Напоминание

"Игры по развитию речи."


Автор: Потылицына Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 60
Населённый пункт: г. Красноярск Красноярский край
Наименование материала: Игры для детей старшей группы.
Тема: "Игры по развитию речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры

по

развитию

речи

Для детей старшей группы.

Составила воспитатель Потылицына Татьяна Михайловна .

МБДОУ № 60 г. Красноярск

«

Кто

где

живёт

Цель: закреплять знания детей о жилищах. Закрепление употребления в речи детей

грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход : Дети сидят в кругу .Передавая игрушечный микрофон поочерёдно каждому

ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, отвечает и передаёт микрофон

следующему .

Педагог:- Дети:

Кто живёт в дупле? – Белка. Кто живёт в курятники?- Куры. Кто живёт в

скворечнике?- Скворцы. Кто живёт в квартире?- Человек. Кто живёт в гнезде? –

Птицы. Кто живёт в соседней квартире? - Соседи. Кто живёт в будке?- Собака. Кто

живёт в конюшне?- Лошади. Кто живёт в улье? – Пчёлы . Кто живёт в болоте?

Лягушки. Кто живёт в норе? – Лиса. Кто живёт в логове? – Волк. Кто живёт в

берлоге? - Медведь. Кто живёт в хлеву? – Скотина.

Вариант 2:Педагог спрашивает: «Где живёт медведь?», «Где живут куры?», «Где

живёт лиса?».

«

Кто

как

разговаривает

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции .

Ход: Дети сидят в кругу ,поочередно передавая микрофон. Ребёнок в руках которого

микрофон должен ответить ,как то или иное животное подаёт голос.

Пример:

Корова мычит. Тигр рычит. Кошка мяукает. Курица кудахчет. Петух кукарекает. Баран

блеет. Лягушка квакает. Воробей чирикает. Лошадь ржёт. Кукушка кукует. Змея

шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает. Сорока

стрекочет. Гусь гогочет. Сверчок сверчит. Мышка пищит. Филин ухает. Жук жужжит.

Человек говорит. Ворона каркает.

Вариант 2 .Педагог спрашивает :»Кто рычит ?»,»Кто жужжит ?», «Кто лает?»,

«Кто квакает?» и т.д

Всё

наоборот

.

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умение согласовывать существительные с

прилагательными.

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку , педагог задаёт вопрос ,а ребёнок

,возвращая мяч , называет противоположное .

Пример:

Толстое дерево. ( Тонкое дерево). Тяжёлая сумка. ( Лёгкая сумка). Сильный зверь.( Слабый

зверь). Высокая башня. (Низкая башня). Жидкий суп. (Густой суп.) Короткая лента.

(Длинная лента.) Грязная посуда. (Чистая посуда.) Острый нож. (Тупой нож.) Ленивый

мальчик. ( Трудолюбивый мальчик. ) Глубокая речка ( Мелкая речка.)

Паук спускается. (Паук поднимается.) Бабочка улетела. ( Бабочка прилетела. ) Ёжик

подошёл. ( Ёжик отошёл. ) Кошка прибежала. ( Кошка убежала. ) Мальчик прибежал.

( Мальчик убежал. ) Птицы улетели. ( Птицы прилетели.

Дедушка старый. (Внук молодой.) Дерево высокое. (Куст низкий. ) Море глубокое. Ручеёк

мелкий. Дорога широкая. (Ручеёк узкий.) Перо легкое. ( Гиря тяжёлая.) Хлеб мягкий.

(Сухарь твёрдый.) Чай горячий. (Лёд

холодный. ) Летом жарко. ( Зимой холодно. ) У волка хвост длинный. (У зайца короткий. )

Мама

потерялась

Цель :умение правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже.

Ход: Понадобятся картинки с изображением животных и их детенышей.

Пример:

Корова ищет …. (телёнка).Свинья ищет… (поросёнка) .Кошка ищет…(котёнка).Коза

ищет…(козлёнка).Овца ищет…(ягнёнка).Лисица ищет…(лисёнка).Зайчиха ищет

(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка).Ежиха ищет…(ежонка).Медведица ищет..

(медвежонок).Белка ищет…(бельчонка).Лошадь ищет… (жеребёнка).Курица ищет…

(цыплёнка).Утка ищет (утёнка).Собака ищет… (щенка).Лосиха ищет… (лосёнка).Гусыня

ищет…(гусёнка).

Подскажи

словечко

.

Цель: развитие мышления ,быстроты реакции.

Ход: педагог ,бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку ,спрашивает, ребёнок возвращая

отвечает.

Пример:

-Ворона каркает, а сорока ? Сова летает , а кролик ? Лошадь ест сено , а петух?

Воробей чирикает, а змея ? Корова ест сено , а лиса ? Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает ,а лошадь ? У коровы телёнок, а у овцы ?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка ? Соловей поёт ,а ворон ?Кошка царапает

, а собака ? Заяц ест траву, а жаба ? Белка живёт в дупле, а пчела? Тигр рычит ,а

мышка?

Четвёртый

лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать

способность к обобщению.

