Автор: Астафьева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С №87
Населённый пункт: Г. Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования."
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста
средствами нетрадиционных техник рисования.
Астафьева Т.П., воспитатель
МБДОУ Детский сад №87, г. Орла
В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых,
нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает
умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как
возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие
творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является
духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том
числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что
приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда
ребёнок
начинает
открывать
для
себя
окружающий
мир.
В
детском
творчестве окружающий мир открывается по разному, в зависимости от его
внутреннего
мира.
Возникающие
в
их
непосредственном
воображении
образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета,
формы, невероятностью событий.
Интеллектуальное развитие мышления ребёнка дошкольного возраста
характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая
стадия подготавливает последующие.
Так, словесно - образное мышление
поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении произведений
музыки,
поэзии,
изобразительного
творчества.
Поэтому,
особенно
важна
связь
рисования
с
мышлением
ребенка.
При
этом
в
работу
включаются
зрительные,
двигательные,
мускульно-осязаемые
анализаторы.
В
работах
А.В.
Запорожца,
В.В.
Давыдова,
Н.Н.
Поддьякова
установлено,
что
дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в
том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений,
устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной
форме. Кроме того, рисование развивает память, внимание, учит ребенка
думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Определенное
достоинство
рисования
по
сравнению
с
другими
видами
деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия
многих психических функций. По мнению многих ученых, детское рисование
участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в
процессе
рисования
координируется
конкретно-образное
мышление,
связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и
абстрактно-логическое
мышление,
за
которое
отвечает
левое
полушарие.
Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Для этого
используют нетрадиционные приемы рисования в детском саду: рисование
пальцами,
печать
от
руки,
соль,
свечой,
пластилином,
кляксография,
монотипия
и
т.д.
По
утверждению
Никитиной
А.В.
они
не
только
положительно влияют на эмоциональное состояние детей, но и помогают
развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику.
По
исследованию
В.И.Дружинина,
вопрос
о
связи
речи
с
мышлением
является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по
мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.
Ведь не случайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Нетрадиционные
техники
позволяют,
отойдя
от
предметного
изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и
вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами
изображения
предметов
или
окружающего
мира,
ребёнок
получает
возможность выбора.
На занятиях по изодеятельности с использованием нетрадиционных
техник,
у
детей
развивается
ориентировочно-исследовательская
деятельность,
фантазия,
память,
эстетический
вкус,
познавательные
способности,
самостоятельность.
Ребёнок
использует
цвет
как
средство
передачи
настроения,
эксперементирует
(смешивает
краску
с
пеной,
на
изображённый
предмет
цветными
мелками
наносит
гуашь).
При
непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства:
густоту, твёрдость, вязность. В изображении сказочных образов появляется
умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа
с
нетрадиционной
техникой
изображения
стимулирует
положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное
настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с
процессом
рисования.
Многие
виды
нетрадиционного
рисования
способствуют
повышению
уровня
развития
зрительно-моторной
координации.
Ещё
с
самого
раннего
детства
дети
пытаются
отразить
свои
впечатления
об
окружающем
мире
в
своём
изобразительном
творчестве.
Иногда им не нужны краски, кисти и карандаши. Они рисуют пальчиками,
ладошками
на
запотевшем
стекле,
палочкой
на
песке,
иногда
маминой
помадой на стекле. А со временем отыскивают новые приёмы отражения
окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с
имеющими
место
в
изобразительном
искусстве
нетрадиционными
техниками.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на
традиции. Мы занялись нетрадиционными способами рисования, потому что
это
очень
увлекательная,
завораживающая
деятельность.
Важную
роль
в
развитии ребёнка играет развивающая среда. Её содержание должно носить
развивающий
характер,
направленное
на
развитие
творчества
каждого
ребёнка. Необычные материалы и оригиннальные техники привлекают детей
тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и
как
хочешь.
Дети
получают
эмоции,
а
по
эмоциям
можно
судить
о
настроении ребёнка.
Работу с использованием нетрадиционных техник можно начинать со
второй
младшей
группы.
В
своей
работе
используем
разработки
Р.Г.
Казаковой, начиная со способов, не требующих от маленьких художников
профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку.
Неотъемлемой частью работы становится экспериментирование с красками
(создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
В
настоящее
время
современными
педагогами
и
психологами
разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся
новые задачи обучения и воспитания ребёнка. Существует много техник
нетрадиционного рисования, для каждого возраста они разные. С детьми
младшего
дошкольного
возраста
на
занятиях
используем
такие
приемы
нетрадиционного рисования как: рисование пальчиками, оттиском печаткой
из
овощей:
картофеля,
моркови,
свеклы.
Детей
среднего
дошкольного
возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном,
оттиск печаткой из ластика, техника восковых мелков + акварель, свеча +
акварель, отпечатки из листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить уже более сложные
техники
выполнения:
кляксография
с
трубочкой,
монотипия
пейзажная,
монотипия предметная, печать по трафарету, кляксография обыкновенная,
набрызг кистью, или зубной щеткой и др ... Каждая техника по своему
интересна.
Например,
применение
различного
вида
печаток
не
требует
никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм,
смазанных
красками.
Печатку
обмакивают
в
краску
или
прижимают
к
окрашенной «штемпельной подушечке» - плоскому куску поролона. Печатку
можно
сделать
из
ватной
палочки,
пробки,
кусочка
сырой
картофелины,
свеклы, моркови, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, подойдет и
жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют
методом
«полусухого
тычка».
Кроме
«печатания»,
«тычка»,
можно
рекомендовать «растяжку», либо технику «расчесывания краски»: которая
выполняется скольжением печаткой по листу, зубной щеткой или расческой с
мелкими зубцами. Таким образом, получаются красивые морские пейзажи,
травинки
с
каплями
воды
после
дождя,
необычные
созвездия…
В
настоящее
время
исследованиями
и
разработкой
методов
и
приемов
нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В.
Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Использование нетрадиционных
приемов
художественно-творческой
деятельности
может
обеспечить
всестороннее
развитие
ребенка,
создать
обстановку
эмоционального
благополучия,
напомнить
его
интересным
содержанием,
предоставить
возможность
каждому
пережить
радость
творче ства,
яр к и м и ,
положительными эмоциями.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении,
творческом
мышлении,
функции,
которых
способствуют
развитию
абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт
детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от
накопления,
переработки
впечатлений
о
реальной
деятельности
к
этапу
вынашивания
и
оформления
продуктов
воображения
в
реально
–
существующие
результаты
творчества,
которые
воздействуют
на
ребенка.
Нетрадиционные
методы
и
приемы
рисования,
которые
стимулируют
развитие
мышления,
помогают
раскрыться
ребенку.
Технология
их
выполнения
интересна
и
доступна,
позволяет
детям
чувствовать
себя
раскованно,
смелее,
непосредственнее,
дает
полную
свободу
для
самовыражения,
способствует
развитию
моторики
руки
и
координации
движения,
способствует
развитию
речи
и
помогает
подготовить
руку
к
письму.
Нетрадиционные
техники
рисования
дают
ребёнку
возможность
выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить
уверенность
в
своих
силах.
Владея
разными
навыками
и
способами
изображения
предметов,
явлений
окружающего
мира,
ребёнок
получает
возможность выбора, что делает для него занятия творческими.