Автор: Петрова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ пос.Санболи
Населённый пункт: Хабаровский край, Амурский район, пос.Санболи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конструктор урока"
Раздел: начальное образование
1
Моделирование уроков разного типа.
«Конструктор урока».
Выполнила:
Студентка Петрова С.В.
2
Конструктор урока
1
Начало урока
«Линия
времени»,
«Без слов»
«Оратор»
«повтори моё и
добавь своё»
«Коротко и по
существу».
«Шкатулка
».
2
Объяснение
нового
материала
Чтение с
остановками
«Кумир»
«Автор»
«пенсил»
«шкатулка»
3
Закрепление,
тренировка,
отработка
умений
«кластер»
«синквейн
»
«Редактирование
текста»
«Встреча с
героем».
«Согласен
– не
согласен»
4
повторение
«повтори моё
и добавь своё»
«Диктант
значений».
«Шкатулка»
«Хочу
спросить»
«Согласен
– не
согласен»
5
контроль
«Два
конверта»
«Зашифров
анный
ответ»
«составь
задания»
«Диктант
значений».
«Шкатулка
»
6
Домашнее
задание
«пенсил»
Чтение с
остановка
ми.
«Встреча с
героем».
«Публичное
выступление»
.
«Что было
бы если
бы…».
7
Конец урока
«Фантазёр»,
«Без слов»
«Профи»
«Хорошо или
плохо»
«Коротко и по
существу».
«Шкатулка
».
«Линия времени».
Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы,
формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят
стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно
«передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может
являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для
успешного усвоения каждой последующей темы.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников
эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через
признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
Что вы уже знаете об этой теме?
Подберите слова об этом или на эту тему….
Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Чтение с остановками – это приём, который также можно применять на любом
предмете по любой теме.
Рассмотрим этот прием на примере урока литературы, при работе с эпизодам.
Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.
Задача учителя:
3
1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более
половины страницы);
2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на
понимание, прогнозирование, анализ); и
3) подготовить задания по каждому из фрагментов. В конце урока предложить
детям вспомнить пословицы и/или цитаты по теме.
В качестве домашнего задания, после проделанной работы, может быть
предложено изложение по тексту.
Как вы сумели заметить, этот прием можно выделить отдельной педагогической
технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой
технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение
учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.
«Оратор»За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы
просто необходимо.
«Автор»Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам
необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Кумир»На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким
образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Кластер», в переводе с английского – гроздь.
Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме
«…..»».
Используя этот прием применяю следующие формы работы:
обсуждение в парах;
дополнение друг друга;
работа в группах.
Результат этой работы заключается в некой таблице:
4
Гроздей может быть сколько угодно, это зависит от темы.
Например тема «4 типа вопросов»:
и так далее, до исчерпания темы, т.е. гроздей может быть сколько угодно.
«Синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять
строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая
увеличивается на одно.
Например возьмем для обобщения тему «Зима» и в виде разминки по заданной
теме составим «синквейн». Итак,
1-я строка – Зима. (Тема)
2-я строка – Сезон года. (Что это?)
3-я строка – Зима – суровая пора. (Какой сезон? Что свойственно?)
4-я строка – Держитесь люди, скоро лето! (Свои эмоции)
5-я строка – Готовь сани летом, телегу – зимой. (Пословица или цитата)
Редактирование
текстов -
постоянная
систематическая
работа
по
обнаружению,
исправлению
и
объяснению
ошибок, –
один
из
действенных
методов обучения и развития учащихся.
«Повтори
моё
и
добавь
своё». Приём
развивает
кратковременную
оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме.
Приём
может
быть
проведён
в
виде
игры-эстафеты.
Учитель
(или
ученик)
называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе
слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по
порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
«Два
конверта». В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону
обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов»,
другой «Касса
моих
ошибок».
Словарные
диктанты
и
тесты
«Вставь
пропущенные буквы» выполняются на листочках. 10-12 слов – этого бывает
вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь
5
учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4»,
которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо,
тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над
ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в
«Кассу успехов».
Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.
Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются.
Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части
речи, члены предложения, морфологические признаки и др.
Задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым можно проверить
уровень усвоения изученной темы».
«Пенсил», в переводе с английского карандаш. Данный прием ни что иное, как
чтение с пометками. То есть изучение материала с карандашом в руках.
Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью
этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение
здесь только одно: текст не должен быть очень большим.
«Фантазёр» На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в
жизни.
«Профи» Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
«Хорошо
или
плохо». Приём,
направлен
на
активизацию
мыслительной
деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и
отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию
с
разных
позиций,
учитывая
разные
роли.
Учитель
называет
предмет
или
ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и
другой
вариант,
когда
учитель
предлагает
предмет
(ситуацию),
а
ученик
описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем
вредна
эта
ситуация
и
т.д.
Третий
вариант
может
проходить
в
виде
игры
«Продавец
и
покупатель»
и л и «Купим
или
нет?».
Ученики
делятся
на
продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его
плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль
продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает
купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах
этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту
книгу.
«Коротко
и
по
существу». Приём
направлен
на
развитие
умения
кратко
формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём
предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок,
отзывов,
аннотаций,
рецензий.
Возможны
два
варианты
использования
этого
приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном
составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста,
кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим
составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко
6
написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить,
пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с
рекомендацией прочитать какую-то сказку.
«Встреча
с
героем». Приём
направлен
на
формирование
умения
самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает
создание
диалога
с
персонажем
произведения.
Учитель
создаёт
речевую
ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит
встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и
задать
этому
герою
один-два
вопроса.
Можно
попросить
школьников
предположить, что ответит на заданный вопрос герой.
«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения
обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при
доказывании
правильности
выбора
предмета.
Педагог
предлагает
заполнить
шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа,
пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д.
Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением
предметов,
названиями
предметов,
пожеланиями
могут
прикрепляться
на
магнитную
доску,
раскладываться
на
парте
и
т.п.
Свой
выбор
школьники
обязательно объясняют.
«Без
слов». Приём
направлен
на
развитие
невербальной
коммуникации,
творческой
активности.
Этот
приём
предполагает
использование
элементов
драматизации.
С
помощью
мимики
и
жеста
учащимся
предлагается
продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать
повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.
«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря
школьников,
на
умение
определять
предмет
по
его
признакам,
действиям
и
назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может
быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.
«Хочу
спросить»
или
«Задай
вопрос». Приём
направлен
на
повышение
интереса
к
учебному
материалу
и
формирует
умение
содержательно
формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок,
глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.
Вопросы
могут
задаваться
не
только
к
тексту,
но
и
к
иллюстрациям,
конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу
задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое
количество времени, вопросы могут быть записаны на листочке. Могут быть
использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему,
что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.
«Согласен
–
не
согласен». Приём
способствует
актуализации
знаний
учащихся
и
активизации
мыслительной
деятельности.
Формирует
умение
оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически
правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое
7
отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет.
Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что…
или нет, я не согласен с вам, что...».
«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и
отстаивать
свою
точку
зрения.
В
данном
приёме
школьникам
предлагаются
утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными.
Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями.
Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.
«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества
школьников,
воображения,
на
умение
прогнозировать
и
изменять
ситуацию.
Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались
события
в
произведении
если
бы
ситуация
или
действия
персонажа
были
несколько иными.
«Публичное
выступление». Данный
приём
направлен
на
формирование
умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом.
Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от
уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику
может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.
«Артисты
и
зрители». Данный
приём
направлен
на
развитие
творческих
способностей
учащихся
и
предполагает
использование
драматизации
разных
форм.
Постанову
групповых
и
индивидуальных
сценок,
спектаклей.
Работа
проходит в основном во внеурочное время.
«Задай
вопрос». Приём
направлен
на
повышение
интереса
к
учебному
материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог
просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или
указывает конкретное число вопросов.
8