Напоминание

"Современные подходы к конструированию музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста"


Автор: Руднева Татьяна Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБУ Школа № 26
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы к конструированию музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Современные подходы к конструированию

музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста»

Составила:

музыкальный руководитель МБУ «Школа №26»

Руднева Татьяна Александровна

В

настоящее

время

развитие

теории

и

методики

музыкального

воспитания

дошкольников определяется своеобразием современного дошкольного образования. При

условии вариативности образовательных программ и групп дошкольных образовательных

организаций

все

острее

обозначается

необходимость

решения

проблемы

целостного

развития ребёнка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно

актуализируется

задача

разработки

подходов

к

организации

процесса

целостного

художественного

развития

детей.

В

последние

десятилетия

обновление

содержания

дошкольного

образования

движется

ускоренными

темпами,

это

является

позитивным

шагом

к

дошкольному

детству,

связанным

с

осознанием

значительности

тех

образовательных

ресурсов,

которые

в

нём

заложены.

Эти

тенденции

востребуют

вдумчивого переосмысления сложившейся практике педагога дошкольных организаций.

Вопрос развития детей дошкольного возраста средствами музыки остаётся актуальным

для

науки

и

практики

уже

многие

десятилетия.

Одной

из

ключевых

проблем,

удерживающих актуальность этого вопроса, является поиск эффективного содержания,

условий для его реализации в образовательной деятельности дошкольных организаций.

Данная

статья

рассматривает

новые

подходы

конструированию

музыкальных

занятий.

Что

же

такое

педагогическое

конструирование?

Это

дальнейшая

детализация

созданного плана-проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях

образовательной практики.

Педагогическое

конструирование

(создание

конструкта)

-

это

дальнейшая

детализация созданного в конкретных условиях образовательной практики.

Цель

конструирования

музыкального

занятия

разработка

его

методической

модели.

Главной

основой

конструирования

музыкального

занятия

должно

стать

понимание сути педагогического взаимодействия музыкального руководителя с детьми.

При

конструировании

музыкального

занятия

необходимо

выявить

цель

и

задачи,

логические компоненты структуры, программу действий музыкального руководителя и

детей в выделенной структуре.

Цели и задачи музыкального занятия

Основные

характеристики

педагогической

цели

следующие:

мысленно

предвосхищение

результата,

образ

желаемого

результата,

совершённый

результат.

Педагогическая цель и результат всегда взаимосвязаны. Цель музыкального занятия - это

инструмент для достижения интегрирующей цели тематического модуля. Соответственно

цель музыкального занятия должна находиться во взаимосвязи с целью тематического

модуля. Цель - это идеальный результат предполагаемых изменений, которые должны

произойти у детей на музыкальном занятии. Результат – это детализированная цель, он

показывает, какие изменения в деталях произошли и насколько они близки к идеальной

цели. Соответственно цель всегда диагностична, то есть проверяема. Результат не может

быть точной копией цели. Если цель может отвечать на вопрос «Что смотрим?», то

результат

это

достигнутые

изменения

в

детях.

Изменения-

это

получение

нового

качественного состояния (не знал- имеет представление, знал- узнал о новой ситуации, в

которой это применимо и т.д.)

Для музыкального руководителя цель музыкального занятия выполняет функцию

внутреннего закона его деятельности, согласно которому он выстраивает свои действия,

направляет и регулирует деятельность детей. В соответствии с целью выстраивается

программа взаимодействия музыкального руководителя и детей. Ясная ,понятная цель

музыкального занятия есть условие порядка взаимосвязанных действий музыкального

руководителя и детей.

Задачи музыкального занятия должны находиться во взаимосвязи с его целью.

Задача есть шаг на пути достижения цели. Задача помогает увидеть, как разворачивается

содержательная

часть

музыкального

занятия.

Последовательность

задач

соответствует

логическим этапам разворачиванию содержания музыкально- игровой деятельности детей

на музыкальном занятии. Выполнение каждой последующей задачи связано с результатом

достижения предыдущей.

Методические аспекты формирования цели и задач музыкального занятия.

Формулировка цели- это сжатая, краткая, точно выраженная мысль, которая имеет

свои требования и структуру. Типовая схема цели музыкального занятия включает в себя

четыре основных компонента.

Ч т о -

глагол,

определяющий

программу

взаимодействия

музыкального

руководителя и детей. Глагол должен быть совершенного вида, он означает предложение

законченных действий.

