Автор: Паромова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад № 15"
Населённый пункт: г. Чернушка, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментирование, как средство развития любознательности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Паромова Наталья Александровна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад №15»
г. Чернушка
"Экспериментирование, как средство развития
любознательности старших дошкольников"
Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка,
творческую деятельность, в результате которой он познает возможности материалов,
как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных
мотивов
деятельности,
поставила
перед
собой
цель: формирование
у
старших
дошкольников любознательности в процессе экспериментирования с разными
материалами. Определила следующие задачи:
создать предметно-средовые условия для развития любознательности каждого
ребенка;
обеспечить
поддержку
инициативы
и
самостоятельности
детей
в
процессе
экспериментирования;
вовлечь родителей в совместное экспериментирование в домашних условиях.
Пополнила
игровые
центры
материалами
и
оборудованием
для
экспериментирования:
разные
виды
бумаги,
ткани,
крупы,
природный
материал
(речной песок, сухие листья, семена овощей, скорлупу грецких орехов). Привлекла
воспитанников
к
созданию
коллекций:
«Открыток»,
«Мелких
игрушек»,
«Что
притягивает
магнит»
и
др.,
технологические
ленты
для
самостоятельной
деятельности и др. доступность и свободу выбора обеспечила каждому желающему
экспериментировать,
исследовать
цвет,
снег,
его
свойства,
внесла
сказочного
персонажа Любознайкина.
Для этого разработала методическое обеспечение: перспективный план по
экспериментированию с различными материалами, картотеку занимательных опытов,
дидактические игры, пополнила коллекции (пуговиц, открыток, фантиков, мелких
игрушек, камешков, шишек, ракушек, часов, ткани, бумаги) и др.
Работу по экспериментированию проводили следующим образом:
проблемная ситуация от имени сказочного героя Любознайкина.
совместная
экспериментальная
деятельность,
с
воспитателем
в
процессе
которой, дети выдвигали гипотезы, проверяли, их экспериментальным путем,
делали выводы.
самостоятельная
деятельность
в
уголке
экспериментирования
с
использованием технологически ленты.
Технологическая лента представляет собой книжку – раскладушку, в которой
схематично
представлены:
инструменты,
используемые
для
выполнения
эксперимента, последовательность его выполнения, предполагаемый результат.
Например: Любознайкин предложил нарисовать картину из цветного песка.
Воспитанники
предлагали
разные
варианты
окрашивания
песка.
В
итоге,
выбрали
наиболее
безопасный
вариант.
Песок
прокалили
в
духовке,
слегка
увлажнили, просушили, затем добавили пищевые красители. Рассыпали в емкости и
использовали для рисования.
Реализация
поставленных
задач
в
полной
мере
возможна
лишь
при
условии
тесного
взаимодействия
детского
сада
и
семьи.
С
этой
целью
для
родителей
проводила
консультации
«Воспитываем
ли
мы
почемучек?»,
«Экспериментируем
природным материалом», разработала памятку «Чего нельзя и что нужно делать для
поддержания
интереса
детей
к
познавательному
экспериментированию»,
папка
передвижка «Экспериментируем месте с ребенком», «Игры на кухне и в ванной».
Организовала «Вечер удивительных открытий» - совместное экспериментирование
детей и родителей по окрашиванию манки и соли – цветным мелом и гуашью.
Реализуя
поставленные
цели
и
задачи,
обеспечила
условия
для
развития
любознательности в экспериментировании:
развивающая
среда,
обеспечивающая
доступность
и
свободу
выбора,
обеспечение каждому желающему экспериментировать;
у детей старшего дошкольного возраста сформировалась способность видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости, развился
собственный познавательный опыт в
процессе ознакомления со свойствами
материалов;
родители
вовлечены
в
совместное
экспериментирование,
как
в
домашних
условиях, так и в группе.