Автор: Жданова Светлана Ренатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск.
Наименование материала: НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: "История пожарного дела в России."
Раздел: дошкольное образование
НОД. Ознакомление с окружающим миром (старший возраст).
Тема: История пожарного дела в России.
Программное содержание: Познакомить детей с историей пожарного дела в
России. Расширить и углубить знания об использовании средств
пожаротушения. Закреплять знания телефонов 01, 112, обогащать словарь.
Предварительная работа: Экскурсия в пожарную часть города,
рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций, просмотр
презентации «Огонь наш друг, огонь наш враг», чтение пословиц, поговорок,
загадок.
Демонстрационный материал: рисунки с изображением каланчи, повозки с
бочками и лошадьми современных пожарных машин; огнетушитель,
атрибуты для игры «Кто быстрей».
Словарь: каланча, пожарная башня, огнетушитель.
Ход:
Загадка о пожаре:
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой
(пожар)
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У
пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные со своими
семьями. На первом этаже стояли бочки с водой на повозках, с баграми,
лестницами. Но самое главное здесь – лошади, самые лучшие, самые резвые
(показ иллюстрации).
Пожарная часть выезжающая на пожар, представляла собой довольно
солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач (показ иллюстрации),
громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные с
большой скоростью едут на пожар. Но дом зачастую не успевали спасти.
На смену лошадям пришли мощные машины с сиренами (показ
иллюстрации).
Стихотворение о пожарной машине:
Спешит, гудит:
-Дорогу дай!
Моргает глазом синим
Примчится вовремя –
Беда детей и взрослых минет.
Пожары причиняют большой вред и даже губят человеческие жизни.
Пожарные очень спешат на пожар, но иногда приезжают слишком поздно.
Поэтому мы должны знать, что нужно делать до приезда пожарных.
Говорим огонь наш друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том вы в сражении с огнем,
Тут он страшен и суров,
И от дома – куча дров.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
Кто из вас, ребята, знает, как правильно нужно вызывать пожарную
машину? Все ли помнят номера телефона?
(ответы детей).
А сегодня, я хочу познакомить вас с очень важным средством
пожаротушения – огнетушителем. Огнетушитель бывает химический и
порошковый (показ иллюстрации). Объяснение правила пользования
огнетушителя.
Теперь я хочу предложить вам игру «Кто быстрее». Для игры нужно
поделиться на две команды. По сигналу обе команды одновременно из частей
складывают целое. Побеждает команда сложившая первой (для игры
необходимо подготовить изображение огнетушителя, разрезанного на части).
Ребята, а какие предметы необходимы для тушения пожара?
(багор, лопата, лом, топор и т. д.).
Попробуйте отгадать загадки:
Ушки и дужка,
Под ними кружка
Пустое – бренчит,
Полное – молчит (ведро).
Из метала шея – шест,
Два крючка – носа есть.
Коль случается пожар,
Смело лезет в самый жар (багор).
Всем готова помогать:
И копать и засыпать.
Как зовут меня ребята?
Догадались все? (лопата).
Я рвусь повсюду напролом
И называюсь просто (лом).
Хвост деревянный,
Носик остер.
Или кирка я, или (топор).
Молодцы отгадали все мои загадки. А сейчас повторите еще раз как
правильно нужно вызывать пожарную машину?
Назовите номера телефонов пожарной службы?
(ответы детей).
Молодцы.