Например:

сформировать,

освоить,

научить(-ся) ,

развить.

Зачем - изменения в детях, на которые ориентирована цель.

Например:

познавательные действия,

метроритмическое чувство,

коммуникативные навыки,

эмоциональная отзывчивость,

двигательные навыки.

У кого - дети определённой возрастной группы.

Дети 2-й младшей группы, средней группы и.т.д.

С

помощью

чего

программный

материал(произведения

музыки

,

живописи,

литературы),

педагогические средства( методы, приёмы, формы организации деятельности детей), виды

и формы музыкально-игровой деятельности.

Например:

произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского

средствами инструментального музицирования;

в вокально-исполнительской деятельности.

Классификация целей музыкального занятия

в соответствии с логикой освоения музыкально-игровой деятельности.

Цели ознакомительные.

Данные цели направлены на то, чтобы все, что составляет предметное содержание

музыки,

стало

объектом

внимания

детей.

Это

цели представления ( внешние, чужие

факторы

превращаются

во

внутренние

представления), умения

(внешние

способы

деятельности (пение, слушание и.д), нормы (внешние ценности становятся внутренними

нормами). Действия детей – это их реакция на предметное содержание.

Ц е л и

и н с т р у м е н т а л ь н ы е .

Это

цели

направлены

на

то,

чтобы

предметный

мир

музыки

стал

детям

родным,

личностным. Этот мир не только нужно открыть (ознакомительные цели), но и научиться с

ним осознанно взаимодействовать. Это цели: знание (знаю- значит соглашаюсь, принимаю

в свою жизнь), навыки как определённая опытность, убеждения ( принятые ценности и

нормы, в сответствии с которыми действует ребёнок), опыт деятельности (знания, умения,

навыки, убеждения в нераздельном единстве.

Ц е л и

л и ч н о с т н ы е .

Эти цели направлены к своим ощущениям на то, чтобы деятельная активность ребёнка

стала осознанной. Деятельная активность проявляется не как внешнее делание, а к как

внутренний порыв, устремленность. Любознательность , трудолюбие, милосердие, воля,

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

.

Эту группу целей можно назвать воспитательными, все они направлены на духовное

созидание ребёнка. Действия детей осознанны.

Ц е л и

т в о р ч е с к и е .

Данные

цели

направлены

на

то,

чтобы

у

детей

появилось,

закрепилось

особое,

эстетическое , отношение к миру. Результаты этих целей видны в созданных детьми

различных музыкальных формах. Действия детей сознательны , они учатся планировать

их,

предвидеть

возможные

результаты

своих

действий;

активность

детей

само

регулируемая.

На

каком

же

правиле

«педагогического

взаимодействия»

в

конструировании

программы

действий музыкального руководителя строятся музыкальные занятия? Правило, на основе

которого

разрабатывается

программа

действий

музыкального

руководителя

и

детей,-

п е д а г о г и ч е с к о е

в з а и м о д е й с т в и е .

Педагогическое

взаимодействие

это

согласованная

деятельность

музыкального

руководителя и детей по достижению определённых результатов. При взаимодействии оба,

и музыкальный руководитель, и дети, являются субъектами образовательного процесса,

поэтому их взаимоотношения выстраиваются как субъект – субъектные. Характерной

чертой субъекта в педагогическом взаимодействии является деятельная активность. У

детей целенаправленная активность проявляется как по отношению к музыке, так и по

отношению к другим субъектам( музыкальному руководителю, другим детям). Активность

ребёнка

связана

с

определённой

целью.

Цель

непосредственно

связана

с

мотивами

деятельности. По отношении к музыке деятельная активность

ребёнка может быть

п р о и з в о л ь н о й

( с п о н т а н н о й )

и

ц е л е н а п р а в л е н н о й .

Соответственно задача музыкального руководителя на музыкальном занятии – «запустить»

целенаправленную

активность

ребёнка,

что

требует

определённой

организации

музыкального

занятия.

Поэтому

педагогическое

взаимодействие

всегда

имеет

два

взаимообусловленных компонента:

педагогическое

воздействие

и

ответную

реакцию

воспитанника.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие

субъектов

этого

процесса

друга

на

друга,

порождающее

их

взаимную

связь.

Важным фактором успешности педагогического взаимодействия являются личностные

характеристики

взаимодействующих

субъектов,

что

обеспечивает

как

освоение

социальных навыков у детей и музыкального руководителя, так и взаимопреобразование

их на принципах на принципах доверия и творчества, паритетности и доверия.

