Напоминание

"Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся при изучении эпохи Северного Возрождения".


Авторы: Булдыженко Евгения Александровна, Макарова Светлана Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства, истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски Воронежской области
Наименование материала: статья с методической разработкой
Тема: "Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся при изучении эпохи Северного Возрождения".
Раздел: среднее образование





Назад




«Исследовательский проект в интегральной системе обучения при

изучении эпохи Северного Возрождения».

Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного

искусства, искусства МБОУ СОШ №12 город Лиски, Воронежская область

Макарова Светлана Васильевна

учитель истории

МБОУ СОШ №12 город Лиски,

Воронежская область

При изучении эпохи Возрождения дети всегда с трудом воспринимали эту тему,

потому что она объемная, много нужно запомнить, а главное, понимать, откуда

что берется. В основном это касается философии Возрождения и сравнения с

античностью и средневековьем. Поэтому старые методы здесь не действуют. А вот

новые технологии ФГОС дают хорошие результаты.

Роль учителя – быть

вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и

помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое

мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и

активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы,

их необходимо только несколько изменить. Думать критически означает

проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить

перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по

изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать учащегося, дать им возможность целенаправленно думать,

выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий

процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной

проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и

практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции

этапа:

получение новой информации;

ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае,

если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать

вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в

будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые

сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы

создать новое понимание;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время

фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации.

Обмена мнениями между учениками и преподавателем;

Анализ всего процесса изучения материала;

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу .

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,

направленные на выполнение задач этапа.

Тема: «Эпоха Возрождения» предполагает серию уроков

Ход урока.

Учитель. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ученики. Усердно будем мы трудиться,

чтобы чему-то научиться.

Учитель. Рассмотрите на презентации иллюстрации под № 1 и №2. назовите

виды эпох Возрождения.

Ученик. Под №2. Флоренция, Рим, Венеция это эпоха итальянского Возрождения, мы ее

уже изучили.

Ученик. Под №1. Нидерланды, Германия, Испания, Франция – это северные страны.

Значит Северное Возрождение.

№1. Нидерланды, Германия, Испания, Франция

№2.

Флоренция, Рим, Венеция

Учитель. Назовите тему урока.

Ученики. Северное Возрождение

Учитель. Заполните в таблице первые две колонки

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Северные страны

Получить информацию о

Северном Возрождении

Учитель. О чем же мы сегодня будем говорить и что делать?

Ученики. Мы познакомимся с эпохой Северного Возрождения, узнаем ее характерные

особенности и выполним исследовательский проект, в котором сделаем выводы.

Учитель. Первый этап нашего урока знакомимся с эпохой Северного Возрождения. На

партах у вас лежат учебники истории, дидактический материал с иллюстрациями и

текстом по изобразительному искусству, которые помогут вам приобрести

информацию по теме урока. 2 минуты.

Учитель. А теперь посмотрим видеофильм: «Эпоха Северного Возрождения»

Учитель. Дайте объяснения новым словам, таблицу заполнить.

Новые слова

Определение

Антропоцентризм

Идеалистическое учение, согласно которому, человек как центр и высшая

конечная цель мироздания.

Человек считается центром Вселенной и что "Индивид есть мера всех

вещей".

В Итальянском Ренессансе природа идеализируется, лишается специфически

реалистичных деталей и часто служит лишь фоном для портрета.

Пантеизм

Религиозно-философское учение. Бог во всем и все в Боге.

(Обожествление вселенной, природы). Пантеизм утверждает, что Бог

разлит в природе,

наделяя ее божественными атрибутами, такими, как

вечность, бесконечность, безграничность, а потому окружающий пейзаж

достоин увековечения на холсте как божий атрибут

Северное Возрождение, стремясь запечатлеть реальные виды окружающего

мира, порождает самостоятельный жанр в живописи – пейзаж.

Учитель. По презентации и дидактическому материалу найдите общие и

отличительные признаки Северного и Итальянского Возрождения

Ученики работают с таблицей и информационным материалом. Заполняют таблицу

Характерные особенности Итальянского и Северного Возрождения

Итальянское

Возрождение

Северное Возрождение

Общие и отличительные

признаки

До конца 15 века

Ренессанс был только

итальянской культурой

На рубеже XV-XVI вв. культура

Возрождения распространилась в

страны Западной Европы к северу от

Альп — в Нидерланды, Германию и

Францию.

сущность происходивших

процессов и в Италии, и в

северных странах была общей —

расшатывание феодального

мировоззрения, становление

буржуазного гуманизма, рост

самосознания личности.

Опиралась на

возрождение античного

наследия

основой гуманизма

служили учения

античных философов-

язычников. Италия

возрождала дух

античности, мудрость

греческих философов и

древнеримскую

культуру.

Идеалом итальянского

Ренессанса была

сильная героическая

личность. В Италии

философией масс

выступал

антропоцентриз

м

Опиралась на обновления религиозных

идей

Гуманизм основывался на

воскрешении демократической религии

ранних христиан с ее требованием

социальной справедливости.

В северных странах идеалом стала

христианская любовь к ближнему.

Поэтому в художественной культуре

Северного Возрождения сохранилось

больше черт средневекового

мировоззрения, религиозного чувства,

символики, она более условна по

форме, более архаична и меньше

знакома с античностью.

Философской основой Северного

Возрождения был

пантеизм

Главное различие между

итальянским и Северным

Возрождением заключается в том,

что первому присуще стремление к

восстановлению античной культуры,

к раскрепощению, освобождению от

церковных догм, светской

образованности, тогда как

в Северном Возрождении главное

место занимали вопросы

религиозного совершенствования,

обновления католической церкви и

ее учения. Северный гуманизм

привел к реформации и

протестантизму. В итальянском

«Возрождении» на первом плане

была эстетическая сторона. В

Северном — этическая.