Ход: Дети передают игрушку поочерёдно друг другу, отвечает ребёнок у которого в

руках игрушка. Педагог называет четыре слова и просит определить, какое слово

лишнее.

Пример:

Рука, нога, спина, грабли. Голубой, красный, зелёный, спелый. Мальчик, девочка,

бабушка, дуб. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Роза, пион, ромашка, рубашка. Пасмурно

,ненастно ,хмуро, ясно. Штаны, кофта, носки, шкаф. Виноград, слива, вишня,

картошка. Машинка, мячик, кукла, небо. Хлеб, каша, суп, диван. Тарелка, ложка,

кастрюля, кот. Лук, чеснок, укроп, банан. Дуб, берёза, осина, доска. Кресло, диван,

шкаф, птица. Шар, куб, пирамида, портфель. Сумка, чемодан, рюкзак, облако. Град,

снег, ветер, слива.

Один

много

Цель: закрепление в речи детей различных окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям , называя имена существительные в единственном

числе. Дети бросают мяч обратно ,называя существительные во множественном

числе.

Пример:

Стол - столы. Шар - шары. Стул - стулья. Зуб - зубы. Гора - горы. Лист – листья. Мяч

– мячи. Доска – доски. Дом – дома. Носок – носки. Звезда – звёзды. Кукла – куклы. Глаз

– глаза. Кусок – куски. Гвоздь – гвозди. Медведь – медведи. День – дни. Прыжок –

прыжки. Лошадь – лошади. Зверь – звери. Сон – сны. Гусёнок – гусята. Слон – слоны.

Книга – книги. Лоб – лбы. Тигрёнок – тигрята. Ноготь – ногти. Год – годы. Лист –

листы. Снежинка – снежинки.

Чья

голова

?

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных

прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «У вороны голова …»,а ребёнок ,бросая мяч

обратно, заканчивает «…воронья».

Пример:

У рыси голова – рысья. У барана – баранья. У человека – человеческая. У рыбы – рыбья.

У свиньи – свиная.

У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У белки – беличья . У змеи – змеиная. У рака –

рачья. У мыши- мышиная. У оленя – оленья. У зайца – заячья. У воробья – воробьиная.

У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья. У куклы –

кукольная.

Младший

братишка

Цель: развитие мышления , расширение словарного запаса за счёт подбора

правильного глагола.

Ход: педагог, начинает предложение ,ребёнок заканчивает подобрав правильный

глагол.

Если мы играем в мячик,

Я скачу , он тоже- ( скачет ),

Я сижу - и брат - ( сидит ),

Я бегу – и он – (бежит ),

Мяч беру – и он - ( берёт ),

Мяч кладу – и он - ( кладёт ),

Куст стригу – и он - ( стрижёт ),

Жгу костёр – он тоже – ( жжёт ),

Птицам хлеб щиплю - он (щиплет ),

Сыплю корм – он тоже ( сыплет )

,Маслом хлеб я мажу – (мажет ),

Я рукой машу он – (машет ),

Такой смешной мальчишка ,

Младший мой братишка.

Горячий

холодный

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков

предметов или слов – антонимов.

Ход : педагог , передаёт поочерёдно игрушку , отвечает только тот ребёнок , у

которого в руках игрушка . Произносит одно прилагательное , а ребёнок возвращая

игрушку , называет другое – с противоположным смыслом.

Горячий – холодный, Хороший – плохой . Умный – глупый. Весёлый – грустный . Острый

– тупой .

Высокий – низкий. Громкий – тихий. Кривой – прямой. Мягкий – твёрдый. Худой –

толстый. Голодный – сытый. Широкий – узкий. Добрый – злой. Щедрый – скупой.

Из

чего

сделано

?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и

способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок возвращая мяч

отвечает :

« Кожаные»

Пример:

Рукавички из меха -(меховые ).Таз из меди – (медный ). Ваза из хрусталя –

( хрустальная ).

Рукавички из шерсти – ( шерстяные). Мебель из дерева – (деревянная). Сок из берёзы – (

берёзовый ).

Соус из томата – ( томатный ). Игрушка из бумаги – ( бумажная ). Кукла из

пластмассы – (пластмассовая ). Стакан из стекла – ( стеклянный ). Чашка из фарфора

– (фарфоровая ). Статуя из мрамора – ( мраморная ). Часы с песком – ( песочные ).

Шляпа из фетра – ( фетровая ). Пальто из драпа – ( драповое ).

Кто

кем

был

?

Цель : развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросает мяч кому – либо из детей ,называет предмет или животное, а

ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос , кем (чем)был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом . Лошадь – жеребёнком. Корова – телёнком. Дуб – жёлудем. Рыба –

икринкой. Яблоня – семечко . Дом – кирпичом. Лягушка – головастиком. Бабочка –

гусеницей . Хлеб – мукой. Шкаф – доской.

Велосипед – железом. Рубашка- тканью. Ткань – ниткой. Ботинки – кожей. Свитер –

пряжей. Сильный – слабым. Взрослый – ребёнком. Винегрет – овощами.



В раздел образования