Автор: Борзенкова Елена Вагизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 2
Населённый пункт: Ленинск – Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Здоровье детей
Тема: Осанка и плоскостопие
Раздел: дошкольное образование
«Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки»
«Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия»
Осанка
–
одно
из
важнейших
понятий
для
определения
тела
ребенка
в
пространстве,
обнаружения
признаков
ортопедических
заболеваний,
связанных
с
нарушением
статико-динамических
свойств
позвоночника.
Осанкой принято называть привычное положение тела человека в покое и при
движении.
Формируется
осанка
с
самого
раннего
детства
и
зависит
от
гармоничной работы мышц, костной системы, связочно-суставного и нервно-
мышечного аппаратов, равномерности их развития.
Нормальная
(или
правильная)
осанка
– умение
сохранить
правильное
положение
тела.
При
этом
создаются
наиболее
выгодные,
максимально
благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной
и нервной систем, внутренних органов. Она характеризуется умеренными
естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными (без
выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми
ногами и нормальными сводами стоп.
Причины нарушения осанки:
Неблагоприятные условия окружающей среды;
Заболевания
и
травмы
опорно-двигательного
аппарата
(рахит,
туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
Инфекционные и частные простудные заболевания;
Дефекты физического воспитания;
Плоскостопие;
Длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
Привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое
положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
Неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами,
согнутыми спиной и ногами);
Неполноценное питание и т.д.
Виды нарушения осанки:
Сутуловатая осанка
Лордотическая осанка
Кифотическая осанка
Асимметрия плечевого пояса.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки:
1.
И.п.: стоя, руки вдоль туловища; правильная осанка обеспечивается за
счет
касания
стены
или
гимнастической
стенки
затылком,
лопатками,
ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать
шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
2.
И.п.: то же, принять правильное положение. Отойти от стены, походить,
стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к
стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
3.
И.п.: то же, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться
с
расслабленными
руками
(предложить
детям
«пополоскать
белье»),
выпрямиться и постараться снова встать правильно.
4.
И.П.: то же, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги
вперед, не сгибая в колене и не отрывая таза, плеч, головы от стены.
5.
И.П.: лежа на спине. Голова, туловище, ноги образуют прямую линию,
руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое
положение тела. Вернуться в и.п.
6.
И.п.:
лежа
на
спине.
В
правильном
положении
прижать
поясничную
область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной
области то же положение, которое было принято в положении лежа.
7.
Ходьба
с
мешочком
на
голове
с
одновременными
различными
движениями: в полу приседе, с высоким подниманием коленей и т.д.
Комплекс
общеразвивающих
упражнений
с
обручем
ля
детей
среднего
дошкольного возраста (4-5 лет), имеющих нарушения осанки:
1.
«Обруч
вверх».
И.
п.:
ноги
врозь,
обруч
вниз.
1
–
обруч
вверх,
посмотреть; 2 – к плечам; 3 – вверх, 4 –и. п., сказать «вниз». Следить за
перемещением обруча. Повторить 4-5раз.
2.
«Из руки в руку». И. п.: ноги слегка расставить, обруч вниз в правой
руке. 1 – 2 – обруч через сторону вверх, передать в другую руку; 3 – 4 –
и. п. Следить за перемещением обруча. То же, обруч в левой руке.
Повторить по 2-3 раза каждой рукой.
3.
«Поверни обруч». И. п.: сидя в обруче, ноги с крестно, обруч у пояса. 1
– 2 – поворот вправо, повернуть и обруч; 3 – 4 – и. п. То же влево.
Смотреть в сторону поворота. Повторить по 3 раза.
4.
«Посмотри в окошко». И. п.: ноги врозь, обруч перед грудью. 1 – 2 –
одновременно наклон вперед и обруч вперед – выдох; 3 – 4 – и. п.
Повторить 4-5 раз.
5.
«Положи и возьми». И. п.: ноги слегка расставить, обруч вверх. 1 –
присесть,
положить
обруч;
2
–
выпрямиться,
руки
за
спину;
3
–
присесть, взять обруч; 4 – и. п. Повторить 4-5 раз
6.
«Весело шагай». И. п.: стоя серединой стопы на обруче, руки на пояс.
Приставным шагом двигаться по обручу два полных круга вправо. То
же влево. Повторить 2-3 раза.
7.