Учитель. Напишите синквейн на тему: «Северное Возрождение».

Ученик.

Северный Ренессанс

Религиозный, этический

Совершенствует, обновляет, борется

Рост самосознания личности

Гуманизм.

Учитель. Теперь рассмотрим, как влияет мировоззрение людей на художественную

культуру. Работаем с информационным материалом и заполняем таблицу.

Северные страны

Возрождения

Виды и жанры

изобразительного

искусства

Представители

Произведения

Нидерланды

(Голландия и

Бельгия)

Нидерландская

школа живописи

Распространение

станковой картины.

Библейские сюжеты.

Бытовой жанр.

Пейзаж.

Народный фольклор.

Сюжеты картин Босха

демонстрировали

отрицательные явления

жизни. Религиозные сюжеты

изображают не святых, а

простых людей. В них

выставлены в карикатурном

виде людские пороки.

Одна из главных тем в

творчестве Брейгеля –

изображение человеческой

слабости и глупости

Братья Ван Эйк

Художник Ян Ван

Эйк

впервые

применил масляную

живопись при

создании алтарных

картин.

Грандиозный

«Гентский

алтарь» - в соборе

Святого Бовани

«Портрет четы

Арнольфини»

Иероним Босх

В

своем творчестве Босх

выступал как моралист,

страстный проповедник,

бичующий зло и пороки

погрязшего в грехах мира.

«

Сад земных

наслаждений»

«Корабль дураков»

«Воз сена»

«

Блудный сын

»

«Семь смертных грехов»

Питер Брейгель

Старший

считается

основателем

пейзажного жанра в

нидерландской

живописи. Его картины

крестьянского быта

дали начало жанровой

живописи

.

«Возвращение стада»

«Охотники на снегу»

«Сенокос»

«Жатва»

«Притча о слепых»

«Фламандские пословицы»

«Страна лентяев»

«Крестьянская свадьба»

Испанское

Возрождение в

изобразительном

искусстве

Картины Эль Греко на

религиозные сюжеты

полны эмоционального

напряжения. Персонажи

освещены мерцающим

светом

Эль Греко,

чье

творчество было

сложным,

противоречивым, глубоко

индивидуальным и весьма

необычным для

тогдашней Испании

«Вид Толедо»,

«Апостолы Петр и

Павел»,

«Дама в боа»,

«Похороны графа

Оргаса», «Инквизитор

Ниньо де Гевара»

Франция

большое влияние на

изобразительное

искусство оказывали

дворянские воззрения и

вкусы, поэтому во многих

произведениях того

времени имеются

придворные черты.

Французские короли охотно

приглашали итальянских

художников и скульпторов,

которые, однако, принесли в

живопись не идеи

Возрождения, а маньеризм

(манера художественного

письма).

Отец и сын Клуэ

Широкое распространение

во Франции получил

карандашный портрет,

который выполнял роль

фотографии. Его дарили на

память и оставляли у себя

Германия

Особенность германского

Возрождения состоит в

том, что все его развитие

протекало в короткие

сроки, отсюда обилие

неожиданных сочетаний

старых и новых

направлений из разных

исторических форм

Главными видами

искусства были

живопись и графика.

Живописные и графические

портреты. Жанровые и

библейские композиции.

Альбрехт Дюрер –

живописец и гравер

«Апокалипсис». «Всадник,

смерть и дьявол».

«Святой Иероним».

«Меланхолия»

Лукас Кранах

Старший.

«Бегство в Египет»

Религиозные сюжеты

его картин

разворачиваются на фоне

великолепного пейзажа

Англия

Живопись этого времени носит

переходный характер и не

Английский двор

обходился услугами

выдвигает значительных

мастеров.

иностранных мастеров

Учитель. Прочтите все, что вы записали, поделитесь мнением с соседом по парте.

Сделайте выводы. А теперь делимся итоговой информацией.

Ученик.

XV век развивался как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону

«мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных

потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные

войны, борьба с господством католической церкви.

В Северном Возрождении главное

место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической

церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к реформации и протестантизму.

Ученик.

В Германии в последней трети XV в. возник и получил развитие в искусстве Северного Ренессанса

портрет. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Если

итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты, то

немецкие мастера были безразличны к красоте, для них главным было передать характер, добиться

эмоциональной выразительности образа.

Ученик.

В искусстве Северного Ренессанса сформировался и получил развитие (прежде всего в

Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина, фольклорный жанр. Нидерландских художников

отличала необычайная виртуозность письма: любая мельчайшая подробность изображалась с

большой тщательностью. Это делало картины очень увлекательными для зрителя: чем больше

разглядываешь, тем больше находишь интересных деталей.

Ученик.

Северное Возрождение, стремясь запечатлеть реальные виды окружающего мира,

порождает самостоятельный жанр в живописи – пейзаж.

Главными видами искусства были

живопись и графика

Ученик.

Каждая страна имела свои национальные особенности и становления культуры

Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в

художественной культуре Нидерландов и Германии.

Учитель. Проведем по презентации тестирование.

Учитель. Заполните третью колонку в таблице.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Северные страны

Получить информацию о

Северном Возрождении

В мировоззрении людей Северного

Возрождения присутствовал пантеизм.

На основе этого лежала этическая

сторона развития. Возникает

самостоятельный жанр живописи

пейзаж, получил развитие бытовой и

фольклорный жанр. В портрете

добивались эмоциональной

выразительности.

Внимание! Домашнее задание. Выполнить презентацию на тему:

«Творчество художников эпохи Северного Возрождения»

Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников.

«Острова настроения». В

классе 20 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости,

Удовольствия, Наслаждения»

«

Трудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное

должно быть приятным».

Урок закончился друзья, до скорого свидания.



В раздел образования