Автор: Елипашева Елена Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С № 141
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Познавательный проект (старшая группа)
Тема: "Путешествие по правилам дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Познавательный проект
по ПДД
(старшая группа)
Елипашева Елена Владимировна,
воспитатель первой категории
МБДОУ д/с № 141
Тип проекта:
информационно-
познавательный
Продолжительность:
краткосрочный(2 недели)
Участники проекта:
воспитатели,
дети, родители
Цель проекта:
Формирование
навыков безопасного поведения
детей на дорогах.
Актуальность
•
Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не
меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил
порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы
обязательно должны придерживаться правил и знаков
дорожного движения. Обучение детей дошкольного
возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая
часть их воспитания, которой должны уделять особое
внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С
самых ранних лет маленький ребенок должен понимать
важность соблюдения данных правил, поскольку от этого
зависит безопасность его жизни и здоровья.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого
возраста отсутствует защитная психологическая реакция на
дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Желание постоянно открывать что-то новое,
непосредственность часто ставят их перед реальными
опасностями.
•
Задачи:
•
Образовательные
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения,
полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить
понимать их схематическое изображение для правильной
ориентации на улицах и дорогах;
- сформировать у детей элементарные знания о светоотражающих
элементах.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной
обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для
усвоения и выполнения правил дорожного движения:
внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
Этапы реализации проекта
•
1 этап (постановка проблемы)
Создание проблемы перед детьми ««Всем ли знать положено правила
дорожные?»
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
Составление перспективного плана работы
Проведение предварительной работы:
•
Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки
методической и детской литературы, современная
познавательно - развивающая информация о ПДД для
дошкольников и родителей)
•
Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого
материала, пособий, оборудования,
•
разработка конспектов мероприятий, презентаций;
•
создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;
рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
•
просмотр видеоматериалов;
•
проведение с детьми бесед по теме ПДД;
.
3 этап (работа над проектом)
Организовать работу по решению задач проекта через:
проведение НОД познание «Путешествие по правилам дорожного
движения», «Безопасность на дорогах», «Правила дорожные будем
твердо знать», Игра - викторина «Пешеход», «Путешествие в страну
дорожных знаков», рассматривание тематических плакатов, фотографий и
иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций;
проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения»,
«Наша улица», «Путешествие на метро», «Правила пешехода», «Как у
наших у ворот очень важный знак живёт», «Правила дорожного движения
выполняй без возражения»; «Как переходить улицу», «Правила поведения
на дороге», «Виды транспорта», «Какие бывают машины», «Как вести себя
в транспорте»; составление рассказов по сюжетным картинкам;
инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по
правилам пользования общественным транспортом и правилам
безопасного поведения на дорогах и улицах; знакомство с
произведениями художественной литературы, отгадывание загадок;
создание коллективной аппликации «На перекрестке»; лепка «Наш друг-
светофор» ;рельефная лепка «Дорожные знаки» ; Проведение
дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр; конструирование:
строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы,
конструирование «Автомастерская».
Чтение художественной литературы
Е.Житков «Светофор»,
С.Михалков «Моя улица»,
Дядя Степа, Н. Калинин «Как
ребята переходили
улицу» В.Сиротов «Твой
товарищ светофор», И.Серяков
«Законы улиц и дорог»,
А.Иванов «Как неразлучные
друзья дорогу переходили»,
Азбука дорожной
безопасности Анатолия Линёва
«Если Емеля едет на печке…»;
Целевые прогулки
«Знакомство с улицей и дорогой»,
«Наблюдение за светофором»,
«Пешеходный переход»,
«К остановке пассажирского транспорта»,
«Правила поведения на дороге»;
«Посещение библиотеки»
«Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто
отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди
нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки»,
«Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и
регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные
знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное
лото», «Найди нужный знак»; «Внимание дорога», «Назови
машину», «Подумай – отгадай», «Дорожные знаки»,
«Разрешено – запрещено»,
Дидактические игры
Подвижные игры
К своим знакам», «Зебра», «Грузовики»,
«Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до
знака», «Ловкий пешеход», «Светофор»,
«Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;
«Воробушки и автомобиль», «Стой – иди»,
Сюжетно-ролевые игры
«На дорогах города»,
«Правила движения»;
«Регулировщик»,
«Водитель автобуса»,
«Случай на дороге» (оказание
первой помощи),
«Шиномонтаж».
Составление творческих рассказов :
« Что случилось бы, если бы не
было правил дорожного
движения?»,
«Если бы все знаки перепутались?»,
«Истории в транспорте»;
«Странный водитель»;
«В автобус вошла бабушка»;
«Малыш требует место у окна»
Работа с родителями:
Консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
Практикум: «Как поступить в данной ситуации»
Оформление папки-передвижки: «Самые важные правила - правила дорожного
движения!»
Информация в родительский уголок: «дискуссия «Легко ли научить ребенка
правильно вести себя на дороге»
Беседы по вопросам ПДД
Изготовление маршрутов движения «Дом – детский сад»
Изготовление фотоотчетов
Участие в обогащении предметно-развивающей среды
Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД»;
Викторина: «Знаки дорожные помни всегда,
чтобы с тобой не случилась беда»;
Заключительный этап
Результат проекта
Использование данного проекта способствует более глубокому
усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению
знаний и умений, формированию осознанного отношения к их
соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля,
ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои
поступки. Дети ориентированы в том, что машины движутся по
проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении
светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева,
вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах
транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие
правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный
путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах
расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют
назначение этих знаков.