И

так,

структура

музыкального

занятия

состоит

из

четырёх

взаимосвязанных

этапов.

В

целостной

структуре

музыкального

занятия

каждый

этап

имеет

своё

определённое

предназначение

настроить

детей

на

взаимодействие

с

содержанием

занятия.

Мотивационный этап- это предназначение – настроить детей на взаимодействие с

содержанием занятия. На данном этапе происходит «запуск» деятельности активности

ребёнка.

Продуктивно-деятельностный этап- его предназначение в целостной структуре

музыкального

занятия

связано

с

реализацией

программы

музыкально-

игровой

деятельности детей в соответствии с намеченной целью. На данном этапе включается

основное

предметное

содержание

,

именно

оно

становится

и

для

детей

,

и

для

музыкального руководителя целевым и смысловым ориентиром.

Рефлексивный

этап-

его

предназначение

для

детей

«увидеть

себя

в

осуществленной деятельности», сам ребёнок становится объектом восприятия. Увидеть

себя

дети

могут

только

опосредованно,

то

есть

в

продукте

музыкально-

игровой

деятельности.

Эмоционально достраивающий

этап

его предназначение в подкреплении

полученных на занятии продуктивно- деятельностных результатов. В ходе занятия ребёнок

приобрёл новое знание, умение, совершенствовал имеющиеся навыки. На данном этапе

музыкального

занятия

и

включается

«старое»

содержание

с

применением

«новых»

условий., а также совершенствуется имеющий опыт музыкально –игровой деятельности.

Рассмотрев правило «педагогического взаимодействия» как основание, из которого

вытекает все, что касается конструирования музыкального занятия, методы, приёмы и

формы организации деятельности детей мы будем рассматривать как деятельностный ,

технологический

инструментарий

музыкального

руководителя

в

конструировании

музыкального занятия.

Хотелось бы дать определение слову Метод- (от греч.- путь к чему –либо) в

образовательном процессе выполняет роль связующего звена между целью и конечным

результатом, то есть метод для каждого из субъектов образовательного процесса является

способом

достижения

какой-либо

цели,

решения

конкретной

задачи

на

музыкальном

занятии.

В деятельности музыкального руководителя метод выполняет роль регулятива, то есть

средства для организации взаимодействия с детьми. Метод- это типовая , базовая основа в

Продуктивно-

деятельностный

Рефлексивный

Эмоционально-

достраивающий

Мотивационный

организации и регулировании деятельности. На основании метода определяются действия

музыкального руководителя и детей, их совокупность и порядок в музыкальном занятии.

Приём по отношению к методу, носит подчинённый характер. Он представляет

единичное

действие

шага,

ведущий

к

намеченной

цели.

Если

метод

представляет

завершённое

действие

(задача

решена,

цель

достигнута),

то

приём

отличается

н е з а в е р ш ё н н о с т ь ю

(

н а

п у т и

к

ц е л и ) .

Одни и те же приёмы могут быть использованы в разных методах. И , наоборот, один и тот

же метод в практике его реализации может включить различные приёмы.

Ф о р м ы организации

деятельности

детей

это

способ

упорядочивания

взаимодействия

детей

и

музыкального

руководителя.

На

музыкальном

занятии

используются следующие формы организации деятельности детей:

-фронтальные

-коллективные

-групповые

-индивидуальны.

На музыкальном занятии может быть использована как одна форма, так и несколько в

сочетании друг с другом. Хочется отметить и выделить основные характеристики , на

которых осуществляется реализация метода в педагогической практике, его цель, задачи, а

также приёмы и формы организации деятельности детей.

М е т о д

э л е м е н т а р н о г о

м у з и ц и р о в а н и я .

Общая

характеристика- данный метод лежит в основе многих систем музыкального

воспитания: К.Орфа, З.Кодая, Б.Бартока, Л.В.Виноградова. Особенности данного метода

авторы

видели

в

том,

что

он

призван

развивать

у

детей

не

только

музыкальные

способности, но и способствовать , прежде всего их общему развитию. Музицирование –

это процесс творческого самовыражения ребёнка. Основные правила реализации такого

процесса : «от спонтанности к заданности», от целого к деталям, от простого к сложному,

о т

п р о и з в о л ь н о г о

к

с л о ж н о м у ,

о т

ц е н т р а

к

п е р и ф е р и и » .

