Напоминание

"Экспериментирование, как средство развития любознательности старших дошкольников"


Автор: Паромова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад № 15"
Населённый пункт: г. Чернушка, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментирование, как средство развития любознательности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паромова Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детский сад №15»

г. Чернушка

"Экспериментирование, как средство развития

любознательности старших дошкольников"

Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка,

творческую деятельность, в результате которой он познает возможности материалов,

как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных

мотивов

деятельности,

поставила

перед

собой

цель: формирование

у

старших

дошкольников любознательности в процессе экспериментирования с разными

материалами. Определила следующие задачи:

создать предметно-средовые условия для развития любознательности каждого

ребенка;

обеспечить

поддержку

инициативы

и

самостоятельности

детей

в

процессе

экспериментирования;

вовлечь родителей в совместное экспериментирование в домашних условиях.

Пополнила

игровые

центры

материалами

и

оборудованием

для

экспериментирования:

разные

виды

бумаги,

ткани,

крупы,

природный

материал

(речной песок, сухие листья, семена овощей, скорлупу грецких орехов). Привлекла

воспитанников

к

созданию

коллекций:

«Открыток»,

«Мелких

игрушек»,

«Что

притягивает

магнит»

и

др.,

технологические

ленты

для

самостоятельной

деятельности и др. доступность и свободу выбора обеспечила каждому желающему

экспериментировать,

исследовать

цвет,

снег,

его

свойства,

внесла

сказочного

персонажа Любознайкина.

Для этого разработала методическое обеспечение: перспективный план по

экспериментированию с различными материалами, картотеку занимательных опытов,

дидактические игры, пополнила коллекции (пуговиц, открыток, фантиков, мелких

игрушек, камешков, шишек, ракушек, часов, ткани, бумаги) и др.

Работу по экспериментированию проводили следующим образом:

проблемная ситуация от имени сказочного героя Любознайкина.

совместная

экспериментальная

деятельность,

с

воспитателем

в

процессе

которой, дети выдвигали гипотезы, проверяли, их экспериментальным путем,

делали выводы.

самостоятельная

деятельность

в

уголке

экспериментирования

с

использованием технологически ленты.

Технологическая лента представляет собой книжку – раскладушку, в которой

схематично

представлены:

инструменты,

используемые

для

выполнения

эксперимента, последовательность его выполнения, предполагаемый результат.

Например: Любознайкин предложил нарисовать картину из цветного песка.

Воспитанники

предлагали

разные

варианты

окрашивания

песка.

В

итоге,

выбрали

наиболее

безопасный

вариант.

Песок

прокалили

в

духовке,

слегка

увлажнили, просушили, затем добавили пищевые красители. Рассыпали в емкости и

использовали для рисования.

Реализация

поставленных

задач

в

полной

мере

возможна

лишь

при

условии

тесного

взаимодействия

детского

сада

и

семьи.

С

этой

целью

для

родителей

проводила

консультации

«Воспитываем

ли

мы

почемучек?»,

«Экспериментируем

природным материалом», разработала памятку «Чего нельзя и что нужно делать для

поддержания

интереса

детей

к

познавательному

экспериментированию»,

папка

передвижка «Экспериментируем месте с ребенком», «Игры на кухне и в ванной».

Организовала «Вечер удивительных открытий» - совместное экспериментирование

детей и родителей по окрашиванию манки и соли – цветным мелом и гуашью.

Реализуя

поставленные

цели

и

задачи,

обеспечила

условия

для

развития

любознательности в экспериментировании:

развивающая

среда,

обеспечивающая

доступность

и

свободу

выбора,

обеспечение каждому желающему экспериментировать;

у детей старшего дошкольного возраста сформировалась способность видеть

многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости, развился

собственный познавательный опыт в

процессе ознакомления со свойствами

материалов;

родители

вовлечены

в

совместное

экспериментирование,

как

в

домашних

условиях, так и в группе.



В раздел образования