Автор: Духанина Татьяна Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Нововоронежский детский сад №6"
Населённый пункт: Г. Нововоронеж Воронежской области
Наименование материала: Презентация
Тема: "Дружно, весело играем звуки речи закрепляем"
Раздел: дошкольное образование
«Дружно, весело играем,
звуки речи закрепляем»
Подготовила: учитель-логопед
МКДОУ «Нововоронежский детский
сад№6»
Духанина Т.П
«Дружно, весело играем,
звуки речи закрепляем»
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования к основным
видам деятельности детей относит
игру и общение, следовательно,
игровое общение есть тот
необходимый базис, в рамках
которого происходит формирование и
совершенствование речевой
активности ребёнка.
Актуальность темы обуславливается тем, что для
достижения целевых ориентиров необходима
систематическая профилактика и коррекция речевых
нарушений у детей. Но информационная плотность
дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к
школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда
комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов
работы по исправлению речевых нарушений, которые
были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме
сложные и, порой, малоинтересные логопедические
упражнения становятся для ребёнка увлекательным
заданием.
Роль игры в развитии речи детей
Игра доставляет ребенку радость. Это будет
или радость творчества, или радость
победы, или радость эстетическая - радость
качества. Такую же радость приносит и
хорошая работа. И здесь полное сходство.
Некоторые думают, что работа отличается
от игры тем, что в работе есть
ответственность, а в игре ее нет. Это
неправильно: в игре есть такая же большая
ответственность, как в работе.
Пальчиковые игры
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
(Сухомлинский В. А.)
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют
развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с
самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны
улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Пальчиковые игры
— это инсценировка какой-нибудь сказочки или
потешки с помощью пальцев рук. Вот несколько
примеров.
♦
Одна ладошка сложена «горсткой, это
«корытце с водицей», пальцы другой руки
изображают куриный клювик:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила водицу прямо из корытца.
♦
Большой палец по очереди касается
других:
Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице!
♦
Поочередно сцепляя каждую пару
одноименных пальцев:
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки!
Игра на развитие дыхания
Речевое дыхание представляет собой координированный
акт, во время которого дыхание и артикуляция строго
соотносятся в процессе речевого высказывания.
Для развития дыхания ребенка
используются множество дыхательных игр:
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с
руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов,
дуть на всевозможные вертушки и прочее;
надувать надувные игрушки, воздушные шары,
пускать мыльные пузыри.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс
упражнений, одни из которых помогают улучшить
подвижность органов артикуляции, другие — увеличить
объём и силу движений, третьи вырабатывают точность
позы губ, языка, необходимую для произнесения того
или иного звука.
Автоматизация звукопроизношения
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный,
последовательный процесс введения правильного звука
в речь ребёнка.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Игры на автоматизацию звуков
Автоматизация звука – этап при коррекции
неправильного звукопроизношения, следующий после
постановки нового звука; направлен на формирование
правильного произношения звука в связной речи;
заключается в постепенном, последовательном
введении поставленного звука в слоги, слова,
предложения и в самостоятельную речь.
Игры по звукоподражание
Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение
вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же
повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в
«попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в
практической деятельности ребёнка, в игре.
Игра на развитие фонематического
слуха
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому
анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению
грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем
интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной
динамики в развитии фонематического слуха , тем самым помогая
детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Различаем гласные звуки
Дифференциация звуков.
Дифференциация звуков - это различение звуков,
схожих по каким-то признакам. Ребенок научился
произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи
заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит
пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как
произносит, так потом и напишет.
Дидактические игры на развитие
фонематического слуха
Дидактические игры на развитие
фонематического слуха построены на умении
правильно слышать звуки родного языка.
Игры на закрепление слоговой
структуры слова.
У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов
звукопроизношения, часто бывает нарушена и
слоговая структура слова – способность правильно
воспроизводить в речи слова различного слогового
состава
Игровой метод — это основной метод работы с детьми.
Во время игр дети овладевают навыками и умениями
правильной речи, а также другими видами деятельности.
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным,
действенным, позволяя ребёнку получить собственный
опыт.
Успех коррекционного обучения во многом определяется
тем, насколько четко организуется преемственность
в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая
система не может быть в полной мере эффективной, если
в ней не задействована семья. Если дошкольное
учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок
оказывается между двух огней, поэтому так необходимо
тесное сотрудничество логопеда и родителей.