Напоминание

"Взаимодействие учителя–логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"


Автор: Лобанова Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №260 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя–логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие учителя логопеда и музыкального

руководителя

Музыкальный руководитель: Лобанова Ирина Васильевна( 1

квалификационная категория)

Представляю вашему вниманию разработанную статью о нашей совместной

работе с учителем- логопедом Власенко Н.Ю (высшая кваллификационной

категория)

Логоритмика: взаимодействие учителя - логопеда и музыкального

руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения

речи.

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от

эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В

коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют

совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.

Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной

стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая

ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей

выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего

корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов,

так и слов и фраз. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать

фонетически правильную речь и более успешно овладеть

произносительными умениями.

Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941],

рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых

и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- игру на музыкальных инструментах;

- музыкальную самостоятельную деятельность;

- игровую деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

На занятиях по логопедической ритмике ( ЛОГОРИТМИКЕ) для развития

творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и

неречевых нарушений у детей с ОНР я использую музицирование (вокальное

и инструментальное, речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-

артикуляционные упражнения, массаж и пальчиковую гимнастику в игровой

форме (сопровождаем художественным словом, речевые игры и ролевые

стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения.

Вокальное музицирование предполагает привести голосового аппарата в

рабочее состояние, настроить слух и внимание, знакомство с возможностями

человеческого голоса. Для этого мы совместно с логопедом используем игры

по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением,

песенный фольклор, а так же пение с движением.

Инструментальное музицирование является основой формирования

ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их

заместителях, что способствует развитию фонематического слуха, внимания,

воображения и умение использовать характерное звучание инструментов при

создании музыкальных картин.

. Танцевально-ритмические упражнения являются основными для

развития чувства ритма и двигательных способностей, которые позволяют

свободно и красиво выполнять согласованные движения с музыкой, задания

и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при

выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и

осознание своих чувств.

Планируя свою работу совместно с учителем-логопедом . При

этом учитываю следующие принципы:

-наглядность,-

-доступность,

-поэтапное повышение требований,

-стимулирование активности и сознательности детей,

- индивидуальный подход к каждому ребенку.

Кроме того, при построении занятия мы опираемся на связь логоритмики с

физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленностью,

учитываем механизм и структуру речевого нарушения и развития личности в

целом. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической

темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе,

а также с программными требованиями по музыкальному и физическому

воспитанию.

Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической

ритмики на примере гласных звуков.

1. Цели:

1 Уточнение произношения гласных звуков

2 Развитие речевого дыхания.

3 Фонематической ритмики

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится

гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев

касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают

руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя.

Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки

вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают

руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза

хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх,

остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на

носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти

направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением

отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

2. Мимические упражнения:

Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры;

развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя

невербальные средства общения.

Например: в лесу (тема “Дикие животные”):

Лисичка – хитрая,

Волк – злой,

Заяц – трусливый и т. д.

3. Стихотворения (речевые упражнения):

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки

поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

Таким образом, учитель- логопед осуществляет: постановку

диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых

органов средствами логопедического массажа; формирование

артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию;

развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению

связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и

дислексии; совершенствование мелкой моторики и т. д.

Музыкальный руководитель развивает:

-слуховое внимание и память,

-пространственное представления,

-координацию движений,

-умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок,

-воспитывает мелодико-интонационную сторону речи

и фонематический слух.

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых

дефектов является только совместная, взаимосвязанная работа всех

специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с

дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г.

А. Волковой, — СПб.: КАРО, 2005.

2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: игры с мячом для

развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.:

Айрис-пресс, 2006.

4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего

дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.:

Школьная Пресса, 2004.

5. Лопухина А. Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие

для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика».

7. Источники интернетресурсов.



В раздел образования