Авторы: Булдыженко Евгения Александровна, Макарова Светлана Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства, истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски Воронежской области
Наименование материала: статья с методической разработкой
Тема: "Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся при изучении эпохи Северного Возрождения".
Раздел: среднее образование
«Исследовательский проект в интегральной системе обучения при
изучении эпохи Северного Возрождения».
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного
искусства, искусства МБОУ СОШ №12 город Лиски, Воронежская область
Макарова Светлана Васильевна
учитель истории
МБОУ СОШ №12 город Лиски,
Воронежская область
При изучении эпохи Возрождения дети всегда с трудом воспринимали эту тему,
потому что она объемная, много нужно запомнить, а главное, понимать, откуда
что берется. В основном это касается философии Возрождения и сравнения с
античностью и средневековьем. Поэтому старые методы здесь не действуют. А вот
новые технологии ФГОС дают хорошие результаты.
Роль учителя – быть
вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и
помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое
мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и
активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы,
их необходимо только несколько изменить. Думать критически означает
проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить
перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по
изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать учащегося, дать им возможность целенаправленно думать,
выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий
процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной
проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и
практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции
этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае,
если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать
вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в
будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые
сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы
создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время
фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации.
Обмена мнениями между учениками и преподавателем;
Анализ всего процесса изучения материала;
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу .
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники,
направленные на выполнение задач этапа.
Тема: «Эпоха Возрождения» предполагает серию уроков
Ход урока.
Учитель. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ученики. Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.
Учитель. Рассмотрите на презентации иллюстрации под № 1 и №2. назовите
виды эпох Возрождения.
Ученик. Под №2. Флоренция, Рим, Венеция это эпоха итальянского Возрождения, мы ее
уже изучили.
Ученик. Под №1. Нидерланды, Германия, Испания, Франция – это северные страны.
Значит Северное Возрождение.
№1. Нидерланды, Германия, Испания, Франция
№2.
Флоренция, Рим, Венеция
Учитель. Назовите тему урока.
Ученики. Северное Возрождение
Учитель. Заполните в таблице первые две колонки
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Северные страны
Получить информацию о
Северном Возрождении
Учитель. О чем же мы сегодня будем говорить и что делать?
Ученики. Мы познакомимся с эпохой Северного Возрождения, узнаем ее характерные
особенности и выполним исследовательский проект, в котором сделаем выводы.
Учитель. Первый этап нашего урока знакомимся с эпохой Северного Возрождения. На
партах у вас лежат учебники истории, дидактический материал с иллюстрациями и
текстом по изобразительному искусству, которые помогут вам приобрести
информацию по теме урока. 2 минуты.
Учитель. А теперь посмотрим видеофильм: «Эпоха Северного Возрождения»
Учитель. Дайте объяснения новым словам, таблицу заполнить.
Новые слова
Определение
Антропоцентризм
Идеалистическое учение, согласно которому, человек как центр и высшая
конечная цель мироздания.
Человек считается центром Вселенной и что "Индивид есть мера всех
вещей".
В Итальянском Ренессансе природа идеализируется, лишается специфически
реалистичных деталей и часто служит лишь фоном для портрета.
Пантеизм
Религиозно-философское учение. Бог во всем и все в Боге.
(Обожествление вселенной, природы). Пантеизм утверждает, что Бог
разлит в природе,
наделяя ее божественными атрибутами, такими, как
вечность, бесконечность, безграничность, а потому окружающий пейзаж
достоин увековечения на холсте как божий атрибут
Северное Возрождение, стремясь запечатлеть реальные виды окружающего
мира, порождает самостоятельный жанр в живописи – пейзаж.
Учитель. По презентации и дидактическому материалу найдите общие и
отличительные признаки Северного и Итальянского Возрождения
Ученики работают с таблицей и информационным материалом. Заполняют таблицу
Характерные особенности Итальянского и Северного Возрождения
Итальянское
Возрождение
Северное Возрождение
Общие и отличительные
признаки
До конца 15 века
Ренессанс был только
итальянской культурой
На рубеже XV-XVI вв. культура
Возрождения распространилась в
страны Западной Европы к северу от
Альп — в Нидерланды, Германию и
Францию.
сущность происходивших
процессов и в Италии, и в
северных странах была общей —
расшатывание феодального
мировоззрения, становление
буржуазного гуманизма, рост
самосознания личности.
Опиралась на
возрождение античного
наследия
основой гуманизма
служили учения
античных философов-
язычников. Италия
возрождала дух
античности, мудрость
греческих философов и
древнеримскую
культуру.
Идеалом итальянского
Ренессанса была
сильная героическая
личность. В Италии
философией масс
выступал
антропоцентриз
м
Опиралась на обновления религиозных
идей
Гуманизм основывался на
воскрешении демократической религии
ранних христиан с ее требованием
социальной справедливости.
В северных странах идеалом стала
христианская любовь к ближнему.
Поэтому в художественной культуре
Северного Возрождения сохранилось
больше черт средневекового
мировоззрения, религиозного чувства,
символики, она более условна по
форме, более архаична и меньше
знакома с античностью.
Философской основой Северного
Возрождения был
пантеизм
Главное различие между
итальянским и Северным
Возрождением заключается в том,
что первому присуще стремление к
восстановлению античной культуры,
к раскрепощению, освобождению от
церковных догм, светской
образованности, тогда как
в Северном Возрождении главное
место занимали вопросы
религиозного совершенствования,
обновления католической церкви и
ее учения. Северный гуманизм
привел к реформации и
протестантизму. В итальянском
«Возрождении» на первом плане
была эстетическая сторона. В
Северном — этическая.