Цель- раскрепощение индивидуально – творческих сил ребёнка; формирование у детей

творческой

активности

в

таких

проявлениях,

как

инициативность,

организованность,

умение самостоятельно находить задачи в создании художественных образов и выделять

правила,

переносить

имеющийся

опыт

музыкально-

игровой

деятельности

из

одной

ситуации в другую» развитие творческих способностей , находить оригинальные решения,

научиться выражать себя в звуках и музыкальных формах.

Задачи- освоение элементов музыкального текста, правил создания собственных

художественных фрагментов и способов исполнения поэтического, музыкального текста;

(музыкальных, литературных, хореографических),создание «собственных произведений» (

музыкальных моделей)

Средства- синкретичное единство слова, движения, элементарных музыкальных

инструментов,

пения,

звучащих

жестов:

шлепки,

хлопки,

притопы

и

т.д.материалы,

предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, верёвки- практически любой предмет может

быть

использован

на

занятии

либо

в

качестве

музыкального

инструмента,

либо

для

дополнительной организации движения ( например, ленты), либо для создания образа

(например, мыльные пузыри), ритмокарточки и т.д.

Приёмы- речевая

декламация,

музыкально-

двигательные

упражнения,

игры

с

инструментами,

игры

с

предметами,

театрализация,

импровизация,

моделирование

звуковых отношений., музыкальные диалоги, вокализация.

Формы

организации

деятельности

детей

-

индивидуальные

и

фронтальные

(сольное и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах), групповые ( сольное

пение,

игра

в

оркестре,

инсценировка),

коллективные

(

ансамблевое

пение,

игра

в

оркестре, иеструментально – пластический и вокально- пластический спектакль).

Метод коллективно-игровой импровизации.

Общая характеристика-основное правило данного метода можно сформулировать

так:

«

выход

за

рамки

привычного

и

встреча

с

непредвиденным».

Встреча

с

непредвиденным

происходит

в

ходе

общения

друг

с

другом,

с

музыкальным

руководителем, с каким либо героем. Тема для импровизации исходит от Другого, ребёнок

должен её развить.

Цель-

формирование

навыков

общения;

навыков

коллективной

деятельности;

образного

мышлении;

художественно-творческого

интереса

к

общению

с

музыкой,

слуховых впечатлений

развитию

воображения,

творческой

активности,

чувства

музыкальной

формы,

композиции,;

приобретение

разностороннего

опыта

звуковых

ощущений,

развитие

тембрового, ритмического, звуковысотного слуха.

Задачи- изучение звуковых свойств различных материалов из них (бумажных,

стеклянных, металлических); освоение способов исполнения на детских музыкальных

инструментах; исследование свойств вокального голоса; исследование свойств мелодии,

р и т м а ,

т е м б р а

и

т . д .

сочетание

вокальных

и

инструментальных

исполнительских

приемов

при

создании

музыкальных моделей – образов.

Средства- синкретичное единство слова, движения , элементарных музыкальных

инструментов,

пнеия,

звучащих

жестов,

мнемосхемы,

ритмокарточки,

картины,

фотографии.

Приёмы-

музыкальные

диалоги,

неоконченные

предложения,

рассказ

с

продолжением, театрализация, моделирование наглядно- звуковых отношений, свободное

движение.

Формы

организации

деятельности

детей

-

групповые

и

коллективные

( коллективная композиция, инструментально-пластический и вокально- пластический

спектакль, ансамблевое пение, игра в оркестре)

Метод проектов.

Общая характеристика-основное правило: «искать и найти». Суть этого метода

В.Килпатрик, ученик и последователь Д.Дьюн, определил как «от души выполняемый

замысел».

Данный метод основывается на личной заинтересованности ребёнка именно в этом

знании для достижения этой цели. Ошибкой называть любую самостоятельную работу

детей.

Для

метода

проектов

принципиально

важным

является

наличие

конкретной

проблемы, взятой из реальной жизни детей и значимой для них самих. Для её решения

необходимо применять знания, как уже имеющиеся у них, так и новые, которые предстоит

приобрести

непосредственно

в

ходе

работы.

(Е,С.Полат).

При

использовании

метода

проектов музыкальный руководитель-это не ведущий и не источник новых знаний, это

ведущий партнёр. У музыкального руководителя и детей есть общая цель и согласованные

способы действий. Воплощением решенной проблемы является продут, который создаётся

детьми и музыкальным руководителем. Ещё одной важной составляющей метода проектов

является

элемент

планирования,

для

этого

необходимо

период

работы

разбить

на

отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить

способы решения этих задач и найти для этого ресурсы.

