Напоминание

Система формирования УУД на занятиях ДО


Автор: Малютина Ирина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦДОД Мартыновского района
Населённый пункт: сл.Большая Мартыновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система формирования УУД на занятиях ДО
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕМА МО: «Система формирования универсальных учебных

действий на занятиях ДО». (слайд 2)

Цель:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании

универсальных учебных действий в образовательной деятельности.

Задачи:

рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию УУД;

мотивация педагогов в применении методов и приемов, направленных на

формирование УУД.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Ход семинара:

Вопрос 1. Что значит «универсальный»?

Энциклопедический словарь:

1. Разносторонний

2. Пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции.

Вопрос 2. Что же означает «универсальные учебные действия?»саморазвитие и

самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта.

Образовательный стандарт (ФГОС)нового поколения ставит перед нами новые

образовательные задачи и в образовательном процессе требует от учителей и

педагогов перехода (слайд 3)

к цели обучения как формирование умения учиться;

(ранее цель была – это усвоение знаний, умений и навыков, в настоящее

время, согласно требованиям ФГОС мы ставим цель сформировать у ребенка

умение учиться);

от ориентации на учебно-предметное содержание к пониманию учебного

процесса как смыслового;

к целенаправленной организации учебной деятельности;

от индивидуальной формы усвоения знаний к ведущей роли учебного

сотрудничества.

Современное общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться

и если потребуется переучиваться, готового к самостоятельным действиям и

принятию решений.

Вот почему перед образовательными учреждениями остается актуальной проблема

самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и

компетенций.

Но, основной упор делается на обучение работе с компьютерной техникой и

усвоение основ информационных технологий. При этом существует четыре

базовых группы УУД.

(слайд 4)

Личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.(слайд 5)

Сюда входят три составляющие:

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая

Самоопределение :

внутренняя позиция ребенка

формирование основ гражданской идентичности

адекватная самооценка

Смыслообразование:

Т.е. «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на

него.

развитие мотива к учебной деятельности

осознанность учения и личная ответственность

Нравственно-этическая

знание основных моральных норм

нравственная оценка событий и поступков

КАКИЕ

МЕТОДЫ,

ПРИЁМЫ

ИСПОЛЬЗУЕМ

В

ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТНЫХ УУД?

- задания на личностное самоопределение (м.б. примеры жизненных ситуаций,

анализирование поступка героев из художественных произведений или реальной

жизненной ситуации, показ презентации заданной тематики).

-участие в мероприятиях патриотического характера (участие в митинге,

посвященному к празднованию Дня Победы, подобного рода мероприятия

формируют гражданскую и морально-ценностную позицию школьника)

- создание мотивации, интереса к учебно-познавательной деятельности

(это м.б. поставленная проблема, неразрешенная ситуация, диалог, беседа,

наблюдение)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД–(слайд 6, слайд 7)

этоумение ребенка самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

Определить цель, поставить перед собой учебную задачу;

Составить план, последовательность своих действий;

Прогнозировать результат

Осуществлять контроль своей деятельности

Корректировать свои действия

Оценивать результаты своей деятельности

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

КАКИЕ

МЕТОДЫ,

ПРИЁМЫ

ИСПОЛЬЗУЕМ

В

ФОРМИРОВАНИИ

РЕГУЛЯТИВНЫХУУД?

-самоконтроль и взаимоконтроль

-взаимопомощь

-взаимооценивание

-самооценивание

-рефлексия

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД(СЛАЙД 8,9)

Познавательные УУД, так же как и личностные универсальные учебные действия

делятся на три вида действий: это общеучебные, логические и постановку и

решение проблем.

Общеучебные: (слайд 10)

Выделение цели;

поиск необходимой информации;

Выбор способа решения задачи;

Рефлексия действий, контроль, оценка.

Логические действия:( слайд 11)

Устанавливать причинно-следственные связи

Строить логические рассуждения, умозаключения,

делать выводы

Постановка и решение проблем:

Создание алгоритма, т.е. последовательности действий

при решении проблем творческого или поискового

характера.

Для формирования познавательных УУД используем (слайд 12)

Технологию проблемного обучения –создание проблемной ситуации

Сотрудничество –совместная деятельность

Дифференцированный подход – разноуровневые задания

Проектные технологии –учебно-исследовательская деятельность,

проектное обучение

Применение ИКТ

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД (слайд 13)

Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с

другими людьми, педагогами, сверстниками, одноклассниками.

Планирование (определение цели, распределение функций участников,

способы взаимодействия);

(педагог обучает детей приемам работы в группах, учит ставить цель и

совместно находить пути их достижения)

Постановка вопросов ( взаимодействие в поиске и сборе информации, учит

способам выражения своих мыслей, умению отстаивать своё мнение, уважать

мнение других)

Разрешение конфликтов (педагог учит искусству спора,находить

альтернативные способы разрешения конфликта, договариваться несиловыми

методами);

Управление поведением партнера (корректировать действия партнера, давать

оценку, точно выражать свои мысли).

ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ (слайд 14)

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

- сотрудничество

-групповая дискуссия

- мозговой штурм

-коллективное задание

-работа в парах, группах

Если нам перенести все эти 4 вида УУД в русскую народную сказку «Репка», то это

выглядело бы так: (слайд 15)

Физминутка.

II. Практическая часть.

Участники семинара делятся на группы. Каждой группе раздаются разработки

занятий. Задание: определить какие виды УУД формируются на данных занятиях.

Рефлексия.

Составление синквейна по теме семинара.

Подведение итога работы семинара.

Проанализируем работу нашего семинара. С чего началась наша работа и как она

строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом

этапе? (высказывания участников семинара).

Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую

прямое отношение к этому вопросу:

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.



В раздел образования