Напоминание

"Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования."


Автор: Астафьева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С №87
Населённый пункт: Г. Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционных техник рисования.

Астафьева Т.П., воспитатель

МБДОУ Детский сад №87, г. Орла

В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых,

нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает

умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как

возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие

творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является

духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том

числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что

приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда

ребёнок

начинает

открывать

для

себя

окружающий

мир.

В

детском

творчестве окружающий мир открывается по разному, в зависимости от его

внутреннего

мира.

Возникающие

в

их

непосредственном

воображении

образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета,

формы, невероятностью событий.

Интеллектуальное развитие мышления ребёнка дошкольного возраста

характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая

стадия подготавливает последующие.

Так, словесно - образное мышление

поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении произведений

музыки,

поэзии,

изобразительного

творчества.

Поэтому,

особенно

важна

связь

рисования

с

мышлением

ребенка.

При

этом

в

работу

включаются

зрительные,

двигательные,

мускульно-осязаемые

анализаторы.

В

работах

А.В.

Запорожца,

В.В.

Давыдова,

Н.Н.

Поддьякова

установлено,

что

дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в

том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений,

устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной

форме. Кроме того, рисование развивает память, внимание, учит ребенка

думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Определенное

достоинство

рисования

по

сравнению

с

другими

видами

деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия

многих психических функций. По мнению многих ученых, детское рисование

участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в

процессе

рисования

координируется

конкретно-образное

мышление,

связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и

абстрактно-логическое

мышление,

за

которое

отвечает

левое

полушарие.

Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Для этого

используют нетрадиционные приемы рисования в детском саду: рисование

пальцами,

печать

от

руки,

соль,

свечой,

пластилином,

кляксография,

монотипия

и

т.д.

По

утверждению

Никитиной

А.В.

они

не

только

положительно влияют на эмоциональное состояние детей, но и помогают

развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику.

По

исследованию

В.И.Дружинина,

вопрос

о

связи

речи

с

мышлением

является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по

мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.

Ведь не случайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,

не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Нетрадиционные

техники

позволяют,

отойдя

от

предметного

изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и

вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами

изображения

предметов

или

окружающего

мира,

ребёнок

получает

возможность выбора.

На занятиях по изодеятельности с использованием нетрадиционных

техник,

у

детей

развивается

ориентировочно-исследовательская

деятельность,

фантазия,

память,

эстетический

вкус,

познавательные

способности,

самостоятельность.

Ребёнок

использует

цвет

как

средство

передачи

настроения,

эксперементирует

(смешивает

краску

с

пеной,

на

изображённый

предмет

цветными

мелками

наносит

гуашь).

При

непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства:

густоту, твёрдость, вязность. В изображении сказочных образов появляется

умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа

с

нетрадиционной

техникой

изображения

стимулирует

положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное

настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с

процессом

рисования.

Многие

виды

нетрадиционного

рисования

способствуют

повышению

уровня

развития

зрительно-моторной

координации.

Ещё

с

самого

раннего

детства

дети

пытаются

отразить

свои

впечатления

об

окружающем

мире

в

своём

изобразительном

творчестве.

Иногда им не нужны краски, кисти и карандаши. Они рисуют пальчиками,

ладошками

на

запотевшем

стекле,

палочкой

на

песке,

иногда

маминой

помадой на стекле. А со временем отыскивают новые приёмы отражения

окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с

имеющими

место

в

изобразительном

искусстве

нетрадиционными

техниками.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на

традиции. Мы занялись нетрадиционными способами рисования, потому что

это

очень

увлекательная,

завораживающая

деятельность.

Важную

роль

в

развитии ребёнка играет развивающая среда. Её содержание должно носить

развивающий

характер,

направленное

на

развитие

творчества

каждого

ребёнка. Необычные материалы и оригиннальные техники привлекают детей

тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и

как

хочешь.

Дети

получают

эмоции,

а

по

эмоциям

можно

судить

о

настроении ребёнка.

Работу с использованием нетрадиционных техник можно начинать со

второй

младшей

группы.

В

своей

работе

используем

разработки

Р.Г.

Казаковой, начиная со способов, не требующих от маленьких художников

профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку.

Неотъемлемой частью работы становится экспериментирование с красками

(создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

В

настоящее

время

современными

педагогами

и

психологами

разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся

новые задачи обучения и воспитания ребёнка. Существует много техник

нетрадиционного рисования, для каждого возраста они разные. С детьми

младшего

дошкольного

возраста

на

занятиях

используем

такие

приемы

нетрадиционного рисования как: рисование пальчиками, оттиском печаткой

из

овощей:

картофеля,

моркови,

свеклы.

Детей

среднего

дошкольного

возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном,

оттиск печаткой из ластика, техника восковых мелков + акварель, свеча +

акварель, отпечатки из листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить уже более сложные

техники

выполнения:

кляксография

с

трубочкой,

монотипия

пейзажная,

монотипия предметная, печать по трафарету, кляксография обыкновенная,

набрызг кистью, или зубной щеткой и др ... Каждая техника по своему

интересна.

Например,

применение

различного

вида

печаток

не

требует

никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм,

смазанных

красками.

Печатку

обмакивают

в

краску

или

прижимают

к

окрашенной «штемпельной подушечке» - плоскому куску поролона. Печатку

можно

сделать

из

ватной

палочки,

пробки,

кусочка

сырой

картофелины,

свеклы, моркови, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, подойдет и

жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют

методом

«полусухого

тычка».

Кроме

«печатания»,

«тычка»,

можно

рекомендовать «растяжку», либо технику «расчесывания краски»: которая

выполняется скольжением печаткой по листу, зубной щеткой или расческой с

мелкими зубцами. Таким образом, получаются красивые морские пейзажи,

травинки

с

каплями

воды

после

дождя,

необычные

созвездия…

В

настоящее

время

исследованиями

и

разработкой

методов

и

приемов

нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В.

Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Использование нетрадиционных

приемов

художественно-творческой

деятельности

может

обеспечить

всестороннее

развитие

ребенка,

создать

обстановку

эмоционального

благополучия,

напомнить

его

интересным

содержанием,

предоставить

возможность

каждому

пережить

радость

творче ства,

яр к и м и ,

положительными эмоциями.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении,

творческом

мышлении,

функции,

которых

способствуют

развитию

абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт

детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от

накопления,

переработки

впечатлений

о

реальной

деятельности

к

этапу

вынашивания

и

оформления

продуктов

воображения

в

реально

существующие

результаты

творчества,

которые

воздействуют

на

ребенка.

Нетрадиционные

методы

и

приемы

рисования,

которые

стимулируют

развитие

мышления,

помогают

раскрыться

ребенку.

Технология

их

выполнения

интересна

и

доступна,

позволяет

детям

чувствовать

себя

раскованно,

смелее,

непосредственнее,

дает

полную

свободу

для

самовыражения,

способствует

развитию

моторики

руки

и

координации

движения,

способствует

развитию

речи

и

помогает

подготовить

руку

к

письму.

Нетрадиционные

техники

рисования

дают

ребёнку

возможность

выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить

уверенность

в

своих

силах.

Владея

разными

навыками

и

способами

изображения

предметов,

явлений

окружающего

мира,

ребёнок

получает

возможность выбора, что делает для него занятия творческими.



В раздел образования