Непосредственно на музыкальных занятиях в музыкально-игровой деятельности

могут создаваться исследовательско – творческие проекты и творческие проекты.

Цель- формировать познавательные мотивы деятельности детей; вырабатывать и

развивать специфические умения самостоятельно выявлять проблему, находить способы

ее решения, гибко реагировать на новые обстоятельства, рефлексировать; формировать

целенаправленную

активность

ребёнка

во

взаимодействии

с

миром

искусства,

художественной культурой; формировать умения действовать со знанием дела; развивать

умение

устанавливать

причинно-

следственные

связи;

формировать

опыт

публичного

представления проектного продукта, навыки групповой и коллективной деятельности.

Задачи-

создавать,

воссоздавать,

перевоссоздавать

художественные

образы;

соотносить собственный замысел с имеющимися в опыте ребёнка способами музыкально-

игровой

деятельности;

своими

руками

делать

музыкальные

инструменты;

играть

на

музыкальных инструментах и петь в ансамбле.

Средства - игра на детских музыкальных инструментах, пение, слово, рисование,

лепка, аппликация.

Приёмы

-

наглядно-слуховое

моделирование,

упражнения,

кросстренинг

( попробовать себя в том, чем никогда не занимался), внешнего стимула, художественного

эксперимента,сказки-шумелки.

Формы

организации

деятельности

детей-

индивидуальные,

групповые,

коллективные ( коллективная композиция, инструментально- пластический и вокально-

п л а с т и ч е с к и й

с п е к т а к л ь ,

ансамблевое пение, игра в оркестре.

Метод художественного движения.

Общая характеристика- рождение метода художественного движения связано с

именами

известных

педагогов

Л.И.

Алексеевой,

С.Д.Рудневой,

И.Е.Кулагиной.

Метод

художественного

движения

называют

методом

психолого-

педагогической

и

художественной работы, так как он позволяет решать не только художественные задачи,

направленные сугубо к взаимодействию детей с музыкой, но и психотерапевтические

задачи

-

«самооткрытие,

самовыражение

своих

индивидуальных

переживаний».

Суть

метода заключается в порождении музыкального образа в музыкально- двигательной

форме.

Движение

становится

художественным,

когда

оно

выразительно.

В

художественном движении ребёнок осознанно выполняет свои действия.

Основные

правила

данного

метода

можно

определить

так:

2свободный,

пластический танец», «здесь и теперь», « из музыки – дыхание, от дыхания к движению».

Движение- это незаданные танцевальные формы, а ответ на звучащую музыку.

Метод художественного движения – это работа с дыханием ребёнка. Дыхание является

основным импульсом движения «движемся , как дышим».используются все типы дыхания

( диагфрагмальное, верхнеключичное, полное).

Метод предполагает два уровня реализации: 1) личный, где центром внимания

ребёнка становится он сам, его чувствования и 2) содержание музыкального произведения,

когда внимание ребёнка обращено в музыку, в своём движении он ищет и воссоздаёт

авторский замысел. При этом углубление в музыку происходит интуитивно, то есть без

предварительной аналитической проработки.

Цель- формирование

способности

ребёнка

эмоционально

переживать

музыку;

действенное переживание своей сопричастности с музыкой; выявление индивидуально-

двигательных

возможностей

ребёнка;

открытие

физических

возможностей

ребёнка;

развитие коммуникативных навыков навыков в межличностном общении, партнёрском

взаимодействии;

выявление

музыкально-эстетических

переживаний

ребёнка

через

выразительные движения; развитие музыкальности; создание условий « для естественного

выявлений моторных реакций в движении всего тела»знакомство с музыкой передающей

разнообразные

образы,

их

переживания;

развитие

произвольного

внимания,

памяти;

формирование осознанного управления своим телом.

Задачи - создавать музыкально- двигательные формы; создавать сценический образ

музыки; искать «свои» формы двигательного воплощения музыки; ощущать физическое

пространство

и

учиться

его

использовать;

ощущать

драматургическое

развитие

музыкального текста.

Средства - образные ситуации, создаваемые при помощи слова;) специальные

упражнения ( а развитие мышечного чувства, дыхания), музыкально-дидактические игры,

мнемосхемы.

