Напоминание

"Музыка народов мира"


Автор: Петунина Евгения Викторовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 152" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Сценарий музыкального досуга для старшего дошкольного возраста
Тема: "Музыка народов мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

Школа № 152

Дошкольное образование

Сценарий музыкального досуга для

старшего дошкольного возраста

«Музыка народов мира»

Составила музыкальный руководитель: Петунина

Евгения Викторовна

Москва 2017

2

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное

путешествие по странам мира.

Мы уже много знаем о родной русской

музыке, но на нашей большой планете живут разные народы, и каждый народ

имеет свою (и народную, и композиторскую) музыку, иногда очень несхожую

с русской музыкой, иногда настолько близкую, что нам бывает трудно

определить, к какому народу она относится.

Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнохарактерную

картину.

Скажите, чем особенна русская музыка?

Дети: – певучая, протяжная, душевная, широкая, …

Ведущая: Ребята, давайте исполним русскую народную песню «По малину в

сад пойдём».

Дети исполняют хоровод «По малину в сад пойдём» рус. нар. песня.

Ведущая: Сегодня мы познакомимся с замечательным русским композитором

Игорем Фёдоровичем Стравинским и фрагментом из его балета «Петрушка».

Немного о балете: действие происходит на ярмарочном гулянье широкой

русской масленицы в Петербурге. Героем всех ярмарок является Петрушка.

Ведущая показывает иллюстрации «Петрушка на ярмарке».

Ведущая: Начинается представление балаганного театра. Перед зрителями

возникает таинственный Фокусник, приоткрывающий занавес. Он играет на

волшебной дудочке завораживающую мелодию, а его куклы постепенно

начинают оживать. В движениях Петрушки чувствуется импульсивность,

напряжённость, но он задорный герой и всегда заводит и веселит толпу,

которая всё более оживляется, в русскую пляску вовлекаются все. Ребята, а

какую русскую игрушку, кроме Петрушки вы знаете? (Матрёшка). А какие

русско-народные инструменты вы знаете?

Дети отвечают.

Дети исполняют русскую народную песню «На горе то калина» и играют

на русских народных инструментах.

Ведущая: Продолжаем наше путешествие. Мы попали в страну на краю

океана, туда, где зарождается день, где восходит солнце. Поэтому Японию

называют страной восходящего солнца.

3

Ведущая показывает изображение флага Японии.

Ведущая: Очень давно на выступающих со дна океана гористых островах

поселились люди. Островная жизнь сложная, суровая, там частые ветры,

влажность, туманы. Японцы – очень трудолюбивый народ, и они сумели

создать процветающую жизнь, построить огромные города. Япония известна

во всем мире как страна высокого технического развития.

Еще в далекой древности у японцев возникло умение видеть бесценную

красоту каждого кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость.

Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому учат всех

японских детей.

Ведущая показывает иллюстрации «Японские дети в национальных

костюмах».

Ведущая: В школе есть даже такой предмет – искусство любования.

Традиционный японский праздник – это день цветения вишни – сакуры. (На

доске – изображение вишни). Их стволы черные, корявые, но нежная розовая

пелена, окутывающая деревья, помогает людям верить в то, что прекрасное

вечно.

Ведущая показывает иллюстрации «Цветение сакуры».

Ведущая: День цветения сакуры отмечается очень своеобразно. Люди

терпеливо ждут, когда начнет распускаться первый цветок. Это момент не

только любования, но и глубокого раздумья о красоте и хрупкости мира.

Время цветения вишни – любимый японский праздник. И давайте сейчас с

вами послушаем классическую японскую музыку «Цветение вишни».

Дети слушают классическую японскую музыку «Цветение вишни».

Ведущая: И наше путешествие продолжается в страну Норвегия.

Ведущая показывает иллюстрации «Норвежские дети в национальных

костюмах».

Ведущая: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Эдварда

Грига.

Ведущая показывает портрет Эдварда Грига.

Ведущая: Он жил в Норвегии. Эта страна диких скал, густых лесов, узких

морских заливов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о

4

фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер-Гюнт –

герой произведения Грига – красивый, смелый, молодой юноша, но

неисправимый фантазёр и искатель приключений. Однажды он решил

отправиться очень далеко от своей родины искать счастья, несмотря на то что

у него была невеста – прекрасная девушка по имени Сольвейг. Долгие годы

он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день всего

лишился. Через много лет он вернулся на Родину, в Норвегию. Но его никто

не узнал, оказалось, что Пер Гюнт давно забыт в своих краях и никому он уже

здесь не нужен. И только в лесной избушке ждёт его верная Сольвейг, по

прежнему горячо-любя. Пер Гюнт во всём раскаялся: он понял, как

бессмысленно прожил жизнь.

В одно из своих путешествий Пер попал в подземное царство троллей (злых

гномов). Они хотели женить, но наш герой отказался - ведь у него есть

невеста - Сольвейг! Тогда разъярённые тролли набросились на него, грозя

разорвать в клочья… Но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть изчезла.

Пер был спасён.

Ведущая показывает иллюстрации «Пер Гюнт в царстве пещере горного

короля».

Ведущая: Пьеса Грига написана в жанре марша. Марш начинается тихо, в

очень низком регистре: как будто таинственные звуки доносятся из под

земли. Но вот музыка становятся всё громче, стремительнее, кажется что

даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает –

гномы удаляются…..

Дети слушают произведение Грига «В пещере горного короля» и

маршируют под музыку.

Ведущая: А сейчас мы с вами отправимся на жаркий континент в Африку.

Ведущая показывает иллюстрации «Африканские дети в национальных

костюмах».

Ведущая: А также ребята, мы с вами познакомимся с африканскими

музыкальными инструментами. Посмотрите, какой у меня замечательный

африканский барабан. Это ударный инструмент, обтянутый кожей с двух

сторон, звук у него низкий и гулкий, извлекается с помощью рук.

Дети слушают африканскую барабанную музыку.

5

Ведущая: А ещё я вас сегодня познакомлю ещё с очень интересными

африканскими инструментами, которые называются: Шум дождя и

Маракасы. Дети, а как вы думаете, почему музыкальный инструмент «Шум

дождя» так называется? Правильно, потому что при плавном перемещении

инструмента, его звуки напоминают дождь.

Посмотрите на этот инструмент (маракас) и скажите, на что он похож? Он

похож на погремушку, только гораздо больше размером. Называется этот

инструмент маракас, давайте повторим по слогам. Когда-то маракас был

кокосом. Из кокоса выпили молоко, высушили, наполнили его мелкими

крошечными предметами. Потрясли, он стал издавать шумящий звук. Для

удобства приделали ручку, стало намного удобнее держать, так получился

маракас. Играют на нём просто- ритмично встряхивают .

Дети слушают африканскую песню аборигенов и смотрят иллюстрации

Африки.

Дети танцуют под песню «В Африке» из фильма «Красная шапочка».

Ребята, вот и на этом наше музыкальное путешествие по странам мира

заканчивается. В каких странах мы сегодня побывали? С какими

композиторами вы сегодня познакомились? С какими инструментами вы

сегодня познакомились?

Дети отвечают.

Ведущая: Вы сегодня узнали много нового и интересного о музыке стран

мира. Увидели, как выглядят дети других стран в национальных костюмах, и

может быть, многие из вас побывают в этих замечательных странах.



В раздел образования