«Глубоко дыши». И. п.: ноги слегка расставить, обруч у плеч, хват с
боков. 1 – обруч вверх, вдох; 2 - и. п. – выдох. Повторить 3-4 раза. Темп
выполнения упражнения медленный.
Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой для детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения осанки.
1.
И. п.: о. с. – палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – вверх, 3 – вперед; 4 – и.
п. Повторить 6-8 раз.
2.
И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1-3
– плавными движениями поднимать палку назад вверх; 4 – и. п. При
выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от
плеча. Дыхание произвольное. Повторить 3-5 раз.
3.
И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 – 2 – наклон вперед, одновременно
поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3 – 4 – и. п. Повторить 6-8
раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
4.
И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 – поднять палку вверх; 2 –
наклон вправо; 3 – поднять палку вверх; 4 – и. п. То же в другую
сторону. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
5.
И. п.: стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 – поворот корпуса
вправо, одновременно руки вперед; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же в другую
сторону. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
6.
И. п.: лежа на животе, палка в прямых руках. 1 – 2 – палку вверх,
посмотреть на нее; 3 – 4 – и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6
– 8 раз.
7.
И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу руки в
упор сзади. 1 – 4 – ступнями ног катить палку вперед до полного
выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4 – 6 раз.
8.
И. п.: о. с. – палка внизу. 1 – поднять палку вверх, посмотреть на нее –
вдох; 2 – и. п. – выдох. Повторить 6 – 8 раз.
Дыхательные упражнения при нарушении осанки.
1.
«Ветер дует». И. п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс – вдох. 1 - 4 –
согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить звук
«у-у-у», принять и. п. Повторить 6 – 8 раз.
2.
«Гуси шипят». И. п.: стоя, ноги параллельно, руки вниз – вдох. 1 – 2 –
наклон
вперед,
голова
прямо,
руки
отвести
назад,
выдыхая,
произносить звук «ш-ш-ш»; 3 – и. п. Повторить 6 – 8 раз.
3.
«Насос». И. п.: стоя, ноги врозь, руки вниз – вдох. 1 – 2 – наклон
вправо, скользя как можно ниже правой рукой вдоль туловища, левая –
до подмышки, голова и туловище прямо, выдыхая, произносить звук
«с-с-с»; 3 – 4 – и. п., вдох. То же влево. Повторить 4 – 6 раз.
4.
«Каша кипит». И. п.: сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая
на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская
грудь
(выдыхая
воздух)
и
выпячивая
живот
–
выдох.
При
выдохе
громко произносить звук «ш-ш-ш». повторить 4 – 6 раз.
5.
«Петух».
И.
п.:
ноги
слегка
расставить,
руки
в
стороны.
Хлопать
руками по бедрам и, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5
– 6 раз.
6.
«Ежик». И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади.
Согнуть ноги в коленях и подтянуть их груди, медленно выдыхая,
произносить звук «ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох. Повторить 4 – 5
раз.
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе)
20-25 шагов.
"Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25
шагов.
"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый
шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает,
песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и
ногою - топ!"
Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением.
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4
шага.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.
"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести
кисти
к
плечам
(ладони
вперёд,
пальцы
врозь)
и,
говоря
хором
"квак",
вернуться в И. П. (4-6 раз).
"Большие круги" . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти
сжаты в кулаки) - 6-8 раз.
"Мельница". Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).
"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться
в И.П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох.
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи
назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук
(4-6 раз).
"Потягивание". Подняться
на
носки,
левая
рука
вверх,
правая
назад.
Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-6 раз).
Упражнения в положении "лёжа на спине"
"Здравствуйте - прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать
кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз).
"Волна". "Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5
секунд и отпустить ноги (4-6 раз).
"Пляска ". И.П. - лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги
врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз)
Упражнения в положении "лёжа на животе"
"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги:
пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза).
"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд.
Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).
Плоскостопие
Плоскостопие
– статическая деформация стопы, характеризующаяся
уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается
и
смешанное.
Продольное
плоскостопие
составляет
более
55%
всех
деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является
следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного
аппарата стопы и голени.
Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и
ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным
пребыванием
на
ногах,
избыточный
вес,
неудобная
обувь,
а
также
ряд
заболеваний (например, перенесенный рахит, полиомиелит), травмы стопы и
голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы) и т. д.
Признаками выраженного
плоскостопия
являются
уплощение
и
расширение
стопы,
особенно
в
средней
части,
пронация
пятки
наружу.
Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы
с
помощью
красящих
растворов.
В
некоторых
случаях
необходима
рентгенография.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
1.
Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать
прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
2.
Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при
ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
3.
Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками вовнутрь.
4.
Ходьба по ребристой доске.
5.
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь
поднимать выше пятки.
6.
Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
7.
Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или палке.
8.
Ходьба на носках в полу приседе.
9.
Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
10. Ходьба перекатом с пятками на носок. Корпус держать прямо, голову
не отпускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на
носок, толкаясь пяткой.
11.Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
12.Ходьба по наклонной плоскости на носках.
13.Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
14.Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения
ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
Игровые
упражнения
вместе
с
мамой,
вместе
с
папой
для
предупреждения развития плоскостопия у детей.
1. «Забавный балет».
Встаньте со своим ребёнком на коврик напротив друг друга, ноги слегка
расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трех,
опуститесь на всю стопу. Выполните упражнение 3—4 раза, стоя на месте,
затем
—
делая
небольшие
шаги вправо-влево,
после
этого
на
носочках
походите
по
кругу
хороводом.
Напоминайте
ребёнку,
что
спинку
нужно
держать прямо, подбородок не опускать.
2. «Едем-едем-едем на велосипеде».
Сядьте со своим ребёнком на коврик напротив друг друга на небольшом
расстоянии. Руки поставьте за спину с упором в пол. Стопами своих ножек
ребёнок
упирается
в
ваши
стопы.
Выполняйте
поочередные
движения,
имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя — к себе). Сначала
движения
выполняются
в
медленном
темпе, а
затем
в
более
быстром.
Необходимо следить, чтобы стопы ребёнка были всегда плотно прижаты к
вашим стопам.
3. «Поможем маме».
На
коврике
рассыпаются
карандаши,
фломастеры,
кусочки
ткани,
пластмассовые крышки
от
пластиковых
бутылок,
фантики
и
др.
Папа
и
ребенок садятся на коврик или на стульчики друг напротив друга, между
ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает ребёнку помочь маме
прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать в коробочку,
захватывая их пальчиками ног. Руками помогать нельзя! Движения выполня-
ются поочередно обеими стопами. По мере освоения игрового упражнения
сбор
предметов можно
выполнять
из
положения
стоя,
передвигаясь
по
коврику небольшими шагами.
4. «Мы — строители».
Расположитесь вместе с ребёнком на коврике друг напротив друга, опираясь
руками
на коврик
позади
себя.
Перед
собой
в
произвольном
порядке
рассыпьте детали от конструктора (кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.). По
очереди,
захватывая стопами
одну
деталь
конструктора
за
другой,
выполняйте
какую-либо
постройку (башню,
домик
и
т.
п.).
Необходимо
отметить, что в процессе выполнения упражнения в работу включаются не
только мышцы ног и стоп, но и мышцы брюшного пресса. Если ножки у
ребенка устанут, рекомендуется предложить ему встать и походить по полу.
5. «Почтальон принес письмо».
Сядьте с ребёнком на коврик друг напротив друга, руки за спиной в упоре
сзади, ноги согнуты в коленях. Ребенку даётся конверт из плотной бумаги,
который он захватывает большим и указательным пальчиками ноги и затем,
выпрямляя ножку, передает его вам. Вы, выполняя те же движения, передаёте
конверт обратно ребёнку. При передаче конверта рекомендуется поочередно
менять ноги (правая — левая).
6. «Шагаем по дорожкам».
Ребёнок вслед за вами повторяет следующие движения:
-
ходьба
босиком
приставным
шагом
по
толстому
шнуру,
ставя
ногу
серединой стоп на шнур;
- ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера (ногу
ставить на коврик плотно);
- ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров
(ходить по коврику следует скользящим шагом).
7. «Веселые друзья».
Встаньте с ребёнком на коврик рядом друг с другом. Показывайте имита-
ционные
движения,
ребёнок
повторяет
их
вслед
за
вами.
Необходимо
обращать
внимание
ребёнка
на
то,
что
спину
надо
держать
прямо,
подбородок чуть приподнять, смотреть вперед.
«Мишка» — ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони
вперед, пальцы рук широко расставлены (при ходьбе можно произносить звук
«р-р-р»).
«Гусь» — ходьба на пятках, руки в стороны — вниз (можно произносить «га-
га-га»).
«Лисенок» — плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню (при
этом разноименную руку плавно направлять вперед перед грудью).