Автор: Малютина Ирина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦДОД Мартыновского района
Населённый пункт: сл.Большая Мартыновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система формирования УУД на занятиях ДО
Раздел: дополнительное образование
ТЕМА МО: «Система формирования универсальных учебных
действий на занятиях ДО». (слайд 2)
Цель:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании
универсальных учебных действий в образовательной деятельности.
Задачи:
рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию УУД;
мотивация педагогов в применении методов и приемов, направленных на
формирование УУД.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход семинара:
Вопрос 1. Что значит «универсальный»?
Энциклопедический словарь:
1. Разносторонний
2. Пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции.
Вопрос 2. Что же означает «универсальные учебные действия?»саморазвитие и
самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
Образовательный стандарт (ФГОС)нового поколения ставит перед нами новые
образовательные задачи и в образовательном процессе требует от учителей и
педагогов перехода (слайд 3)
к цели обучения как формирование умения учиться;
(ранее цель была – это усвоение знаний, умений и навыков, в настоящее
время, согласно требованиям ФГОС мы ставим цель сформировать у ребенка
умение учиться);
от ориентации на учебно-предметное содержание к пониманию учебного
процесса как смыслового;
к целенаправленной организации учебной деятельности;
от индивидуальной формы усвоения знаний к ведущей роли учебного
сотрудничества.
Современное общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться
и если потребуется переучиваться, готового к самостоятельным действиям и
принятию решений.
Вот почему перед образовательными учреждениями остается актуальной проблема
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и
компетенций.
Но, основной упор делается на обучение работе с компьютерной техникой и
усвоение основ информационных технологий. При этом существует четыре
базовых группы УУД.
(слайд 4)
Личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД.(слайд 5)
Сюда входят три составляющие:
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая
Самоопределение :
внутренняя позиция ребенка
формирование основ гражданской идентичности
адекватная самооценка
Смыслообразование:
Т.е. «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него.
развитие мотива к учебной деятельности
осознанность учения и личная ответственность
Нравственно-этическая
знание основных моральных норм
нравственная оценка событий и поступков
КАКИЕ
МЕТОДЫ,
ПРИЁМЫ
ИСПОЛЬЗУЕМ
В
ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТНЫХ УУД?
- задания на личностное самоопределение (м.б. примеры жизненных ситуаций,
анализирование поступка героев из художественных произведений или реальной
жизненной ситуации, показ презентации заданной тематики).
-участие в мероприятиях патриотического характера (участие в митинге,
посвященному к празднованию Дня Победы, подобного рода мероприятия
формируют гражданскую и морально-ценностную позицию школьника)
- создание мотивации, интереса к учебно-познавательной деятельности
(это м.б. поставленная проблема, неразрешенная ситуация, диалог, беседа,
наблюдение)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД–(слайд 6, слайд 7)
этоумение ребенка самостоятельно организовать свою учебную деятельность.
Определить цель, поставить перед собой учебную задачу;
Составить план, последовательность своих действий;
Прогнозировать результат
Осуществлять контроль своей деятельности
Корректировать свои действия
Оценивать результаты своей деятельности
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
КАКИЕ
МЕТОДЫ,
ПРИЁМЫ
ИСПОЛЬЗУЕМ
В
ФОРМИРОВАНИИ
РЕГУЛЯТИВНЫХУУД?
-самоконтроль и взаимоконтроль
-взаимопомощь
-взаимооценивание
-самооценивание
-рефлексия
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД(СЛАЙД 8,9)
Познавательные УУД, так же как и личностные универсальные учебные действия
делятся на три вида действий: это общеучебные, логические и постановку и
решение проблем.
Общеучебные: (слайд 10)
Выделение цели;
поиск необходимой информации;
Выбор способа решения задачи;
Рефлексия действий, контроль, оценка.
Логические действия:( слайд 11)
Устанавливать причинно-следственные связи
Строить логические рассуждения, умозаключения,
делать выводы
Постановка и решение проблем:
Создание алгоритма, т.е. последовательности действий
при решении проблем творческого или поискового
характера.
Для формирования познавательных УУД используем (слайд 12)
Технологию проблемного обучения –создание проблемной ситуации
Сотрудничество –совместная деятельность
Дифференцированный подход – разноуровневые задания
Проектные технологии –учебно-исследовательская деятельность,
проектное обучение
Применение ИКТ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД (слайд 13)
Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с
другими людьми, педагогами, сверстниками, одноклассниками.
Планирование (определение цели, распределение функций участников,
способы взаимодействия);
(педагог обучает детей приемам работы в группах, учит ставить цель и
совместно находить пути их достижения)
Постановка вопросов ( взаимодействие в поиске и сборе информации, учит
способам выражения своих мыслей, умению отстаивать своё мнение, уважать
мнение других)
Разрешение конфликтов (педагог учит искусству спора,находить
альтернативные способы разрешения конфликта, договариваться несиловыми
методами);
Управление поведением партнера (корректировать действия партнера, давать
оценку, точно выражать свои мысли).
ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ (слайд 14)
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
- сотрудничество
-групповая дискуссия
- мозговой штурм
-коллективное задание
-работа в парах, группах
Если нам перенести все эти 4 вида УУД в русскую народную сказку «Репка», то это
выглядело бы так: (слайд 15)
Физминутка.
II. Практическая часть.
Участники семинара делятся на группы. Каждой группе раздаются разработки
занятий. Задание: определить какие виды УУД формируются на данных занятиях.
Рефлексия.
Составление синквейна по теме семинара.
Подведение итога работы семинара.
Проанализируем работу нашего семинара. С чего началась наша работа и как она
строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом
этапе? (высказывания участников семинара).
Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую
прямое отношение к этому вопросу:
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.