Автор: Лобанова Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №260 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя–логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя логопеда и музыкального
руководителя
Музыкальный руководитель: Лобанова Ирина Васильевна( 1
квалификационная категория)
Представляю вашему вниманию разработанную статью о нашей совместной
работе с учителем- логопедом Власенко Н.Ю (высшая кваллификационной
категория)
Логоритмика: взаимодействие учителя - логопеда и музыкального
руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения
речи.
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от
эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В
коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют
совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.
Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной
стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая
ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей
выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего
корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов,
так и слов и фраз. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать
фонетически правильную речь и более успешно овладеть
произносительными умениями.
Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941],
рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых
и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:
- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игру на музыкальных инструментах;
- музыкальную самостоятельную деятельность;
- игровую деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
На занятиях по логопедической ритмике ( ЛОГОРИТМИКЕ) для развития
творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и
неречевых нарушений у детей с ОНР я использую музицирование (вокальное
и инструментальное, речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-
артикуляционные упражнения, массаж и пальчиковую гимнастику в игровой
форме (сопровождаем художественным словом, речевые игры и ролевые
стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения.
Вокальное музицирование предполагает привести голосового аппарата в
рабочее состояние, настроить слух и внимание, знакомство с возможностями
человеческого голоса. Для этого мы совместно с логопедом используем игры
по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением,
песенный фольклор, а так же пение с движением.
Инструментальное музицирование является основой формирования
ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их
заместителях, что способствует развитию фонематического слуха, внимания,
воображения и умение использовать характерное звучание инструментов при
создании музыкальных картин.
. Танцевально-ритмические упражнения являются основными для
развития чувства ритма и двигательных способностей, которые позволяют
свободно и красиво выполнять согласованные движения с музыкой, задания
и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при
выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и
осознание своих чувств.
Планируя свою работу совместно с учителем-логопедом . При
этом учитываю следующие принципы:
-наглядность,-
-доступность,
-поэтапное повышение требований,
-стимулирование активности и сознательности детей,
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятия мы опираемся на связь логоритмики с
физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленностью,
учитываем механизм и структуру речевого нарушения и развития личности в
целом. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе,
а также с программными требованиями по музыкальному и физическому
воспитанию.
Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической
ритмики на примере гласных звуков.
1. Цели:
1 Уточнение произношения гласных звуков
2 Развитие речевого дыхания.
3 Фонематической ритмики
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится
гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев
касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают
руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя.
Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки
вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают
руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза
хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх,
остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на
носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти
направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением
отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
2. Мимические упражнения:
Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры;
развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя
невербальные средства общения.
Например: в лесу (тема “Дикие животные”):
Лисичка – хитрая,
Волк – злой,
Заяц – трусливый и т. д.
3. Стихотворения (речевые упражнения):
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки
поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
Таким образом, учитель- логопед осуществляет: постановку
диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых
органов средствами логопедического массажа; формирование
артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию;
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению
связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и
дислексии; совершенствование мелкой моторики и т. д.
Музыкальный руководитель развивает:
-слуховое внимание и память,
-пространственное представления,
-координацию движений,
-умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок,
-воспитывает мелодико-интонационную сторону речи
и фонематический слух.
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых
дефектов является только совместная, взаимосвязанная работа всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г.
А. Волковой, — СПб.: КАРО, 2005.
2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: игры с мячом для
развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.:
Айрис-пресс, 2006.
4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего
дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.:
Школьная Пресса, 2004.
5. Лопухина А. Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие
для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика».
7. Источники интернетресурсов.