Учитель. Напишите синквейн на тему: «Северное Возрождение».
Ученик.
Северный Ренессанс
Религиозный, этический
Совершенствует, обновляет, борется
Рост самосознания личности
Гуманизм.
Учитель. Теперь рассмотрим, как влияет мировоззрение людей на художественную
культуру. Работаем с информационным материалом и заполняем таблицу.
Северные страны
Возрождения
Виды и жанры
изобразительного
искусства
Представители
Произведения
Нидерланды
(Голландия и
Бельгия)
Нидерландская
школа живописи
Распространение
станковой картины.
Библейские сюжеты.
Бытовой жанр.
Пейзаж.
Народный фольклор.
Сюжеты картин Босха
демонстрировали
отрицательные явления
жизни. Религиозные сюжеты
изображают не святых, а
простых людей. В них
выставлены в карикатурном
виде людские пороки.
Одна из главных тем в
творчестве Брейгеля –
изображение человеческой
слабости и глупости
Братья Ван Эйк
Художник Ян Ван
Эйк
впервые
применил масляную
живопись при
создании алтарных
картин.
Грандиозный
«Гентский
алтарь» - в соборе
Святого Бовани
«Портрет четы
Арнольфини»
Иероним Босх
В
своем творчестве Босх
выступал как моралист,
страстный проповедник,
бичующий зло и пороки
погрязшего в грехах мира.
«
Сад земных
наслаждений»
«Корабль дураков»
«Воз сена»
«
Блудный сын
»
«Семь смертных грехов»
Питер Брейгель
Старший
считается
основателем
пейзажного жанра в
нидерландской
живописи. Его картины
крестьянского быта
дали начало жанровой
живописи
.
«Возвращение стада»
«Охотники на снегу»
«Сенокос»
«Жатва»
«Притча о слепых»
«Фламандские пословицы»
«Страна лентяев»
«Крестьянская свадьба»
Испанское
Возрождение в
изобразительном
искусстве
Картины Эль Греко на
религиозные сюжеты
полны эмоционального
напряжения. Персонажи
освещены мерцающим
светом
Эль Греко,
чье
творчество было
сложным,
противоречивым, глубоко
индивидуальным и весьма
необычным для
тогдашней Испании
«Вид Толедо»,
«Апостолы Петр и
Павел»,
«Дама в боа»,
«Похороны графа
Оргаса», «Инквизитор
Ниньо де Гевара»
Франция
большое влияние на
изобразительное
искусство оказывали
дворянские воззрения и
вкусы, поэтому во многих
произведениях того
времени имеются
придворные черты.
Французские короли охотно
приглашали итальянских
художников и скульпторов,
которые, однако, принесли в
живопись не идеи
Возрождения, а маньеризм
(манера художественного
письма).
Отец и сын Клуэ
Широкое распространение
во Франции получил
карандашный портрет,
который выполнял роль
фотографии. Его дарили на
память и оставляли у себя
Германия
Особенность германского
Возрождения состоит в
том, что все его развитие
протекало в короткие
сроки, отсюда обилие
неожиданных сочетаний
старых и новых
направлений из разных
исторических форм
Главными видами
искусства были
живопись и графика.
Живописные и графические
портреты. Жанровые и
библейские композиции.
Альбрехт Дюрер –
живописец и гравер
«Апокалипсис». «Всадник,
смерть и дьявол».
«Святой Иероним».
«Меланхолия»
Лукас Кранах
Старший.
«Бегство в Египет»
Религиозные сюжеты
его картин
разворачиваются на фоне
великолепного пейзажа
Англия
Живопись этого времени носит
переходный характер и не
Английский двор
обходился услугами
выдвигает значительных
мастеров.
иностранных мастеров
Учитель. Прочтите все, что вы записали, поделитесь мнением с соседом по парте.
Сделайте выводы. А теперь делимся итоговой информацией.
Ученик.
XV век развивался как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону
«мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных
потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные
войны, борьба с господством католической церкви.
В Северном Возрождении главное
место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической
церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к реформации и протестантизму.
Ученик.
В Германии в последней трети XV в. возник и получил развитие в искусстве Северного Ренессанса
портрет. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Если
итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты, то
немецкие мастера были безразличны к красоте, для них главным было передать характер, добиться
эмоциональной выразительности образа.
Ученик.
В искусстве Северного Ренессанса сформировался и получил развитие (прежде всего в
Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина, фольклорный жанр. Нидерландских художников
отличала необычайная виртуозность письма: любая мельчайшая подробность изображалась с
большой тщательностью. Это делало картины очень увлекательными для зрителя: чем больше
разглядываешь, тем больше находишь интересных деталей.
Ученик.
Северное Возрождение, стремясь запечатлеть реальные виды окружающего мира,
порождает самостоятельный жанр в живописи – пейзаж.
Главными видами искусства были
живопись и графика
Ученик.
Каждая страна имела свои национальные особенности и становления культуры
Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в
художественной культуре Нидерландов и Германии.
Учитель. Проведем по презентации тестирование.
Учитель. Заполните третью колонку в таблице.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Северные страны
Получить информацию о
Северном Возрождении
В мировоззрении людей Северного
Возрождения присутствовал пантеизм.
На основе этого лежала этическая
сторона развития. Возникает
самостоятельный жанр живописи
пейзаж, получил развитие бытовой и
фольклорный жанр. В портрете
добивались эмоциональной
выразительности.
Внимание! Домашнее задание. Выполнить презентацию на тему:
«Творчество художников эпохи Северного Возрождения»
Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников.
«Острова настроения». В
классе 20 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости,
Удовольствия, Наслаждения»
«
Трудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное
должно быть приятным».
Урок закончился друзья, до скорого свидания.