
прокричаться, выпустить из себя голос, ощутить его физически, а только
потом организовать его в пение.
Наш ансамбль отличается тем, что мы не только поём. Да, пение – это
основа нашей деятельности. Но если во время пения двигаться, то можно
этим
добавить
ещё
одну
краску
в
исполнение,
а
если
двигаться
в
определённом
поставленном
танце,
то
это
уже
целый
вокально-
хореографический номер. Танцевальные движения обостряют ритмический
рисунок
произведения
и
заставляют
глубже
(на
физическом
уровне)
его
чувствовать.
А главное – это результат - красивая сценическая картинка:
Ещё одну важная проблема –
РЕПЕРТУАР.
Когда коллектив большой,
много разновозрастных групп, то возникает вопрос, что петь. Произведения
должны быть разные по настроению, по тематике, по ритму и др. И можно
подумать,
что
найти
их
очень
сложно.
Но
с
тех
пор
как
мы
стали
поклонниками творчества замечательного русского поэта Юрия Сергеевича
Энтина, эта проблема отпала. Столько произведений создано и создаётся
этим человеком совместно с лучшими композиторами-песенниками нашей
страны Г. Гладковым, Е. Крылатов, В. Шаинский, Д. Тухманов, Н. Рыбников.
Эти произведения вне времени и вне моды. Сорок пять лет назад все дети
Советского Союза пели песни из мультфильма «Бременские музыканты», и
сегодня не найдёшь ни одного малыша, который не смог бы подхватить
«Ничего на свете лучше нету…». А сколько в этих песнях юмора, энергии,
молодости, жизни! Как нам этого не хватает в современной жизни и в
современных
произведениях.
И
как
хорошо,
что
на
свете
есть
такие
замечательные люди, которые могут создать «Крылатые качели», «Антошка»,
«Буратино», «Прекрасное далёко» и многое-многое другое. Самое главное,
что и в наши дни они не перестают творить. Для нас было удивительным
открытием
современные
сборники
для
детей
Ю.
Энтина
и
Д.Тухманова
«Золотая
горка»,
«Игра
в
классики»,
«Бяки-Буки»,
«Весёлые
нотки»,
«Знакомые насекомые» и др.
Благодаря таким песням, мы можем не только обучать, но и воспитывать.
А это наверно важнее всего.
Ещё одна страничка нашей жизни, очень интересная и надеемся не
последняя,
это ГАСТРОЛИ. Творческому
коллективу
необходим
«выход»:
новые сцены, новые города, новые страны, фестивали и конкурсы. Ребята
становятся более организованные, сильнее сплачиваются. Теперь мы смело
можем сказать, что мы одна большая дружная семья.
Международный конкурс «Хрустальная пирамида» в Париже, дважды
лауреаты 3-ей степени:
Кажется, что охвачены все стороны нашей деятельности, но мы не привыкли
останавливаться.
Теперь
наша
цель,
чтобы
ансамбль
стал
вокально–
инструментальный. Дети так увлечены музыкой, что стали самостоятельно
осваивать игру на музыкальных инструментах. И теперь мы пытаемся ещё и
аккомпанировать себе самостоятельно: гитара, синтезатор, рояль… И это
тоже не предел!
Список использованной литературы:
1. Соколов В.Г. Работа с хором - М.: «Музыка», 1983.
1. Шамина
Л.В.
Работа
с
самодеятельным
хоровым
коллективом
-
М.:
«Музыка», 1981.
2. Стулова Г.П. Хоровой класс. Теория и практика работы с детским хором -
М.: «Валдос», 2002.