Приёмы

-

свободное

движение;

выразительные

движения

(

ходьба,

прыжки,

поскоки,

движения

плавные,

маховые,

бросковые,

на

месте

и

в

продвижении),

д в и г а т е л ь н о е

м о д е л и р о в а н и е

,

«подтекстовки»

Формы

организации

деятельности

детей-

индивидуальные

и

фронтальные

(непроизвольные движения, спонтанная импровизация, этюд); групповые ( контактная

импровизация,

музыкально-двигательная

миниатюра),

коллективные

(коллективная

композиция, инструментально- пластический и вокально-пластический спектакль).

Метод активного слушания.

Основные характеристики

метода - «слышать музыку» и «слушать музыку»

нельзя рассматривать как синонимичные понятия. Слушать - значит общаться, быть в

диалоге. Музыка становится побудителем чувств и переживаний ребёнка, и они могут

быть совершенно противоположны тем, о которых говорит музыка.

При слушании музыки дети находятся в непосредственном диалоге с собеседником

– музыкой. Поэтому активность ребёнка переносится с собственных переживаний на ту

информацию, которая исходит от собеседника, то есть музыки. Метод активного слушания

призван научить ребёнка быть в диалоге с чувственными процессами Другого.

Использование метода активного слушания позволяет детям освоить язык музыки,

научиться понимать её речь.

Цель-

развитие

волевых

качеств,

внимания

в

их

взаимосвязи,

музыкального

мышления

(

мышления

образами),

эстетического

отношения;

формирование

умения

концентрировать

своё

внимание

на

определённых

элементах

музыкального

текста;

формирование

опыта

сопереживания

содержания

музыки;

освоение

способов

познавательных действий.

Задачи- освоить средства музыкальной выразительности; научиться узнавать и

распознавать музыкальные образы; научиться следить за музыкальной речь.

Средства-

дидактические

карточки,

картины

художников,

фотографии,

детские

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

ы

е

инструменты, голос.

Приёмы - проговаривание, вокализация, двигательное или вокальное уподобление,

пластическое

интонирование,

ритмический

аккомпанемент,

ритмическое

эхо,

моделирование наглядно- звуковых отношений, сказки шумелки.

Формы

организации

детей

-

индивидуальные

и

фронтальные

(размышления,

музыкальное движение, спонтанная импровизация с предметами и без них).

Логическим итогом конструирования музыкального занятия является его описание.

Описание-

материализованная

форма

в

виде

сценария,

плана-конспекта

или

технологической

карты.

В

современной

образовательной

практике

для

описания

методических

разработок

занятия

используются

три

формы:

сценарий,

план

и

технологическая карта. Хочется остановить своё внимание на разработке технологической

карты музыкального занятия.

Технологическая

карта

–это

обобщенно-графическое

описание

музыкального

занятия

в

таблице.

Отличительной

особенностью

технологической

карты

от

других

форматов методической разработки музыкального занятия является точное вычленение и

описание действий музыкального руководителя и детей. Порядок взаимодействия всех

субъектов выстраивается в соответствии с задачами.

Этап

занятия

Взаимодействие

музыкального

руководителя и детей

Предме

тное

содержание

действия

музыкального

руководителя

Д е й с т в и я

детей

Мотивацион

ный

Задача1

-

Музыка.

- Литература

Задача2

Продуктивно

-

деятельност

ный

-

Фольклорные

игры.

И т.д

Задача3

Рефлексивны

й

Эмоциональн

о-достраивающий

Задача4

М е т о д и ч е с к а я

р а з р а б о т к а

с о д е р ж и т

2

р а з д е л а :

1.Констатирующий,

в

котором

указывается

дата

проведения

музыкального

занятия,

название

тематического

модуля,

тема

музыкального

занятия,

цель,

методы.

Приёмы.

Формы организации деятельности детей.

2. Описательный- в формате сценария, плана или технологической карты. Шаблон

описательного раздела:

1) Дата

2)Тематический модуль.

3) Тема музыкального занятия

4)Цель занятия

5)Методы и приёмы

6)Формы организации деятельности детей.

7 )

П р е д м е т н о е

с о д е р ж а н и е .

Таким образом, можно смело сказать, что конструирование музыкальных занятий – это

выверенное и точное формирование музыкального занятия, где дано описание и правило

педагогического взаимодействия, в соответствии с которыми выделены и описаны методы,

позволяющие организовать музыкально- игровую деятельность детей на музыкальном

занятии.



В раздел образования